Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарии 7 страница
15 Премьера " Росмерсхольма" Ибсена состоялась в МХТ 5 марта 1908 г. Режиссер Немирович-Данченко. 16 Пьеса С. Найденова " Блудный сын" шла в один вечер с пьесой Е. Чирикова " Иван Мироныч" (первое представление -- 28 января 1905г.); драма П. Ярцева " У монастыря" в то время готовилась к постановке (премьера 21 декабря 1904 г.). 17 Письма Станиславского к заведующему репертуаром Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской, артисту К. В. Бравичу, не сохранились. 18 H. H. Литовцева была второй исполнительницей роли Сарры в " Иванове". 19 Станиславский предполагал инсценировать рассказы (" миниатюры") Толстого, Тургенева, Короленко, Чехова, Горького, Мопассана. В его архиве помимо инсценировок чеховских рассказов сохранились наброски инсценировок " Затишья" Тургенева и рассказа Мопассана " Оливковая роща", который ему очень нравился. 20 Произведения В. А. Слепцова изображают, по преимуществу, жизнь русской деревни. В записных книжках 1904--1907 гг. Станиславский дает оценку выбранных им для инсценировки повестей Слепцова. Там же -- характеристики рассказов Мопассана, Короленко и других (Музей МХАТ, архив КС).
205* 1 И. А. Стравинская не была принята в школу МХТ. 2 Выпускники школы вошли потом в труппу " Студии на Поварской".
Послано в Любимовку. Дата указана М. П. Лилиной.
1 Станиславский напряженно искал новую сценическую форму для символистских пьес Метерлинка (" Непрошеная", " Слепые", " Там, внутри"). Письма к Лилиной этой поры полны упоминаний о Метерлинке: то Станиславский сообщает, что беседа о Метерлинке с Маныкиным, Сулержицким, Бурджаловым затянулась до половины второго часа ночи, то о том, что на репетициях " Слепых" " как будто начинает немного выясняться необходимый тон", то снова о своих сомнениях: " Волнуюсь еще и как художник, так как не нахожу тона для Метерлинка". " Очень измучился усиленной работой, вернее же, тем, что генеральная прошла слабовато" (сб. " О Станиславском", стр. 99--100). Об этом же -- в письме к В. В Котляревской от 20 августа 1904 г.: " Мы работаем вовсю. Приходится очень туго с " Слепцами". Надо сделать несценичное сценичным. Пока дело подвигается туго. Ждем на днях Бальмонта на подмогу" (ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 1059).
207* Ответ на письмо Немировича-Данченко (сентябрь 1904 г.).
1 Немирович-Данченко, репетировавший в отсутствие Станиславского " Иванова", снял Вишневского с роли Боркина и передал эту роль Леонидову. 2 Роль Бабакиной в " Иванове" играла Н. С. Бутова.
Ответ на письмо М. Г. Савиной из Одессы от 2 ноября 1904 г.
1 Савина писала: " Опять я " по Вашу душу", Константин Сергеевич! Наш вице-президент придумал поставить в пользу Театрального общества " Чайку" с Вами, Комиссаржевской и со мною. Есть ли на сей раз надежда сдвинуть Вас с места? " (Музей МХАТ, архив КС). Савина предлагала взамен выступления Станиславского в Петербурге свое выступление в только что поставленном МХТ спектакле " Иванов", в роли Сарры. 2 " Я великодушна, дорогой Константин Сергеевич! -- ответила Савина 18 ноября 1904 г. -- Вполне понимаю, прощаю и была уверена, что мне придется писать Вам именно эти слова, и без Вашей диктовки... Дела Общества очень плохи в этом году, и надо выхитрить " чего-нибудь особенного", как говорят у нас в Одессе, а уже особеннее Вас мы ничего придумать не могли" (Музей МХАТ, архив КС). 3 В письме от 2 ноября 1904 г. М. Г. Савина жаловалась на то, что во время гастролей в Одессе она не имела успеха в роли Раневской в " Вишневом саде": " Сыграла я здесь Раневскую и, вопреки всеобщим надеждам, очень скверно. Постановка была скопирована до смешного с Вашей, и играли весьма не плохо" (там же).
