Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в Республике Беларусь.
Направления государственное регулирования. Макроэкономическая политика государства кроме основных направлений должна включать и меры по стабилизации экономики и экономическому росту. С этой целью государство влияет на источники и факторы экономического роста. Его обобщающие показатели — ВВП, ВНП и национальный доход на душу населения, а также норма накопления возрастают, когда политика государства направлена на поощрение инвестирования с целью увеличения основного капитала. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, то государственная политика должна быть направлена на увеличение нормы сбережений и инвестиций. Привести к увеличению национальной нормы сбережений государственная политика может двумя путями: непосредственно —через увеличение гос.сбережений и косвенно – через создание стимулов для увелич. Частных сбережений. Eщё одним направлением государственной политики содействия экономическому росту должно быть стимулирование технического прогресса путем поощрения научных исследований, развития патентной системы, которая дает временную монополию изобретателю; проведение налоговой политики, частью которой могут быть льготы научно-исследовательским организациям, а также перевод ряда фундаментальных исследований на бюджетное финансирование. Такие мероприятия государства важны потому, что это единственный источник роста ВВП и ВНП в долгосрочном периоде. Стратегическими целями устойчивого развития Республики Беларусь являются динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры и нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений. Главными источниками устойчивого развития должны стать человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны. При этом главными приоритетами становятся высокий интеллект—инновации—благосостояние. Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход па инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, и в первую очередь — построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования. Поддержание экономического роста и инвестиционной активности за счет внутренних факторов связано с развитием малого и среднего бизнеса, ресурсосбережением, реструктуризацией и приватизацией, снижением уровня налогообложения, поиском дополнительных факторов роста. Высокая инвестиционная активность экономики является важнейшим внутренним фактором, стимулирующим со стороны спроса расширение производства и экономический рост. В значительной степени экономический рост в рес публике поддерживается на основе благоприятной внеш неэкономической конъюнктуры (о чем свидетельству ют высокие темпы роста экспорта) и усиления адми нистративных мер по выполнению прогнозных темпо вых показателей. 60.Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты. Государственная программа социально-экономического развития. При наличии общих черт в формировании экономик стран СНГ белорусский вариант имеет особенности, позволяющие говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. К этим особенностям относятся: значительная регулирующая роль государства; принцип постепенности, эволюциониости преобразований; создание сильной и эффективно действующей вертикали государственной власти; четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого гражданина в отдельности; сильная социальная направленность реформ; активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь — с Россией. Нынешний этап реформиронапия и развития экономики Беларуси связан с изменениями в экономической политике государства, и прежде всего это относится к постепенной либерализации экономических отношений, приватизации, развитию негосударственного сектора экономики, малого и среднего бизнеса, дальнейшей либерализации всех сегментов рынка. Одной из важнейших особенностей белорусской модели является положенная в ее основу Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР). Первая ИСУР Республики Беларусь была разработана в 1997 г. (НСУР-97), и уже завершается работа над стратегией до 2020 г. (НСУР-2020). Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь — динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учетом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений. Реформирование экономики Республики Беларусь идет по нескольким направлениям: реорганизация управления государственными предприятиями; разгосударствление и приватизация объектов государственной собственности; создание единых и равных условий для функционирования предприятий и организаций различных форм собственности; поэтапная либерализация экономической деятельности и обеспечение свободы предпринимательства в сочетании с применением механизмов государственного регулирования; создание благоприятных, соответствующих мировой практике условий для привлечения в РБ иностранных инвестиций. Целью реформирования народного хозяйства Беларуси является построение социально ориентированной рыночной экономики. В основу ее положены общепризнанные подходы: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан; формирование системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация различных сфер экономической деятельности (в рамках, не противоречащих устойчивому развитию); развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; ранное и единое отношение ко всем формам собственности; развитие финансовой и кредитно-денежной систем в направлении максимального обеспечения роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов. В настоящее время Беларусь находится на начальном этапе перехода к постиндустриальному обществу и трансформации хозяйства страны в социально ориентированную рыночную экономику. Главной стратегической целью социально-экономических преобразований в Республике Беларусь является повышение жизненного уровня народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню высокоразвитых европейских государств на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития. 59.Роль и функции государства в трансформационной экономике. В переходной экономике государство наряду с общими («традиционными») выполняет особые функции. Прежде всего, рыночная трансформация предполагает либерализацию экономики. К важнейшим направлениям деятельности государства следует отнести и выбор приоритетов развития, от которого зависят социально-экономическое развитие и темпы экономического роста. Важной функцией государства и переходной экономике является реализации целостной концепции реформ, в том числе и поддержке институциональных преобразований, создание правовой базы функционирования рыиочной экономики, обеспечение справедливых и равных условий хозяйствования для всех экономических субъектов. В переходный период возрастает значение инструментов косвенного воздействия на экономику. В процессе рыночной трансформации особая роль | государства заключается в принятии мер но преодолению трансформационного спада(кризис). Прежде всего, это снижение гиперинфляции за счет проведения жесткой кредитно-денежной политики. Новые условия требуют адекватных изменений в caмой системе государственного управления, формирования последней на принципах демократии, разделения властей и верховенства закона как условий, в наибольшей степени отвечающих требованиям современного уровня социально-экономического развития. Важной задачей органов государственного управления в переходный период является определение стратегических целей социально-экономического развития страны с учетом накопленного ею потенциала, геонолитического положения, тенденций изменений в мировом хозяйстве. В переходный период государство проводит гибкую внешнеэкономическую политику, направленную на создание условий для ее либерализации, освобождения от государственного монополизма путем предоставления лицензирования и права внешней торговли отдельным хозяйствующим субъектам. Важнейшим направлением государственного управления в переходной экономике является природоохранная деятельность, направленная на защиту окружающей среды, предотвращение экологического кризиса. Государство осуществляет регулирование социальных отношений путем разработки системы социальной защиты населения, его наиболее уязвимых слоев, проводит политику регулирования доходов населения, чтобы не допустить значительного разрыва в уровнях жизни и предотвратить социальную напряженность в обществе. Совокупность государственных методов можно классифицировать на три вида: а)правовые, предусматривающие создание законодательной базы, которая обеспечивала бы эффективное функционирование предприятий всех форм собственности, антимонопольное регулирование, формирование правовых основ системы налогообложения; б)административные, включающие разрешительные, запретительные и принудительные меры государственного воздействия, направленные на отдельные виды хозяйственной деятельности или отдельные группы субъектов экономики. в) экономические, использующие инструменты бюджетно налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики.
|