Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из дневника 1881 года
Эти записи восемнадцатилетнего Станиславского, охватывающие период с 1 января по 11 мая 1881 года, относятся ко времени его увлечения балетом, о чем рассказано в книге " Моя жизнь в искусстве", в главе " Междуцарствие". Дневник 1881 года велся Станиславским в записной книжке-календаре (изд. К. Риккера, Спб., 1881). Для публикации взяты записи, связанные с его театральными впечатлениями; часть материала, носящая исключительно-бытовой и личный характер, опущена. Публикуется впервые, по рукописи (No 742).
1 Бостанжогло -- Александра Николаевна и Елена Николаевна, двоюродные сестры Станиславского; принимали участие в спектаклях Алексеевского кружка. Гальнбек Александр Александрович -- жених А. Н. Бостанжогло. 2 Вильборг Василий Иванович -- пианист. С 1874 по 1881 г. был преподавателем Московской консерватории. Много концертировал в Москве и за границей. Был первым учителем музыки В. С. и К. С. Алексеевых. 3 Якунчиковы -- родственники Алексеевых. 4 M-me LavХnе, Луиза Игнатьевна -- француженка, была гувернанткой двоюродной сестры Станиславского -- А. А. Алексеевой-Четвериковой. 5 Помялова Александра Ивановна (р. 1863 -- ум. в 30-х годах), окончив Московское театральное училище в 1880 г., была солисткой балета Большого театра, на сцене которого выступала с 1878 г. В течение ряда лет играла на сцене Малого театра, с 1898 по 1905 г. и с 1906 по 1909 г. была артисткой МХТ. В опере М. И. Глинки " Жизнь за царя" (" Иван Сусанин") А. И. Помялова танцевала в мазурке. 6 Сергей Николаевич -- Смирнов. Преподаватель словесности во 2-й Московской мужской гимназии, специалист по западноевропейской литературе. В дальнейшем -- муж Е. Н. Бостанжогло. 7 " Дева ада" -- фантастический балет, музыка Нефкура. Был сочинен балетмейстером П. Ганзеном и поставлен им в 1879 г. в Большом театре, декорации художников Ф. Н. Наврозова (с которым К. С. Станиславский в 90-х годах работал в Обществе искусства и литературы), К. Ф. Вальца (см. прим. 10) и др. В спектакле 2 января 1881 г. А. И. Помялова танцевала в pas du voile и танец с кубками. 8 Константин Юрьевич -- Милиоти, близкий друг отца Станиславского, был женат на балерине Большого театра П. М. Карпаковой; 2 января 1881 г. Карпакова танцевала партию принцессы Саравасты. 9 Ермолов Иван Алексеевич (1831--1914) -- дядя M. H. Ермоловой, солист балета Большого театра с 1862 по 1882 г. Преподавал танцы в Московском театральном училище и в частных домах, в том числе в доме Алексеевых (см. воспоминания А. С. Штекер в сб. " О Станиславском", стр. 27). И. А. Ермолов ежегодно устраивал в помещении Благородного собрания (ныне -- помещение Дома Союзов) балы, в которых принимали участие и его ученики. 10 Вальц Карл Федорович (1846--1929) -- машинист и декоратор Большого театра, впоследствии женился на А. И. Помяловой. Знаток театральной техники и талантливый изобретатель, Вальц был крупным мастером световых и постановочных эффектов и феерических зрелищ. В 1900 г. был привлечен Станиславским для технического осуществления сказочных превращений в " Снегурочке" А. Н. Островского и снежного обвала в " Когда мы мертвые, пробуждаемся" Г. Ибсена в Московском Художественном театре. 11 Mихайлова Мария Анемподистовна -- солистка балета Большого театра. Окончила Московское театральное училище в 1879 г. Кувакина Екатерина Семеновна -- солистка балета Большого театра. Окончила Московское театральное училище в 1880 г. 12 Калиш Август Германович (Густя) -- товарищ Станиславского. 13 Цирк Саламонского был открыт в 1880 г. антрепренером и цирковым наездником А. Саламонским в Москве, на Цветном бульваре, в специально построенном здании (ныне -- помещение Госцирка). 