209* 1 Мать К. С. Станиславского умерла в ночь на 13 октября 1904 г. в имении дочери Л. С. Каргановой (село Спасское, Воронежской губ.). 2 Видимо, речь идет о театре, который намеревалась открыть М. Ф. Андреева. 3 В 1904 г. истекал срок договора о найме помещения Художественного театра. С. Т. Морозов, арендовавший театр у Г. М. Лианозова, продлил аренду на один год (письмо С. Т. Морозова к Вл. И. Немировичу-Данченко, Музей МХАТ, архив Н-Д).
210* Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 470, оп. 1, ед. хр. 11.
1 Письмо к А. М. Горькому не сохранилось. 2 Вскоре Горький передал Художественному театру для постановки свою новую пьесу " Дети солнца" (премьера состоялась 24 октября 1905 г.). 3 2 апреля 1907 г. в МХТ была поставлена пьеса С. А. Найденова " Стены".
1 И. В. Тартаков исполнял партию Демона в опере Рубинштейна " Демон" в Мариинском театре. 2 Савва Тимофеевич -- Морозов.
212* Датируется по связи с предшествующим письмом и по письму к В. В. Котляревской от 14 апреля 1905 г., в котором Станиславский упоминает " Историко-художественную выставку русских портретов": " Сегодня днем я на выставке портретов".
1 Фраза из комедии " Горе от ума".
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Е. С. Зарудной-Кавос, 445, ед. хр. 71.
214* 1 С. Т. Морозов застрелился в Ницце 13 мая 1905 г. 2 14--15 мая 1905 г. в сражении при Цусиме, в боях с японским флотом, погибла 2-я Тихоокеанская эскадра. 3 Качалова -- H. H. Литовцева. 4 От роли Софьи в " Горе от ума" Андреева отказалась. В " Детях солнца" она играла Лизу Протасову. 5 " Без всяких пунктов хочу быть Вашим товарищем, помогать Вам сколько только в силах и буду рада, если мое возвращение в Художественный театр будет Вам приятно", -- писала в ответ Андреева от 29 мая 1905 г. (Музей МХАТ, архив КС). 6 Горький из Куоккала сообщал Станиславскому, что " Дети солнца" будут готовы через неделю, и приглашал его приехать вместе с Немировичем-Данченко послушать пьесу (приписка Горького к письму Андреевой).
215* Письма к В. Я. Брюсову печатаются по подлинникам личного архива В. Я. Брюсова, хранящимся в его семье. Дата письма No 215 устанавливается по первому месяцу работы Театра-студии (Студии на Поварской). Первое заседание сотрудников и пайщиков нового театра состоялось 5 мая 1905 г. Брюсов Валерий Яковлевич (1873--1924) -- поэт, переводчик, литературовед. Призывы теоретиков символизма, влияние модернистских течений в искусстве не прошли бесследно для Станиславского. Ему казалось, что символизм может помочь Художественному театру найти новые пути в искусстве. В 1905 г. при Художественном театре возникает Театр-студия -- " лаборатория для опытов". К этим опытам Станиславский привлекает В. Я. Брюсова, критиковавшего МХТ за " ненужную", натуралистическую правду и поощрявшего символистские спектакли Мейерхольда в провинции. В. Я. Брюсов был приглашен Станиславским на должность заведующего литературным бюро Театра-студии. 2 В течение всего мая шли пробы по изготовлению макетов на квартире Станиславского и в макетной мастерской МХТ. 7 июня 1905 г. в Пушкино начались репетиции.
216* Письма к С. А. Попову печатаются по подлинникам, хранящимся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина. Письмо No 216 написано между маем и августом 1905 г. Попов Сергей Александрович (1872--1942) принимал участие в спектаклях Общества искусства и литературы. В 1905 г. был директором-администратором Театра-студии. См. воспоминания С. А. Попова о работе Станиславского в Театре-студии (сб. " О Станиславском", стр. 337--346).
