Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассказ воспитателя и рассказы детей.






Основная задача использования рассказа воспитателя - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

Ясность и простота описания объекта или изложения события, лаконичность рассказа, яркость образов, близость их опыту детей - необходимые условия успешного восприятия детьми содержания рассказа. Наиболее привлекает и вызывает интерес детей рассказ от лица героев. Он создает ощущение достоверности событий, вызывает особую личную заинтересованность.

Рассказ одновременно воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. В рассказе воспитателя должно быть обязательно учтено, что уже знают дети, чем они владеют. Это обеспечивает более полное усвоение содержания, чем при чтении. Рассказывая, воспитатель одновременно организует восприятие содержания всеми детьми. Этому способствует интонационная выразительность, введение риторических вопросов и использование других приемов. Организует восприятие рассказа и рассматривание по его ходу картин, фотографий, а иногда и некоторых предметов, вещей, иллюстрирующих ход рассказа. Рассказ может предваряться короткой беседой, готовящей детей к восприятию его содержания. При этом уместно поставить перед детьми учебно-познавательную задачу. Усвоению содержа­ния рассказа способствует живой обмен мыслей в беседе после его окончания.

Рассказы детей являются методом, направленным на совершенствование их знаний и умственно-речевых умений. В обучении дошкольников используются разного характера рассказы детей: пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы и др. Отражение в связной речи ранее сложившихся представлений – один из важнейших этапов в усвоении знаний и умений, обеспечивающих переход умственного действия и его содержания во внутренний план (интериоризация).

Как показывают исследования, этот процесс сопровождается повышением степени обобщения знаний и умственных действий более глубоким их осознаванием. Рассказ ребенка как метод обучения предполагает его направленность на слушателя - сверстников, взрослого. Желание быть понятым слушателями побуждает ребенка к отбору речевых средств, наиболее полно и ясно отражающих содержание его мысли, что способствует развитию речи. Используя рассказы детей как метод обучения, воспитатель решает две задачи: обучает детей способу действия (рассказыванию) и формирует знания детей. Основная функция рассказа ребенка в процессе обучения - уточнение и закрепление полученных знаний.

Рассказы используются в обучении детей всех возрастных групп, при этом воспитатель учитывает их возрастающие познавательные возможности. В группе детей младшего дошкольного возраста рассказ ребенка используется при индивидуальной работе. Ребенок учится пересказывать знакомую сказку. Воспитатель побуждает его к последовательному изложению событий, ставя вопросы, напоминая об отдельных эпизодах. Он как бы соучаствует в рассказе. Такой же характер носит руководство рассказами детей о предмете (например, по игрушке,

картине), В средней группе обучение детей рассказыванию становится учебной задачей и реализуется на занятиях. Дети постепенно усваивают форму связного рассказа.

В старшем дошкольном возрасте дети осваивают форму сюжетного и описательного рассказов и пользуются ею в рассказах о предметах, из опыта, по сюжетной картине, в творческих рассказах. Слушатели привлекаются к анализу рассказа, к дополнениям и оценке. Оценивается полнота рассказа, его логика, точность и выразительность речи рассказчика. Разнообразие и богатство детского опыта - одно из важнейших условий формирования умения рассказывать, а следовательно, и использовать рассказы детей как метод обучения.

Чтение художественных произведений детям.

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характер героя, его действия, переживания, мо­тивы поступков, развивать способность понимать образный строй произведения, формировать эмоциональную активность ребенка; способность к сопереживанию. Все это требует тщательного отбора художественных произведений в соответствии с формирующимися у детей умениями воспринимать и понимать их, сочетания чтения с другими методами и приемами: рассматривание иллюстраций, пересказом произведения, игровым методом (игра - драматизация) и беседой. Само чтение проходит по тем же правилам, что и рассказ воспитателя.

После чтения проводится беседа. Ее задача – помочь детям понять познавательное содержание произведения и одновременно не снизить, а по возможности и углубить эмоционально - эстетическое впечатление от него.

Вопросы в ходе беседы направляют внимание детей на уточнение фактов, событий и связей между ними, а также на осознание детьми своего отношения к содержанию.

Беседы. Сложность умственной деятельности в ходе беседы определяет возможность ее использования в основном в старшей группе. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Участие детей в беседе предполагает наличие у них умений не только слышать взрослого, участвовать в диалоге с ним по ходу решения учебно-познавательной задачи, но и умение слушать и слышать сверстников, понимать их высказывания и суждения, оценивать их в соответствии с решаемой задачей, принимать или отвергать, принимать в целом или дополнять и т. д. При этом необходимо умение более или менее длительно удерживать внимание, сосредоточивать умственные силы.

По своим дидактическим задачам беседы разделяются на предварительные и итоговые, или обобщающие.

- Предварительные беседы проводят тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них явлениями, формирует новые навыки, способы действий и т. д. В ходе предварительной беседы воспитатель выявляет знания, имеющиеся в опыте детей, полученные ими в процессе обучения на занятиях и в повседневной жизни. Так, перед экскурсией в швейную мастерскую воспитатель выясняет, что знают дети о том, где и кто делает одежду, из чего ее шьют, какие механизмы используют и т. д. Выявление представлений сопровождается их уточнением. Однако основная задача - оживить знания, сделать их предметом осознания самих детей и на этой основе поставить перед детьми познавательные и практические задачи, возбудить интерес к новому явлению, новому содержанию знаний или способу действий. Этот вид бесед, коротких и несложных по содержанию, может проводиться и с детьми среднего возраста.

- Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания.