14 Опера " Демон" А. Г. Рубинштейна в Большом театре впервые была поставлена в 1879 г. В спектакле 4 января 1881 г. партию Демона исполнял П. А. Хохлов. А. И. Помялова участвовала в грузинской пляске во втором действии. 15 Балет " Конек-Горбунок, или Царь-Девица", музыка Ц. Пуни, либретто по одноименной сказке П. Ершова. В Большом театре был поставлен в 1866 г. 4 января 1881 г. партию Царь-Девицы исполняла М. П. Станиславская, по свидетельству З. С. Соколовой, -- " любимица Кости". 16 Виноградова Людмила Павловна -- солистка балета Большого театра. Окончила Московское театральное училище в 1880 г. 17 Федюшка -- Кашкадамов Федор Алексеевич (1860--1886) -- один из самых близких друзей Станиславского, неизменный участник спектаклей Алексеевского кружка. Вместе со Станиславским выступал в детских представлениях " Цирка Констанцо Алексеева" и домашнем кукольном театре в доме у Красных ворот. 18 Сергей -- Кашкадамов Сергей Алексеевич, брат Федора Кашкадамова, участвовал в нескольких водевилях в Алексеевском кружке. Густя -- А. Г. Калиш (см. прим. 12). 19 Тупиков Сергей Андреевич -- товарищ С. А. Кашкадамова. Летом 1881 г. играл в спектакле Алексеевского кружка в водевилях " Много шума из пустяков" (Польтрон) и " Слабая струна" (Тамерлан). 20 Володя -- старший брат Станиславского, В. С. Алексеев. В 1880--1881 гг. учился на физико-математическом факультете Московского университета. 21 Паппе Женни Карловна (урожденная Арно) -- родственница A. Г. Калиша. 22 Театр " Буфф" -- помещавшийся в Солодовниковском пассаже на Петровке, был основан М. В. Лентовским для постановки оперетт, феерий и комических опер. " Талантливый и ловкий антрепренер Буффа ведет свои дела с большим успехом и уважением к искусству", -- писал А Н. Островский в 1880 г. (Полн. собр. соч., т. XII, М., 1952, стр. 107). " Иван-Царевич" -- волшебная сказка В. И. Родиславского. " Прелестная, полная волшебной фантазии фабула, костюмы, машины и декорации -- вот главное", -- писала об этой постановке театра " Буфф" газета " Голос" (1879, 6/18 января), отмечавшая, что в спектакле игра актеров была оттеснена на второй план зрелищно-постановочной стороной. 23 " Жизель, или Виллисы" -- фантастический балет А. Адана, постановка Ж. Перро. Партию Жизели исполняла Л. Н. Гейтен, выдающаяся балерина, поражавшая юных Алексеевых " изумительной мимикой" и драматическим дарованием. " Летний праздник" -- комический балет в одном действии, музыка Лаге, постановка П. Ганзена (1880). 24 Марья Ивановна -- Помялова 2-я (род. в 1864, ум. в начале 30-х годов), сестра А. И. Помяловой. Окончила Московское театральное училище в 1881 г. и была принята солисткой балета в Большой театр. В " Летнем празднике" исполняла роль продавщицы букетов Маргариты (А. И. Помялова -- роль гризетки Ригольды). Вышла замуж за Авг. Г. Калиша -- товарища Станиславского. Вместе с мужем М. И. Калиш (Помялова) участвовала в одном из спектаклей Алексеевского кружка (" Геркулес", 1883 г.). Играла со Станиславским в любительском спектакле в театре Немчинова в комедии B. Крылова " Вокруг огня не летай" (7 февраля 1886 г.). 25 Московское театральное училище с 1864 г. помещалось на углу улиц Неглинной и Софийки (ныне -- Пушечная ул.), где находится в настоящее время Театральное училище им. М. С. Щепкина. 26 Лидия Александровна -- Гальнбек, сестра А. А. Гальнбека (см. прим. 1). 27 Стрельна -- загородный ресторан в Петровском парке. 28 Иван Николаевич -- Львов, в то время студент математического факультета Московского университета. Был репетитором В. С. и К. С. Алексеевых. 