1 Всеволод Эмильевич -- Мейерхольд. 2 Шехтель Ф. О. -- архитектор. 3 Художник В. Е. Егоров заведовал бутафорской мастерской Театра-студии.
217* 1 ...оба театра -- МХТ и Театр-студия. 2 В. В. Котляревской (Пушкаревой) была поручена роль Шарлотты в спектакле Александрийского театра " Вишневый сад". 3 В архиве Станиславского хранится несколько вариантов его рукописи " Настольная книга драматического артиста", свидетельствующих о непрерывных и упорных поисках доступной для читателя, ясной литературной формы.
1 По-видимому, стена, стоявшая во дворе дома No 33/1 на Поварской улице, мешала строительным работам Театра-студии. " Константин Сергеевич имел основание волноваться вопросом перестройки театра -- он знал волокиту городской управы и канцелярии градоначальника... И только 29 сентября городская управа разрешила строительные работы", -- вспоминал С. А. Попов (сб. " О Станиславском", стр. 339). 2 Под наблюдением архитектора В. И. Краузе происходила перестройка помещения для Театра-студии. 3 Николай Александрович -- Попов, брат С. А. Попова.
219* Послано в Норвегию, где проводила свой отпуск О. Л. Книппер-Чехова. Дата устанавливается со слов Книппер-Чеховой.
1 Станиславский просил Книппер-Чехову собрать в Норвегии материалы для постановки пьесы Кнута Гамсуна " Драма жизни". К этой символистской, декадентской пьесе Станиславский подошел первоначально как режиссер-реалист. Он искал психологического объяснения образов-символов, олицетворяющих " страсти и пороки" человечества, он пытался соединить " необычное, декадентское, импрессионистическое в костюмах" с " бытовою типичностью", чуждой духу пьесы. 2 Здесь и в дальнейшем -- имена персонажей " Драмы жизни". 3 " Росмерсхольм" и " Эллида" (" Женщина с моря") -- драмы Г. Ибсена, намеченные к постановке в Художественном театре. 4 Станиславский рассчитывал, что Книппер-Чехова встретится с Гамсуном, но встреча не состоялась, так как Гамсун был в отъезде. 5 Роль Терезиты в " Драме жизни" была поручена Книппер-Чеховой. 6...à la Метерлинк -- то есть в приемах символистского театра. 7 Тю -- нищий, прозванный Справедливостью, таинственная, зловещая символическая фигура. 8 В санатории " Яузляр" была комната, где больные туберкулезом содержались за счет семьи Чеховых. 9 По ремарке автора, в третьем акте среди толпы на ярмарке встречаются купцы, моряки, лопари, квены; группа музыкантов из первого акта; горнорабочие. 10 Квены -- по скандинавским преданиям, финское племя квенов в древние времена жило по всей Финляндии, позднее квены селились по берегам Ботнического залива. 11 В феврале 1900 г., в связи с постановкой " Снегурочки" А. Н. Островского, художник В. А. Симов и его помощники К. Н. Сапунов и Б. С. Алексеев ездили на север и привезли оттуда вместе со множеством зарисовок и эскизов утварь, одежду, деревянные резные изделия и т. п.
220* Печатается по черновому тексту из записной книжки 1905--1908 гг. (Музей МХАТ, архив КС, No 762). Дата устанавливается по связи с письмом Немировича-Данченко к Станиславскому от 14 июля 1905 г. (" Избранные письма", стр. 270).
1 Речь идет о пьесе " Дети солнца". 2 Премьера возобновленной " Чайки" состоялась 30 сентября 1905 г.
Дата уточняется по связи с письмом к С. А. Попову от 12 августа 1905 г.
