Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Универсальность принципа баланса и его связь с принципом контраста ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Принцип баланса не сводится только лишь к таким определениям, как «симметричный», «радиальный» или «асимметричный». Принцип визуального баланса намного универсальней и шире, потому что он справедлив не только для одинаковых, подобных или же различных объектов и их признаков, но и для любых противоположных и контрастирующих визуальных сил, которые размещены и действуют на картинной плоскости композиции. Если же в композиции нет таких сил, контрастов и противоположностей, то зритель может легко потерять к ней интерес. Например, что может быть интересного в однотонной стене или в стене, покрытой обоями с рисунком «под кирпич». От однообразия и монотонности визуального восприятия мозг зрителя быстро начинает «скучать». Чтобы вызвать визуальный интерес зрителя к композиции, одновременно с ослаблением любой монотонности должна демонстрироваться визуальная «игра» (или даже «борьба») противоположных сил — светлого против темного, яркого против тусклого, ровного против изогнутого, гладкого против шероховатого. Однако в этой визуальной «игре-борьбе» должен соблюдаться принцип баланса, чтобы законченная композиция воспринималась как единое целое. Например, если одна сторона композиции визуально очень активна — с ярким цветом, неправильными формами, то решение использовать на другой стороне контрастные тона или более «тяжелую» фактуру и этим сбалансировать всю композицию будет удачным. Однако при этом нужно помнить, что баланс контрастов и противоположностей — это особый вид визуального баланса, и он никак не является простым балансом форм, размеров, визуальных масс и цвета объектов композиции. Например, с помощью разницы в светотеневой тональности маленькая светлая форма может уравновесить большую, но темную форму. Создание баланса с помощью светотеневой разницы выполняется так же, как и общее балансирование объектов композиции. Создавая баланс в ахроматической или монохроматической композиции, можно особенно не заботиться о цвете. Однако в хроматической композиции цвет может значительно изменять визуальный вес ее объектов. Например, маленькая форма яркого цвета может иметь такой же или даже больший визуальный вес, чем большая форма неяркого, тусклого цвета. Два объекта разной формы будут сбалансированы, если маленький объект оригинальной (негеометрической) формы поместить рядом с большим Объектом геометрической или достаточно простой формы. Баланс возможен, если оба этих объекта имеют одинаковые цист, яркость цвета и фактуру. Дело здесь в форме объектов. Форма меньшего объекта более интересна, чем форма большего, и поэтому меньший объект имеет больший визуальный вес (интерес). Создавая баланс в композиции, нужно учитывать и тот визуальный факт, что при возникающих контрастах темное помогает светлому выглядеть еще более светлым, тусклое помогает яркому выглядеть еще ярче, а гладкие поверхности заставляют шероховатости выглядеть более шероховатыми. С принципом баланса достаточно тесно связано понятие пропорциональности, с помощью которого сравниваются признаки и свойства объектов (включая визуальную тяжесть и визуальный интерес), а также их расположение и направление на картинной плоскости. Используя взаимную пропорциональность объектов композиции, можно их балансировать, а также получать различную глубину изображения. Нужно учитывать, что объекты меньших размеров визуально стремятся уйти на задний план, а объекты сравнительно больших размеров выдвигаются вперед. На практике процесс балансирования объектов и элементов продолжается до тех пор, пока не будет сбалансирована вся композиция в целом. Вопросы для повторения: 1. Что такое асиметрия и в какой форме она выражается при создании композиции? 2. Асимметричрый баланс- как егоеще называют и как он выражается? 3. Что дает использование композиционного асимметричного баланса?
4. Какие приемы используются для создания неформального баланса?
5. Перечислите существующие ряд закономерностей, влияющих на визуальный вес (тяжесть) объектов композиции.
6. Назовите специальные правила при создании асимметричных композиций.
|