29 В Малом театре в бенефис артиста Михаила Аркадьевича Решимова (1845--1887) были показаны: " Вакантное место", комедия в четырех действиях А. Потехина; " Искорка", комедия в одном действии Пальерона, переделанная А. Н. Плещеевым; " Я именинник", картина в одном действии Оникса. В роли Астальцевой в " Искорке" дебютировала провинциальная актриса A. А. Карелина, но не была принята в труппу. В этом спектакле Станиславский видел Акимову, Медведеву, Никулину, Рыкалову, Садовскую, Самарина, Ленского, Макшеева, Музиля, М. П. Садовского, Решимова и других. Об увлечении Станиславского Малым театром рассказывает в своих воспоминаниях его товарищ по Лазаревскому институту К. С. Аджемов: " Константин Сергеевич являлся к нам на уроки, всегда начинал разговор такой: " Аджемов, вчера я был в Малом театре, играли Музиль, Садовский, Макшеев, Акимова, Федотова" -- так он любил театр, так увлекался, когда ему было не более 15--16 лет" (" Мое знакомство с К. С. Алексеевым, впоследствии Станиславским. Школьные воспоминания". Рукопись. Музей МХАТ). 30 Ильинская Мария Васильевна -- артистка Малого театра (с 1878 по апрель 1881 г.). В " Искорке" играла роль Сашеньки. И. С. Тургенев в письме к М. Г. Савиной от 24 апреля 1880 г. писал об Ильинской, которую некоторые из критиков считали соперницей Савиной: "...я сейчас из театра, где давали " Лакомый кусочек". Ильинская, которая играла роль de l'ingИnue, подражает Вам -- и есть в ней небольшая искорка..." (" Тургенев и Савина", П., 1918, стр. 10--11). С 1881 по 1892 г. Ильинская служила в Александрийском театре. 12 октября 1897 г. в городском театре в Ялте Станиславский вместе с М. В. Ильинской участвовал в благотворительном спектакле, в комедии B. Пенькова " Несчастье особого рода" (Нилов -- Станиславский, Вера Егоровна -- Ильинская). 31 Дом Мекка -- по-видимому, имеется в виду дом Н. Ф. фон Мекк, друга П. И. Чайковского. Н. Ф. фон Мекк в это время была за границей. Дети ее, так же как и она, были любителями музыки и устраивали у себя дома концерты и музыкальные вечера. Брат Станиславского В. С. Алексеев отличался большими музыкальными способностями. В спектаклях Алексеевского кружка принимал участие главным образом как музыкант (о В. С. Алексееве см. Собр. соч., т. 1, стр. 451). 32 Имеется в виду венчание А. Н. Бостанжогло с А. А. Гальнбек. 33 Речь идет о неосуществленном спектакле Алексеевского кружка. Упоминания о репетициях имеются в январских и февральских записях дневника Станиславского. В программу предполагавшегося спектакля входили водевили " Много шума из пустяков", " Жизнь или смерть" и " Геркулес". Кроме того, как указывает запись от 28 февраля 1881 г., готовился к постановке и водевиль " Слабая струна". После 1 марта упоминаний о готовящемся спектакле в дневнике Станиславского нет. Летом 1881 г. в Любимовке Станиславский вновь вернулся к постановке водевилей, но вынужден был несколько изменить выбор пьес и сделать перемену в составе исполнителей, так как некоторые из прежних участников отсутствовали. Были поставлены " Много шума из пустяков" и " Слабая струна", одновременно с " Тайной женщины" и " Карлом Смелым". Сведений о постановке " Жизнь или смерть" не имеется. " Геркулес" был впервые осуществлен в Алексеевской кружке лишь в 1883 г 34 Лёня Бостанжогло -- Елена Николаевна (см. прим. 1). 35 " Наяда и рыбак" -- фантастический балет Ц. Пуни (был поставлен в Большом театре в 1857 г. в редакции Ж. Перро). Отдельные сцены из этого балета разыгрывались детьми Алексеевыми (наяду Ундину изображала З. С. Алексеева, рыбака Маттео -- Станиславский). 36 Владимир Акимович -- Якубовский, домашний врач и друг семьи Алексеевых. Возглавлял Елизаветинскую бесплатную лечебницу в деревне Комаровка (близ имения " Любимовка"), учрежденную отцом Станиславского -- С. В. Алексеевым. 