1 Горький читал труппе МХТ свою пьесу " Дети солнца"; в тот же день он сообщал К. П. Пятницкому первоначальное распределение ролей. 2 Попов Сергей Александрович. 3 Вскоре студия, возглавляемая Мейерхольдом, принесла Станиславскому глубокие разочарования. Он рассказал о них позднее в книге " Моя жизнь в искусстве": " Я просмотрел эту показную репетицию с большим интересом и уехал с нее успокоенный. Студийцы продолжали свою работу в Пушкино... ...Наконец была назначена генеральная репетиция " Смерти Тентажиля" Метерлинка, " Шлюка и Яу" Гауптмана и одноактных пьес разных авторов. Все стало ясно. Молодых, неопытных актеров хватило на то, чтобы с помощью талантливого режиссера показать публике свои новые опыты лишь в небольших отрывках, но когда потребовалось развернуть пьесы огромного внутреннего содержания, с тонким рисунком, да притом в условной форме, юнцы показали свою детскую беспомощность. Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. ...К тому времени я уже разочаровывался и в сценической работе художников, -- и в полотне, и в красках, и в картоне, и во внешних постановочных средствах, и в трюках режиссеров. Все мои надежды стремились, к актеру и к выработке прочных основ для его творчества и техники" (Собр. соч., т. I, стр. 285--286).
1 Владимир Эмильевич -- Репман (по сцене Владимиров), член Общества искусства и литературы, актер и режиссер Театра-студии. Вместе с художником Н. П. Ульяновым работал над постановкой Театра-студии " Шлюк и Яу" Г. Гауптмана. В 1907 г. поступил в труппу МХТ и пробыл в нем до 1910 г. У В. Э. Репмана была большая библиотека по истории костюма, которой пользовался Станиславский. 2 Всеволод Эмильевич -- Мейерхольд. 3 " В конце сентября, -- вспоминает С. А. Попов, -- на одной из генеральных репетиций " Смерти Тентажиля" Константин Сергеевич отводит меня в сторону и говорит: -- Все это не то! Это, правда, прекрасная постановка, но в таком виде она не нужна. -- Что же, по-вашему, нужно? -- На переднем плане нужен просто светлый занавес, и на этом фоне в темных костюмах, как силуэты, актеры должны разыгрывать пьесу. -- Об этом надо было думать раньше! Зачем же мы убивали столько денег, перестраивая сцену? Но у самого Станиславского за его критикой постановки чувствовалось уже какое-то общее неудовлетворение делом, те серьезные сомнения в нем, о которых он говорит в своей книге" (сб. " О Станиславском", стр. 345).
1 Роль передал В. И. Качалову -- роль Протасова в " Детях солнца". 2 Лилина исполняла роль Нины Заречной в возобновленном спектакле " Чайка".
1 Роль Лизы в " Детях солнца". 2 На даче у Калужских Станиславский писал режиссерский план спектакля " Дети солнца".
1 Мир с Японией после русско-японской войны официально был заключен через несколько дней, 23 августа 1905 г. в Портсмуте. 2 Дача Калужских в деревне Иваньково была выстроена по проекту В. А. Симова и называлась " Чайка".
1 Революционное восстание на " Пруте" и на броненосце " Потемкин" происходило в июне 1905 г.
227* Ответ на письмо Немировича-Данченко от 5 сентября 1905 г.
