Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подходы к понятию информации. Свойства информации.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Что такое информация? Единого определения информации до сих пор не существует. Поэтому вместо определения обычно используют понятие об информации. Первоначально под информацией (от лат. information- разъяснение, изложение, сообщение, осведомление) понимались сведения, передаваемые людьми различными способами: устно, с помощью сигналов или технических средств.
Информация –это не просто сведения, а сведения нужные, имеющие значение для лица, обладающего ими. -Информация не является материальным объектом, её передают от одного человека к другому, при этом первый её не утрачивает. В результате передачи оба эти человека будут владеть переданной информацией. Информация - единственный ресурс который при передаче не уменьшается, а только увеличивается. -Для передачи информация должна быть представлена на каком-нибудь материальном носителе. -Содержание информации должно быть неизменным при её переносе с одного носителя информации на другой.
Существуют различные подходы к определению информации:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ.
ОБЪЕКТИВНОСТЬ - Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. Информация – это отображение окружающего мира, а он существует независимо от нашего сознания, знаний и мыслей о нем.
ПРИМЕРЫ: 1) Фома неверующий 2) Игра «Глухой телефон»
ДОСТОВЕРНОСТЬ - Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
ПРИМЕРЫ: 1) Пропущено занятие, подруга говорит, что ничего не задано. 2) Скачали информацию в Интернете
ПОЛНОТА - Информация полная, если ее достаточно для понимания и принятия решения. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
ПРИМЕРЫ: 1) Пропущено занятие, подруга говорит, что задан только параграф и забывает про задачи. 2) На улице 50С (не понятно + или -)
АКТУАЛЬНОСТЬ Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.
ПРИМЕРЫ: 1) Предупреждение накануне о контрольной работе. 2) Прогноз погоды на завтра актуальнее прогноза на вчера.
ПОЛЕЗНОСТЬ информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. Полезность (ценность) информации зависит от потребностей конкретных людей и от тех задач, которые можно решать с помощью полученной информации. ПРИМЕРЫ: 1) В расписании занятий указаны занятия для всех групп, для вас ценна информация лишь о ваших занятиях. 2) Просмотрен документальный фильм про Петра 1. На уроке информатике он ценности не имеет, но на уроке истории - имеет.
ПОНЯТНОСТЬ если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
ПРИМЕРЫ: 1) Ваш пятилетний брат(сестра) спрашивает у вас: " Как светит лампочка? ". В ответ слышит: " Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …". 2) Объяснять материал на китайском языке.
ДЕЙСТВИЯ С ИНФОРМАЦИЕЙ (ДАННЫМИ).
Данные – это информация, представленная в виде, пригодном для обработки её автоматическими средствами при возможном участии человека. Сбор данных - накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений. Подготовка (преобразование) данных – перевод данных из одной формы в другую; преобразование данных часто связано с изменением типа носителя. Приём (передача) данных – процессы, осуществляемые между участниками информационного процесса; при этом источник данных в информатике принято называть сервером, а потребителя – клиентом. Хранение(архивация) данных – организация хранения данных в компактной сжатой форме; архивация данных повышает общую надёжность информационного процесса и используется для снижения затрат по хранению данных. Обработка данных – приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме для того, чтобы сделать их сопоставимыми между собой; упорядочивание данных по заданному признаку с целью удобства их использования, что повышает доступность информации; отсеивание лишних данных, в которых нет необходимости для принятия решений, при этом достоверность и адекватность данных должны возрастать.
Восприятие и представление информации.
Человек живет в мире информации. Информация содержится везде. Дерево содержит собственную генетическую информацию, и только благодаря этой информации от семечка березы вырастает только береза. Для деревьев источником информации является воздух, именно по уровню состояния воздуха дерево может определить время распускания почек. Перелетные птицы знают свой маршрут перелета, и каждая стая идет только своим заданным в генах маршрутом. Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств. Назовите их (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Выглянув в окно, вы понимаете, какая на улице погода. На вкус вы узнаете любимую пищу, оцениваете количество соли в блюде. На ощупь можно оценить температуру предмета и т.д.