37 Яралов (Иоралов) Ф. Д. и Мейнгардт В. А. -- товарищи Станиславского по Лазаревскому институту. 38 " Верховая езда... долгое время была нашим горячим увлечением. Учились мы ездить в манеже Петолетти (впоследствии Петриха) в Грохольском переулке", -- писал В. С. Алексеев в своих воспоминаниях (" О Станиславском", стр. 52). 39 Шлезингер Николай Карлович (1857--1929) -- друг Станиславского. 40 " Геркулес" -- шутка в одном действии, перевод с немецкого П. Новикова, был поставлен на сцене Алексеевского кружка в 1883 г. с Н. К. Шлезингером в роли директора цирка. В 1881 г. постановка " Геркулес" не была осуществлена (см. прим. 33). 41 Алексей Сергеевич -- Ушаков (см. прим. 2 на стр. 541 настоящего тома). В водевиле " Много шума из пустяков" репетировал, по-видимому, роль Жака Силоне, которую в спектакле в Любимовке летом 1881 г. играл отец Станиславского. 42 Станиславский был режиссером спектакля и репетировал роли Коко в " Много шума из пустяков" и Пурцлера в " Геркулесе". 43 Фиф -- прозвище Ф. А. Кашкадамова, который отличался большим остроумием и насмешливостью. 44 " Сатанилла, или Любовь и ад" -- пантомимический балет, музыка Бенуа (инструментована К. Лядовым). В Большом театре поставлен в 1849 г. Ж. Петипа. Сцены из этого балета разыгрывались детьми Алексеевыми (графа Фабио, влюбчивого юношу и страстного игрока в карты, продавшего душу дьяволу, играл Станиславский, а Сатаниллу и крестьянскую девушку Лилию играли его сестры. См. воспоминания З. С. Соколовой в сб. " О Станиславском", стр. 15). 45 Утром 31 января 1881 г. в Большом театре состоялась репетиция балета " Арифа" (см. прим. 52). 46 Виктор Николаевич -- Мамонтов, хормейстер Большого театра с 1875 по 1896 г. Двоюродный брат Саввы Ивановича Мамонтова. 47 Хохлов Павел Акинфиевич (1854--1919) -- выдающийся оперный певец, баритон. Артист Большого театра с 1879 по 1900 г. Климентова (Муромцева) Мария Николаевна (1856--1946) -- известная оперная певица, сопрано; впоследствии преподавательница пения. Первая исполнительница роли Татьяны в " Евгении Онегине" Чайковского (1879); артистка Большого театра с 1880 г. В 1879 г. играла со Станиславским в домашнем спектакле у С. И. Мамонтова. В 1897 и 1898 гг. Станиславский был режиссером двух ученических спектаклей оперного класса Климентовой-Муромцевой (см. Собр. соч., т. 1, стр. 423--425 и 502). Фюрер Отто Робертович (1839--1906) -- оперный певец, бас. Артист Большого театра с 1876 по 1889г. 31 января 1881 г., одновременно с генеральной репетицией балета " Арифа", происходили спевки хора и солистов, по-видимому, в связи с подготовкой к спектаклю " Фауст" 1 февраля, в котором Климентова после долгого перерыва выступала в партии Маргариты, Хохлов пел Валентина, Фюрер -- Мефистофеля. 48 По свидетельству В. С. Алексеева, декорации для спектаклей Алексеевского кружка " заказывались или Гецману (маленькому актеру Малого театра)... или И. М. Кондратьеву. На художественность они не претендовали" (см. " О Станиславском", стр. 57). Из печатной программы Алексеевского кружка от 24 января 1884 г. видно, что декорации к спектаклю " Графиня де ла Фронтьер" (" Камарго") были выполнены Кондратьевым. 49 За билеты на генеральную репетицию балета " Арифа". 50 Фридерикс-сын -- по-видимому, сын балетного артиста и педагога Фредерика Маловерня (1808--1872), известного в России под именем Фредерика. 51 Настасья Михайловна -- Карпакова 2-я, артистка балета Большого театра, сестра балерины П. М. Карпаковой. 52 Карпакова 1-я, Полина (Пелагея) Михайловна (1844--1920) -- балерина Большого театра с 1861 по 1883 г. Исполнительница основных партий в балетах " Конек-Горбунок", " Сатанилла", " Наяда и рыбак", " Дева ада", " Фенелла", " Корсар", " Царь Кандавл" и др. В первой постановке " Лебединого озера" в 1877 г. в Большом театре П. М. Карпакова исполняла роль Одетты. 2 февраля 1881 г. состоялась премьера балета " Арифа -- жемчужина Адена" Г. Ю. Гербера с П. М. Карпаковой в заглавной роли. 53 " Жизнь или смерть, или Самоубийцы от любви" -- комедия-водевиль в одном действии Э. Скриба (французское название " Etre aimИ, ou mourir! "). 54 " Переселенцы" -- роман Д. В. Григоровича, написан в 1855--1856 гг. 55 Елизавета Ивановна -- Леонтьева, гувернантка матери Станиславского, жившая в доме Алексеевых " на покое". Е. И. Леонтьева была подругой по институту А. О. Россет-Смирновой (фрейлины при дворе Николая I), посещала ее литературные вечера, где встречала Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Вяземского. Однажды принимала участие в спектакле Алексеевского кружка (" Денежные тузы", 1886 г.). В печатной программе против фамилии Леонтьевой (исполнявшей роль Журавлевой) имеется карандашная приписка Станиславского: " 100-летняя старуха". 56 Программа спектакля Малого театра 3 февраля 1881 г. состояла из трех пьес: " Дело Плеянова", драма в четырех действиях В. Александрова (Крылова); " В камере судьи" В. Слепцова (переделка К. Шкаринь) и " Слабая струна", водевиль в одном действии, перевод с французского П. Баташева. В спектакле играли: Васильева, Медведева, Федотова, Самарин, Ленский, Макшеев, Музиль, М. П. Садовский и другие. Несколько месяцев спустя в водевиле " Слабая струна", поставленном в Любимовке летом 1881 г., Станиславский играл роль философа Калифуршона, в которой он в спектакле Малого театра видел А. Д. Давыдова. В драме " Дело Плеянова" Станиславский в феврале 1887 г. в любительском спектакле в театре " Парадиз" играл роль Дарского, которую в спектакле Малого театра исполнял А. П. Ленский. 57 Архиповы -- семья присяжного поверенного Николая Павловича Архипова, дружившая с семьей Алексеевых. Сын Н. П. Архипова -- впоследствии известный режиссер Николай Николаевич Арбатов. Его двоюродные сестры Мария и Сусанна Архиповы принимали участие в опереттах, ставившихся в Алексеевской кружке. 58 Жорж Калиш -- Калиш Георгий Германович, товарищ Станиславского, брат Авг. Г. Калиша. 59 Польтрон -- действующее лицо в водевиле " Много шума из пустяков". При постановке этого водевиля в Алексеевской кружке летом 1881 г. роль Польтрона играл С. А. Тупиков (см. прим. 19). 60 Беляев -- врач, специалист по болезням уха, горла и носа. 61 Виктор -- родственник Л. А. и А. А. Гальнбек. 62 Кашка -- Ф. А. Кашкадамов. 63 В " Много шума из пустяков" Станиславский репетировал роль Коко, сына Польтрона. Какую именно роль Станиславский готовил в комедии " Жизнь или смерть", установить не удалось. 64 Киргизская палатка -- первая картина третьего акта " Конька-Горбунка", изображающая " богатую спальню киргизского хана". А. И. Помялова 1-я исполняла роль одной из жен хана. 65 М. И. Помялова 2-я танцевала повелительницу нереид. 66 Барцал Антон Иванович (1847--1927) -- оперный певец, тенор, с 1882 по 1903 г. главный режиссер Большого театра. В свой бенефис 18 февраля 1881 г. в " Руслане и Людмиле" М. И. Глинки пел партии Финна и Баяна. 67 Вася Бостанжогло -- Василий Николаевич, двоюродный брат Станиславского. 68 Василий Ефимович -- Макашев, репетитор Георгия Сергеевича Алексеева. В Алексеевской кружке был сценариусом (помощником режиссера), а также принимал участие в некоторых спектаклях в качестве актера. 