1 По ремарке Горького, третье действие происходит в " пасмурный день". 2 Немирович-Данченко сделал небольшое добавление к тексту " Детей солнца", о котором Горький пишет: " Хорошо. Автор" (Музей МХАТ, архив Н-Д, No 59). Можно предположить, что это добавление относится к финалу пьесы. 3 Уезжая в отпуск, Станиславский оставлял разработанный им режиссерский план (три акта). Репетиции вели Немирович-Данченко и Лужский. Работу над режиссерским планом четвертого акта Станиславский продолжал в Севастополе. 4 ...ворота в 3-м акте разбиваются толпой -- описка: не в 3-м, а в 4-м. 5 Художественный театр, как и Горький, опасался, что " Дети солнца" будут запрещены цензурой. " Дорогой мой друг, -- писал Горький 20-- 21 сентября Пятницкому, -- Вы очень обрадовали меня хорошей вестью, -- признаться, я не рассчитывал, что пьеса пройдет без " поправок" со стороны цензуры. После первого посещения Вами Бельгарда я написал и послал ему небольшое письмо -- он говорил Вам о нем? Я только указал на то, что за последнее время " высшая власть" в такой мере опошлила, загрязнила и изнасиловала народ и страну в глазах Европы, что усиливать всю эту работу еще такими неумными выходками, как запрещение моей пьесы, -- излишне" (Собр. соч., т. 28, стр. 385). 6 При возобновлении " Чайки" роль Треплева исполнял Мейерхольд. С 14 ноября 1905 г. роль Треплева перешла в В. В. Максимову. 7 Лось Антон Потапович -- актер МХТ с 1904 по 1906 г. В " Чайке" исполнял роль учителя Медведенко.
228* 1 Проект объединения Художественного театра с Малым остался неосуществленным. 2 МХТ гастролировал в Германии, Чехословакии, Австрии, Польше с 10 февраля по 2 мая 1906 г. 3 После премьеры " Детей солнца" (24 октября 1905 г.) в Художественном театре началась усиленная работа над комедией А. С. Грибоедова " Горе от ума".
229* Печатается по подлиннику, хранящемуся в личном архиве З. К. Васнецовой.
1 Первые заграничные гастроли МХТ начались в Берлине 10 февраля 1906 г. (по старому стилю). " Шапку долой перед вами, москвичи! -- писал критик газеты " Tâ gliche Rundschau" после первого представления " Царя Федора Иоанновича".-- Вы выросли на почве современности и на почве исторического прошлого, но есть в вас нечто, что принадлежит завтрашнему и послезавтрашнему дню, что принадлежит грядущему" (цит. по статье Вл. И. Немировича-Данченко " Художественный театр за границей", " Русские ведомости", 8 декабря 1913 г.). 2 Гауптман Гергарт (1862--1946) -- немецкий беллетрист и драматург. В МХТ шли его пьесы: " Потонувший колокол", " Возчик Геншель", " Одинокие", " Микаэль Крамер". " Гауптман часто бывал на наших спектаклях. Любовь его к русской литературе и ее влияние на него достаточно известны. ...Гауптман сказал, что он всегда мечтал для своих пьес о такой игре, какую он увидал у нас, -- без театрального напора и условностей, простую, глубокую и содержательную" (Собр. соч., т. 1, стр. 291, 292), Шницлер Артур (1862--1931) -- австрийский прозаик и драматург. Зудерман Герман (1857--1928) -- немецкий романист и драматург.
230* Ответ на открытку В. В. Котляревской от 13 февраля 1906 г.: " С восторгом читаю об умопомрачающем успехе дорогих друзей".
1 Фульда Людвиг (1862--1939) -- немецкий драматург и переводчик. 2 Гаазе (Хаазе) Фридрих (1827--1911) -- немецкий актер, неоднократно гастролировал в России. Семидесятидевятилетний ветеран сцены дал в своей квартире банкет в честь Художественного театра, на котором присутствовал весь театральный Берлин. Гаазе относил Станиславского к художникам, оставляющим незабываемые впечатления (см. записку Гаазе в архиве КС). 3 Дузе Элеонора (1859--1924) -- выдающаяся итальянская трагическая артистка (см. Собр. соч., т. 1, стр. 300, 335, 433). В 1908 г., во время своих гастролей в Москве, под впечатлением спектаклей Художественного театра, Дузе писала Станиславскому: " Вчера у Вас я вновь обрела Правду и Поэзию -- Поэзию и Правду, эти два глубоких родника нашего искусства и души артиста. Поверьте, поверьте, что я поняла, я достойна понять Ваши устремления, понять всю возвышенность, которую они излучают. Как радостно... быть снова у Вас для того, чтобы любоваться и наслаждаться той же чистой и глубокой радостью" (Музей МХАТ, архив КС). В последние годы жизни Дузе проявляла большую симпатию к Советскому Союзу, интересовалась советским искусством. 4 Рейнгардт Макс (1873--1943) -- выдающийся театральный деятель, актер, режиссер, реформатор немецкого театра. Руководил несколькими крупными театрами в Берлине. Один из первых поставил в Германии пьесы Л. Н. Толстого, М. Горького. После захвата власти фашистами вынужден был эмигрировать в США.