Таким образом, существуют различные способы восприятия информации:
Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% — с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса). Информация по способу восприятия: – Визуальная – Аудиальная (Звуковая) – Тактильная – Вкусовая – Обонятельная По форме представления: – Графическая – Числовая – Текстовая – Звуковая – Табличная По общественному значению: – Массовая (Обыденная, общественно-политическая, эстетическая) – Специальная (научная, производственная, техническая, управленческая) – Личная (Знания, умения, интуиция)
ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ИНФОРМАЦИИ.
Традиционный подход - Информация -это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, их свойствах, характеристиках и состоянии. Вероятностный подход - под информацией понимается не любое сообщение, а лишь то, которое уменьшает неопределенность знаний о каком-либо событии у получателя информации. Уменьшение неопределённости знаний позволяет количественно измерять информацию. Рассмотрим вопрос об определении количества информации на конкретных примерах. У нас имеется монета, которую мы бросаем на ровную поверхность. С равной вероятностью произойдёт одно из двух возможных событий – монета окажется в одном из двух положений: «орёл» или «решка». Эти события равновероятны, если при возрастающем числе опытов количество выпаданий «орла» или «решки» постепенно сближается. Например, если бросим монету 10 раз, то «орёл» может выпасть 7 раз, а «решка» - 3 раза и.т.д. В итоге при очень большой серии опытов количества выпаданий «орла» и «решки» практически сравняются. Перед броском существует неопределённость наших знаний (возможны два события), и, как упадёт монета, представить невозможно. После броска наступает полная определённость, так как мы видим результат (например «орёл»). Это сообщение приводит к уменьшению неопределённости наших знаний в два раза, так как до броска мы имели два вероятных события, а после броска – только одно. При броске шестигранного кубика возможен один результат из шести. После броска неопределенность знаний уменьшится в 6 раз. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. В основе нашего мира лежат три составляющие – вещество, энергия и информация. - Можно ли измерить вещество? (можно взвесить, определить длину, найти объем и т.д.) - Можно ли определить количество энергии? (можно тепловую, электроэнергию и т.д.) - Но как измерить количество информации? Количество информации в одном том же сообщении, с точки зрения разных людей, может быть разным. Пример, для человека, не владеющего китайским языком, вывеска на китайском языке не несёт никакой информации. Информативным для человека является то сообщение, которое содержит новые и понятные сведения.
Задание № 1. Определите количество информации с позиции «информативно» или «не информативно». 1. Столица России – Москва (не инф., т.к. уже знаем). 2. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы (не инф., уже знаем). 3. Эйфелева башня имеет высоту 300 метров и вес 9000 тонн (инф.). 4. Дифракцией света называется совокупность явлений, которые обусловлены волновой природой света и наблюдаются при его распространении в среде с резко выраженной оптической неоднородностью (не инф., т.к. непонятно).
Следует отличать понятия информация и информативность. - Содержит ли учебник информатики 10 класса информацию? (да) - Для кого он будет информативным – для ученика 10 класса или 1 класса? (для ученика 10 класса) Вывод: количество информации зависит от информативности.
Существует 2 подхода при определении количества информации – содержательный и алфавитный. Содержательный применяется для измерения информации, используемой человеком. Алфавитный – компьютером.
Компьютер не понимает смысла информации, поэтому для её измерения нужен другой подход. Информация передаётся с помощью сигналов. Горит зелёный свет – можно переходить улицу, горит красный – стой. Поднял руку на уроке – учитель понял, что ты можешь ответить на его вопрос. В этих примерах сигнал имеет два состояния, их двух вариантов мы выбираем один. Информативность можно обозначить 1, не информативная информация равна 0. Но это не даёт точного определения количества информации.
Для количественного выражения любой величины необходимо определить единицу измерения. Например, для измерения длины выбран определенный эталон метр, массы – килограмм.
|