69 Конев Порфирий Тимофеевич окончил Московскую консерваторию, где с 1872 по 1882 г. был преподавателем по классу фортепиано. Преподавал музыку в доме Алексеевых. См. о нем в воспоминаниях З. С. Соколовой (" К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования", М., 1955, стр. 369) и А. С. Штекер (Музей МХАТ). Под руководством Конева, при участии его учениц, шла подготовка к музыкальному вечеру (см. прим, 75) в доме Алексеевых. 70 " Африканка" -- опера Д. Мейербера. Для музыкального вечера репетировался марш из " Африканки" в шестнадцать рук. " Помню, играли марш из " Африканки" Мейербера " с треском", как выражались братья", -- вспоминает З. С. Соколова. 71 В утреннем спектакле 22 февраля 1881 г. в Большом театре были показаны: 1) третий акт оперы А. Н. Верстовского " Аскольдова могила"; 2) балет в трех действиях " Роберт и Бертрам, или Два вора", музыка Г. Шмидта, постановка Ф. Кшесинского; 3) первая картина третьего акта балета " Конек-Горбунок" -- " богатая спальня киргизского хана". 72 Роль Иванушки исполнял В. Ф. Гельцер (1840--1908), выдающийся характерный танцовщик и мимический актер. В роли Иванушки Гельцер, в противовес трактовке постановщика балета Сен-Леона; приблизился к народному представлению об этом образе. 73 Дульгоф Эмилия -- ученица Московского театрального училища. 74 Ученицы П. Т. Конева. 75 В доме Алексеевых шла подготовка к музыкальному вечеру, назначенному на 1 марта 1881 г. В программу входили произведения Глинки, Чайковского, Бетховена, Листа, Моцарта, Шопена, Мендельсона, Верди и других композиторов. Среди участвующих были: В. С. Алексеев (романс Чайковского и рапсодия Листа), З. С. и А. С. Алексеевы (ноктюрны Шопена), Ф. А. Кашкадамов (соло для скрипки из оперы " Травиата") и другие. Арию из оперы Ш. Гуно " Царица Савская" (" La Reine de Saba") репетировала A. H. Гальнбек, которая кроме того должна была исполнять романс Чайковского " И больно и сладко" и серенаду Брага. Станиславский в музыкальном вечере не участвовал. 76 В водевиле " Слабая струна" сестры Станиславского -- З. С. и А. С. Алексеевы -- репетировали роли Мими и Зизи. 77 Коля -- Алексеев Николай Александрович, двоюродный брат Станиславского, один из директоров Русского музыкального общества (РМО). В 1885 г. был избран московским городским головой. 78 По приговору Исполнительного комитета партии " Народная воля" 1 марта 1881 г. император Александр II был убит в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Гриневицким. 79 " Тангейзер" -- опера Р. Вагнера. 80 Рубинштейн Николай Григорьевич (1835--1881) -- крупный музыкальный деятель, основатель Московской консерватории и Московского отделения Русского музыкального общества, педагог, выдающийся пианист, дирижер. 81 Вася -- по-видимому, В. Н. Бостанжогло (см. прим. 67). 82 Сумбул Леонид Николаевич -- товарищ московского городского головы. 83 Пржевальский Владимир Михайлович -- присяжный поверенный (в рукописи Станиславский ошибочно пишет -- Преживальский). 84 Муромцев Сергей Андреевич -- профессор, впоследствии председатель первой Государственной думы. Муж М. Н. Климентовой (см. прим. 47). 85 Ф. А. Кашкадамов, больной туберкулезом, уезжал в Крым для лечения. 86 Причудник -- верховая лошадь Станиславского. 87 Арно Карл Карлович -- товарищ В. С. Алексеева. 88 Об участии Станиславского в похоронах Н. Г. Рубинштейна см. Собр. соч., т. 1, стр. 413--414. 89 Калмыкова 2-я Евдокия Николаевна -- балерина Большого театра. Окончила Московское театральное училище в 1881 г. (с 1877 г. выступала в спектаклях Большого театра). 90 Черепова 2-я Софья Витальевна, Полякова Анна Тимофеевна -- артистки балета Большого театра, окончили Московское театральное училище в 1881 г. 91 " Юдифь" -- опера А. Н. Серова. 92 В 1881 г. Станиславский вышел из Лазаревского института, не окончив его, и поступил на золотоканительную фабрику Товарищества " Владимир Алексеев".
|