231* Печатается по рукописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Копия снята неизвестным лицом. На ней пометка карандашом, сделанная рукою Станиславского: " Директору Имп[ераторских] театров Людв. Барнаю".
232* Письмо могло быть написано не позднее 15 марта 1906 г., так как 15 марта начались спектакли МХТ в Дрездене.
233* Печатается по подлиннику, хранящемуся в личном архиве З. К. Васнецовой. Датируется по связи с предыдущим письмом.
1 Театру необходимо было покрыть долги: перед отъездом за границу Московский литературно-художественный кружок дал МХТ заимообразно крупную сумму.
234* Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Год устанавливается по гастролям МХТ в Лейпциге и Праге. О гастролях в Лейпциге, Праге, Вене, Карлсруэ и Висбадене (с 20 марта по 12 апреля) есть записи в дневнике Станиславского (Музей МХАТ, архив КС).
1 Никиш Артур (1855--1922) -- знаменитый венгерский дирижер, пропагандист русской музыки (см. о нем Собр. соч., т. 3, стр. 228--229).
235*
Дата устанавливается по ответному письму Брюсова от 15 мая 1906 г.: " Мне очень жаль, что я не могу быть сегодня на Вашем собрании, так как должен присутствовать на собрании директоров нашего Лит[ературно]-Худож[ественного] кружка, -- что давно обещал. Но -- готов от всей души, по мере сил и умения, способствовать Вашим начинаниям в духе бывшей Студии. Очень и очень прошу Вас, если мне есть место в этой работе, сохраните его за мной. Уважающий и преданный Валерий Брюсов" (Музей МХАТ, архив КС).
1 После ликвидации Студии на Поварской Станиславский полагал, что Художественный театр должен " разумно воспользоваться результатами юных брожений". Он искал (по выражению его в дневнике 1906 г.) " новой идеи" и, экспериментируя, хотел привлечь в театр Брюсова, Волошина, Балтрушайтиса. " Опять поблуждаем и опять обогатим реализм", -- говорил он позднее в письме к Л. Я. Гуревич от 5 ноября 1908 г. Вскоре он пришел к выводу, что " отвлечение", " стилизация" не раскрывают внутренней сути пьесы и поэтому являются ложными путями в творчестве.
236* Дата устанавливается по репетициям " Горя от ума" (первый спектакль -- 26 сентября 1906 г.).
237* Датируется по первым спектаклям " Горя от ума" в МХТ.
1 Станиславский согласился играть роль Фамусова, подчиняясь интересам общего дела. Вначале он был неудовлетворен результатами своей работы и в течение многих лет настойчиво совершенствовал исполнение роли. Во второй (1914) и третьей (1925) редакции спектакля он создал подлинно грибоедовский, сатирический образ Фамусова, ставший общепризнанным достижением его творчества. 2 Рецензент " Московского листка" 28 сентября 1906 г. писал, например: " Неудача с изображением центральной фигуры комедии отразилась на всем и обусловила то, что многие из-за нее забыли о всем том хорошем, что дала постановка " Горе от ума" Художественным театром". По-другому оценивал работу Станиславского H. E. Эфрос: " Любят спорить -- барин Фамусов или не барин. Блестящая традиция Малого театра узаконила барина. Станиславский был больше чиновником, выбравшимся в баре, с департаментскою внешностью, с напускною грозностью, с самодовольством глупости, почитающей себя высшим умом. Несомненно, можно рисовать Фамусова и таким" (Н. Эфрос, " Горе от ума" в Художественном театре, " Новый путь", 28 сентября 1906 г.). 3 К кому относится эта шутка -- неизвестно.
