Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зоны комфорта ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Сестре следует учитывать, что общение будет более успешным, если оно происходит в зоне комфорта (рис. 9). У каждого человека размер этой зоны свой. Так, у большей части людей размер «личной» зоны, общение в которой не вызывает дискомфорта, — 0, 46—1, 2 м. В то же время при выполнении тех или иных процедур сестра «вторгается» не только в личную, но и в «интимную» зону, размер которой 15—46 см. Сестра, зная и понимая трудности, которые при этом может испытывать пациент, должна быть особенно внимательной и деликатной. Например, размер комфортной зоны сестры позволяет ей стоять близко к другим людям, но они испытывают при этом неудобство и отодвигаются, поскольку размер их комфортной зоны меньше. И, наоборот, сестра может чувствовать себя комфортно только в том случае, если вокруг нее большое пространство, а человек думает при этом, что он ей неприятен и поэтому она стоит (сидит) так далеко. Сестринскому персоналу, с учетом специфики деятельности, часто приходится «вторгаться» и в личную, и в интимную, и в сверхинтимную (менее 15 см) зону комфорта пациента, выполняя те или иные сестринские манипуляции. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое для сестры и пациента расстояние. Нужно быть очень внимательной к проявлению пациентом и (или) его близкими чувства дискомфорта, связанного с вторжением в зону комфорта. УВЕРЕННАЯ МАНЕРА ОБЩЕНИЯ Независимо от того, какой канал общения использует человек, он должен стремиться к тому, чтобы задуманное им сообщение соответствовало переданному. Этому способствует уверенная манера общения. Если сообщение передано твердо и уверенно, вероятность того, что получатель сообщения согласится с ним, возрастает. Некоторые люди путают «уверенную манеру общения» с агрессивностью и грубостью, поэтому следует использовать ее избирательно и всегда думать о том, как это воспримут. В тех случаях, когда человек ведет себя агрессивно (не путать с уверенным поведением!) по отношению к сестре, воспользуйтесь следующими рекомендациями: - не следует воспринимать чье-то агрессивное поведение как личное оскорбление: чаще всего люди «выплескивают» свои отрицательные эмоции на тех, кого чаще видят, даже если их расстроил кто-то другой; - нужно глубоко подышать: сделать глубокий вдох и посчитать до 10 или 20, пока не наступит успокоение; - можно выйти из комнаты, если есть опасение сказать или сделать что-то неприятное (конечно, это можно сделать только в том случае, если пациент находится в безопасности); - можно сделать перерыв, совершив небольшую прогулку, выпив глоток воды. - можно рассказать о случившемся тому, кто пользуется вашим уважением; - следует вновь поговорить с человеком, проявившим неуважение к сестре: дать понять, что сестра все равно будет продолжать выполнять свои обязанности. Сестринскому персоналу очень важно оставлять каналы общения открытыми даже в тех случаях, когда полученное сообщение вызывает ощущение неловкости. Мы можем дать несколько рекомендаций, позволяющих продолжать общение несмотря на неловкость. Для этого следует: - сделать паузу на несколько секунд, чтобы успокоиться, перестать думать о своих чувствах и сконцентрироваться на сообщении собеседника; -проявить интерес к собеседнику, используя мимику, жест, прикосновение: если человек почувствует заинтересованность сестры, то эта молчаливая поддержка может оказать больше эффекта, чем любые слова; - вновь пригласить человека к разговору, задав вопрос: «Как Вы себя чувствуете?», «Вы уверены, что Вам сейчас лучше побыть одному?». Иногда можно повторить сообщение собеседника своими словами: «Вы действительно скучаете по семье»; - просто слушать собеседника, поскольку иногда это единственное, что нужно человеку. Если сестра считает, что пациент нуждается в ответах на вопросы, а она не может этого сделать, следует найти того, кто ответит на вопросы; - говорить о своих переживаниях, о возникших недоразумениях с другим человеком, пользующимся доверием сестры.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА Эффективное общение может оказать неоценимую помощь при социальной поддержке, изменить отношение человека к тем или иным событиям. Социальная поддержка осуществляется как вербальным, так и невербальным способом. Положительные высказывания по поводу внешнего вида человека и его одежды, благодарность за помощь и понимание, поощрение его успехов в самообслуживании, одобрение его поведения могут быть примерами вербальной социальной поддержки. Прикосновение, объятие, улыбка, кивок головы — вот далеко не полный перечень приемов невербальной социальной поддержки. Социальная поддержка: -При общении помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет как на его здоровье, так и на общее благополучие; -Не всегда сразу дает результаты: -продолжайте пытаться; -не разочаровывайтесь в своих усилиях; -Будет эффективной, если: -осуществляется последовательно; постоянно повторяется.
Использованная литература: С.А. Мухина, И.И. Тарновская Теоретическая часть по предмету «Основы сестринского дела» Учебник для медицинских училищ и колледжей 2-е издание, исправленное и дополненное г. Москва, 2009г.
|