Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из заметок о театральном искусстве
В данный раздел включены некоторые заметки Станиславского, извлеченные из набросков и подготовительных материалов 1910--1911 гг. В них Станиславский поднимает ряд принципиальных эстетических вопросов, говорит о необходимости постоянного расширения артистического горизонта, непрерывности исканий, о мнимой и подлинной свободе творчества.
1. РЕЖИССЕР
Публикуется впервые, по рукописи в записной книге (No 545, л. 174). По сопоставлению с другими записями, помещенными в той же книге, датируется концом 1910 г.
2. [СВОБОДА АРТИСТА]
Публикуются впервые три наброска, объединенные нами общим заглавием по тематическому признаку. Первый рукописный набросок, не имеющий заглавия и даты, находится среди черновых материалов по " системе", относящихся к 1908--1912 гг. (No 902). Второй, озаглавленный Станиславским " Штампы (ремесло)", помещен в записной книге (No 545, л. 174). По сопоставлению с другими материалами в той же книге датируется концом 1910 г. Третий набросок, имеющий заглавие " Начало статьи " Моя система", взят из записной книжки 1911 г. (No 769, лл. 25--26). 1 Резкая критическая оценка Станиславским позиции А. И. Южина объясняется серьезными разногласиями между Художественным и Малым театрами в тот период по ряду принципиальных творческих вопросов. В эти годы Южин неоднократно выступал против режиссерского театра " единой воли", подразумевая под этим систему работы МХТ, якобы подавляющую свободу творчества и инициативу актера. Режиссерские искания МХТ Южин считал тогда тормозом для развития русского театрального искусства. В дальнейшем, когда утихла острота полемики, обе стороны пересмотрели свое отношение друг к другу. К положительной оценке роли Южина в русском театре Станиславский пришел в последующие годы, что получило отражение в его письмах и речах.
3. [ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ]
Публикуется впервые, по рукописи в записной книжке 1911 г. (No 769, лл. 39--44). По-видимому, этот набросок, как и другие черновые материалы по анализу пьесы, относится к периоду пребывания Станиславского в Риме в феврале 1911 г. (см. " К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования", М., 1955, стр. 147). Текст этих набросков в переработанном и сокращенном виде был включен Станиславским в один из ранних вариантов " системы" (No 676), написанный в 1911--1912 гг. (глава " Анализ роли и творческого самочувствия артиста"). 1 С подобным предложением Станиславский в этот период обращался к Вл. И. Немировичу-Данченко. " Я знаю теперь кое-какие практические приемы... для того, чтобы помочь актеру при анализе психологическом, физиологическом, бытовом, пожалуй, даже при общественной оценке произведения и роли. Но литературная -- ждет Вашего слова. Вы должны ответить на это не только как литератор, критик, а как практик", -- писал он Немировичу-Данченко 16 ноября 1910 г. (К. С. Станиславский, Статьи, речи, беседы, письма, стр. 219--220).
4. [ИСКУССТВО И ИСКУССТВЕННОСТЬ]
Публикуются впервые две рукописи (машинопись, с исправлениями Станиславского и О. В. Гзовской), выделенные позднее Станиславским из материалов " системы" 1911--1912 гг. (No 676). Первая рукопись (No 824) имеет карандашную пометку Станиславского: " Поместить в Природу. Думаю -- в конце Работы над собой (заключение)". Вторая рукопись (No 607) озаглавлена Станиславским: " Партитура роли".
РЕЧЬ НА ПЕРВОМ УРОКЕ УЧЕНИКАМ,
|