Письма к С. А. Найденову печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС). Найденов (Алексеев) Сергей Александрович (1869--1922) -- драматург, примыкал к группе писателей, объединившихся вокруг издательства " Знание", которым руководил А. М. Горький. Автор одной из популярнейших пьес начала века -- " Дети Ванюшина".
1 9 октября 1906 г. Найденов выслал Немировичу-Данченко пьесу " Стены", которая была поставлена в МХТ Немировичем-Данченко и Лужским. Премьера --2 апреля 1907 г. 2 Миттервурцер Фридрих (1844--1897) -- немецкий актер, в 1888 г. гастролировал в Москве, в 1890 и 1892 гг.-- в Петербурге.
239* Письма к Н. А. Котляревскому печатаются по подлинникам, хранящимся в рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 137. Котляревский Нестор Александрович (1863--1925) -- литературовед, академик.
1 Летом 1906 г. на курорте Ганге (Финляндия) Станиславский читал В. В. Котляревской рукопись своей " Настольной книги драматического артиста".
1 " Стены". 2 Натуралистически подробно Найденов воспроизводил быт и обстановку " гостеприимного ночлежного дома Ольги Ивановны": на первом плане -- двуспальная " красивая" кровать, покрытая шелковым одеялом, зеркала в простенке между окон, запыленные искусственные бумажные цветы, дешевые олеографии... К хозяйке притона (которую Станиславский в письме называет " сводней"), " тщедушной, со сморщенным личиком, набеленным и нарумяненным", приходил, " стыдясь и робея", герой пьесы Артамон Суслов -- молодой человек лет 27--28. По ремарке, он " задумчив, сумрачен. В нем где-то глубоко сидит детская, наивная, доверчивая душа". 3 Станиславский сравнивает здесь Артамона Суслова (в пьесе " Стены") с персонажами других пьес Найденова. Максим Коптев -- действующее лицо пьесы " Блудный сын" (первоначальное название " Кто он? "). 4 В ответном письме Найденов благодарил Станиславского за то, что он " пощипал" первый акт, и объяснял: " Первый акт мне нужен был, чтоб показать хаотическое состояние души Артамона, в которую уже запала искорка веры... на горизонте светит уже маяк...". По замыслу автора в последней сцене происходило " просветление, раскаяние" Артамона, начинался его " нравственный рост" (письмо С. А. Найденова к К. С. Станиславскому, Музей МХАТ, архив КС).
Письма к Л. М. Леонидову печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).
1 " Многоуважаемый Константин Сергеевич! -- писал Л. М. Леонидов.-- Ввиду того, что после вчерашнего инцидента мне неудобно с Вами объясняться лично, обращаюсь к Вам письменно. Дело заключалось в следующем: я пришел в театр по двум повесткам, к 12.30 на " Драму жизни" и к 1 ч. на " Бранда". Я получил уведомление от режиссеров " Бранда", что вечером 7-ю картину репетирую я, я с народом, поэтому мне нужно знать картину наизусть. Я и отправился к себе в уборную, где и занимался ролью. Единственная моя вина в том, что я не предупредил помощника режиссера, где я нахожусь. Мой возбужденный тон относился отнюдь не к Вам, а к Вишневскому...". 2 Здесь описка, следует читать: Гамсуном, так как Леонидову была поручена роль 2-го рабочего в " Драме жизни" Гамсуна. Одновременно он репетировал роль Бранда, которую должен был играть в очередь с Качаловым. 3 К этим упрекам Станиславский прибегал как к средству педагогического воздействия. Леонидов благоговейно относился к Станиславскому, считая его своим учителем и другом, а Станиславский позднее сравнивал Леонидова с Сальвини.
242* 1 Станиславский давал уроки в частной театральной школе артиста МХТ А. И. Адашева (Платонова). Одновременно он вел занятия в школе МХТ (трехгодичные драматические курсы). Заведовал курсами Немирович-Данченко.
|