Содержание и характер системы знаний в тех или иных областях действительности определяется программой обучения. Организация процесса обучения - последовательность развертывания содержания, отбор методов - направлена на усвоение детьми соответствующих знаний (представлений о предмете или явлении, свойствах и качествах, состоянии, проявлениях и т. д.), на освоение связей, функционирующих в данной области действительности. Все это подводит детей к заключительному обобщению зна­ний, формированию системы представлений или элементарных понятий.

Решающее значение в заключительном обобщении принадлежит итоговой беседе эвристического характера. В ходе эвристической беседы дети, побуждаемые вопросами и заданиями воспитателя, воспроизводят основные факты, усвоенные ими в ходе обучения в соответствующих условиях. Путем анализа, сопоставления и сравнения вычленяются основные связи, объединяющие данные явления, и дети подводятся, приходят к обобщающим суждениям о сущности явлений, их характере и взаимосвязи.

Беседа может строиться как индуктивная или дедуктивная. В первом случае беседа начинается с воспроизведения фактов, затем проводится их анализ, установление связей и обобщение.

При наличии достаточной обобщенности знаний из той или иной области действительности можно использовать дедуктивную логику беседы (она характерна для процесса «подведения под понятие»). В этом случае беседа начинается сразу с соотнесения рассматриваемых явлений к группе - к понятию, что обосновывается выделением существенных признаков этого понятия. Затем они отыскиваются в воспроизведенных фактах - признаки явления соотносятся с существенными признаками понятия. Заключительное суждение утверждает включенность нового знания в уже сложившуюся у детей систему.

Дидактическими условиями, обеспечивающими эффективности итоговой беседы, являются:

·наличие достаточного объема представлений об объектах беседы у всех детей (эти представления должны включать характерные и существенные признаки);

· логика беседы, обеспечивающая последовательное движение мысли детей;

· разнообразие приемов, обеспечивающих активность всех детей, участников беседы;

· результат беседы (заключительное суждение) должен достигаться усилиями

самих детей (Е. И. Тихеева).

Участие в беседе требует достаточно сложной системы умственных действий:

· принять тему (цель),

· слушать,

· анализировать суждения участников,

· оценивать,

· аргументировать свои суждения

· делать поправки, дополнения,

· выражать свои мысли ясно и последовательно, оперируя при этом достаточным запасом представлений, и т. д.

Сложность умственной деятельности, которой требует итоговая беседа, делает ее методом, доступным только воспитанникам старших групп детского сада. Итоговая беседа - эффективная школа развития мышления.

Словесные приемы обучения. В ходе обучения воспитатель использует самые разнообразные приемы. Многие из них являются универсальными: они входят в состав основных методов, а в отдельных случаях выполняют функцию метода. К таким приемам относятся показ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Пояснение, объяснение как прием широко используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений, проведения опытов и других методов. Наглядно-практические методы обеспечивают непосредственное восприятие предметов и явлений окружающего мира, их живое созерцание, в ходе которого формируются знания. Однако многие стороны явлений, с которыми дети знакомятся непосредственно, оказываются недоступными для такого восприятия, что мешает их пониманию. Чаще всего это касается связей явлений, их причин и др. В этом случае воспитатель своим пояснением направляет восприятие и понимание детьми воспринятого. Иногда пояснение включает и новые факты, помогающие детям понять явления.

Одним из видов пояснений являются указания.

Они включают разъяснение детям содержания и последовательности учебных действий - умственных и практических, необходимых для решения учебной задачи. А. П.Усова рекомендовала две формы указаний: целостную и дробную - «диктантную» (первая форма значительно эффективнее по развивающему воздействию на ребенка).

В единстве с указаниями и пояснениями используется показ образца выполнения задания или способа действия. Наглядно-действенный показ в сочетании со словесными пояснениями и указаниями при обучении изобразительной деятельности, конструированию, движениям наряду с упражнениями занимает одно из ведущих мест и часто приобретает значение метода. Роль показа и словесного объяснения меняется по мере овладения детьми теми, или другими умениями. Значительная роль показа сохраняется в обучении детей младшего дошкольного возраста.

В отдельных случаях воспитатель использует показ образца результата выполнения учебного задания: выполненной конструкции, аппликации, изготовленной игрушки, рисунка. В качестве образца иногда используется рассказ воспитателя. Показ образца помогает конкретизировать учебную задачу, создать зрительный образ конечного результата. Образец может служить и опорой в самооценке ребенком результата выполненной учебной задачи. Образец призван быть высокого качества. Отражая самые существенные стороны объекта, он должен оставлять место для прояв­ления детского творчества и самостоятельности.

Показ образца любого вида следует сопровождать словесным пояснением, четко выделяя наиболее существенные его стороны.

Специфика применения методов обучения в ДОО заключается в том, что дети дошкольного возраста не умеют ни читать, ни писать, поэтому дошкольное обучение является изустным: дети усваивают всю информацию изобъяснений педагога. В связи с этим к речи педагога предъявляются особыетребования: необходимо тщательно продумывать логику объяснения материала, излагать его четко, понятно, формулируя простые предложения, сообщая детям лишьсамое основное. При слишком многословном объяснении дети не могут долгососредоточенно слушать и в силу отсутствия опыта не могут отделить главное отвторостепенного.

У детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому объяснение должно быть эмоциональным, интересным, сопровождаться игрой, сюрпризными и соревновательными моментами, загадками, скороговорками. Так как мышление дошкольников наглядно-действенное и наглядно-образное, то объяснение необходимо не только подкреплять наглядностью, но и подбирать практические задания с раздаточным материалом.

Немаловажное значение имеет и эмоциональная атмосфера на занятии, руководство педагога, стиль его общения с детьми. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную помощь, вместе с тем не лишая ребенка самостоятельности. В случае возникновения трудностей не следует спешить объяснять или показывать ребенку правильный вариант действий, необходимо выяснить причины затруднений и активизировать опыт и знания ребенка.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал