Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура древних цивилизаций
| 1.5.1. Многообразие древних культур
|
| 1.5.2. Мифологическая картина мира человека древних цивилизаций
|
| 1.5.3. Культура Древнего Египта и Междуречья
|
| 1.5.4. Культура Древней Индии
|
| 1.5.5. Социокультурная специфика древнего Китая
|
На рубеже IV-III тыс. до н.э. обширная область Передней, Южной и Юго-Восточной Азии стала местом формирования древнейших человеческих культур. Все они объединяются общим названием культур Древнего Востока.
5.1 Многообразие древних культур. Особенности их становления и развития.
Роль традиции в древних культурах
Понятие «Восток» возникло еще в античную эпоху – так называли греки и римляне страны, лежавшие к востоку от них. Под ними подразумевали тогда Египет, страны Передней Азии – Сирию, Финикию, Месопотамию и другие, а также все земли, лежавшие далее на восток – Персию, Индию, Аравию и иные области и государства. В этой местности в силу ряда причин сформировались древнейшие цивилизации, достигшие значительных успехов в своем развитии задолго до возникновения европейских культур.
Почему же именно в этой области началось формирование первых в истории цивилизаций? Дело в том, что именно здесь располагается так называемый «золотой полумесяц» наиболее плодородных земель – полоса от Египта до Китая, включая сюда также восточный берег Средиземного моря – Палестину, землю, про которую еще в Ветхом Завете говорилось, что она «течет молоком и медом», Месопотамию, Индию и прилегающие к ним территории. Плодородие земель здесь достигало небывалых величин – средний урожай превышал урожаи, собираемые в Европе, в 5-10 раз, и это притом, что собирались эти урожаи несколько раз в год. Особенностью древневосточных цивилизаций стало и то, что практически все они сформировались в долинах больших рек – Нила, Иордана, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Реки имели определяющее значение для жизни человека в этих местах. Не случайно их, как, например, в Египте, обожествляли – в честь речных богов строились храмы, им приносились жертвы, в т.ч. человеческие. В долинах рек были сосредоточены наиболее плодородные земли (в Египте, например, это была полоска земли по обоим берегам Нила шириной примерно 50-60 км). С ростом населения возникала необходимость расширять посевные площади, что в условиях пустынного или тропического климата было возможно только путем мелиорации заболоченных речных и озерных долин и возведения ирригационных сооружений – каналов и дамб – для обводнения пустыни. Все это вело отдельные земледельческие племена к объединению, т.к. выполнение этих работ было невозможно силами одного племени. При этом естественным образом формировались профессиональные организаторы этих надплеменных формирований: чиновники, инженеры, ученые, судьи, купцы, жрецы, полководцы и др., функцией которых была координация усилий общества для достижения поставленных целей наиболее оптимальным путем. Их содержание производилось за счет крестьян, что было возможно только в условиях того высокого уровня производства сельскохозяйственной продукции, который был достигнут в древневосточных обществах. Еще одной причиной, толкавшей древние общества к консолидации, стала постоянная внешняя угроза. Находясь, как правило, в окружении враждебных кочевых народов, ранние восточные общества не могли обороняться от этой угрозы иначе, как соединяя силы различных общин. Это вело к созданию профессиональных вооруженных отрядов, на основе которых выросло постоянное войско.
Так формировались первые в истории государства. Специфические условия, в которых они сформировались, наложили характерный отпечаток на их внешний облик и внутреннее устройство.
Важным элементом каждой цивилизации является наличие письменности. Все древние цивилизации выработали свои достаточно сложные системы письменности. Первоначально все виды письменности были рисуночными, т.е. люди просто рисовали то, что они хотели сказать. Но в зависимости от тех или иных причин рисуночные знаки трансформировались, приобретали более упрощенные формы, либо наоборот – усложнялись, чтобы передавать более сложные виды понятий. Так формировались известные нам типы письменности: в Египте и Китае – это иероглифы, в Месопотамии – клинопись, а в Финикии было выработано даже буквенное письмо, позднее легшее в основу греческого алфавита.
Древневосточные общества еще называют традиционными. Роль традиции в этих обществах проявлялась во всем – и в государственной системе, и в религии, и в искусстве. Эти цивилизации сохраняли свои характерные черты тысячелетиями. Образцом традиционности можно считать древнеегипетскую цивилизацию, в течение трех тысячелетий своего существования строго соблюдавшую сложившуюся еще на ранней стадии существования Египта систему ритуалов, обрядов, а также основные черты искусства.
5.2 Мифологическая картина мира человека древних цивилизаций
Наивысшей ценностью в этих обществах считалась земля. Как правило, верховным ее собственником выступал царь. Личность царя была священна, часто обожествлялась. Это было следствием мифологичности сознания людей, населявших эти государства. По их мнению, все в мире проистекает от воли высших сил, которые представлялись в виде богов, добрых и злых духов, теней предков и т.п.
Древневосточные цивилизации выработали сложные религиозные системы, одной из идей которых было посмертное воздаяние в той или иной форме за поведение человека в земной жизни. В некоторых обществах, например, в Египте, эта идея была доведена практически до абсолюта. В силу этого жрецы, которые непосредственно занимались вопросами посмертного спасения, играли весьма важную роль в древневосточных обществах, нередко вмешиваясь в управление государством и смещая неугодных им правителей, а, например, в индоарийском обществе жрецы – брахманы – вполне официально занимали высшую ступеньку общества, являясь старшей кастой, тогда как цари (раджи) входили во вторую по рангу касту (кшатрии). Жрецы также были наиболее образованным сословием, они хранили тайные знания, которые нередко держались в секрете даже от царей. Все это позволяло им держать в своих руках ключевые нити управления обществом на Востоке.
5.3 Культура Древнего Египта и Междуречья
Древнейшей культурой человечества традиционно считается культура Междуречья, илиМесопотамии. Уже в к. IV тысячелетия до н.э. здесь существовали города, имелась письменность, законодательство, велось обучение в школах, создавались первые библиотеки. От тех времен до наших дней сохранились развалины великих городов, таких, как знаменитый Вавилон, а также Ур, Ниневия и многие другие, величественных сооружений, наиболее характерными из которых являются зиккураты – ступенчатые храмовые башни.
Письменность Месопотамии носит название клинописи. Это название произошло от внешнего вида письменных знаков – клинышков, выдавленных острой палочкой на свежей глине (именно глиняные таблички были основным писчим материалом Месопотамии). Среди этих табличек найдены литературные произведения, своды законов, мифы, а также множество научных трактатов по самым разным сферам знаний. Особенно известны достижения вавилонян в области астрономии – их астрономические таблицы, в частности, содержат сведения о движении по небосводу Луны и известных на то время планет с указанием дат ожидаемых затмений. С астрономическими наблюдениями вавилонских жрецов связано и возникновение шестидесятеричной системы счисления, от которой в наследство нам остались деление окружности на 360°, суток – на 24 часа, часа – на 60 минут, минуты – на 60 секунд.
Практически ровесницей месопотамской цивилизации и во многом схожей с ней является цивилизация Древнего Египта. Начало ее истории также датируется концом IV тысячелетия до н.э., последние же проявления ее исчезли уже в начале нашей эры. Культура Древнего Египта является, таким образом, не только одной из самых древних, но и также и существовавшей наибольшее количество времени. Это тем более замечательно, что за все время существования Египетского царства изменения, происходившие в различных областях египетской культуры, никогда не затрагивали ее основ – менялись только отдельные элементы, сохраняя незыблемыми главные, наиболее характерные черты культуры. Т.е. можно утверждать, что эта цивилизация являет собой типичный образец традиционности в культуре.
Египетская цивилизация сделала большие успехи в самых разных областях человеческого знания. Египтяне вместе с учеными Передней Азии заложили основы многих современных наук – геометрии, медицины, астрономии, им принадлежит один из древнейших календарей, они достигли больших успехов в архитектуре, мореплавании, математике. Разумеется, эти достижения были связаны с потребностью удовлетворять насущные нужды человека. Например, медицина получила свое развитие вследствие существовавшего в Египте обычая мумификации мертвого тела; геометрия развилась из необходимости восстанавливать смываемые разливом Нила границы земельных участков крестьян; астрономия была необходима для предсказаний времени разлива Нила.
Египтяне создали сложную и развитую религиозную систему с множеством богов, главным из которых был Ра – бог солнца, именуемый также Амоном. В пантеон египетских богов входил царь. Он отождествлялся с богом Амоном-Ра, считался его воплощением на земле. Мифологическое сознание, характерное для древнего человека, вполне допускало это.
Поскольку вечная жизнь, по мнению египтян, была невозможна без сохранения тела, египетские жрецы разработали процесс мумификации, который сопровождался обрядом, повторяющим воскресение Осириса. На случай повреждения мумии в гробницу помещали портретную статую умершего, которая должна была помочь душе после возвращения в гробницу опознать свое тело, а в случае исчезновения мумии статуя должна была ее заменять. Кроме статуи хозяина гробницы, около тела умершего оставлялись изображения его семьи, слуг и прочих людей, обслуживавших покойного при жизни, которые, как считалось, в загробном мире превращались в реальных людей и продолжали служить своему господину. С учетом всего этого можно понять, какую роль играло в Древнем Египте изобразительное искусство. Художник обеспечивал человеку посмертное существование, вечную жизнь. Соответственно профессия художника, скульптора или архитектора в Египте была весьма уважаемой.
5.4 Культура Древней Индии
Пришедшие в Индию на рубеже II-I тыс. до н.э. арийские племена стали создателями культуры, которую мы сейчас знаем как индоарийскую. Эта цивилизация иначе называется ведической. Веды – это наиболее ранние тексты арийской культуры, из которых наиболее выделяется Ригведа. Главным принципом ригведийского мировоззрения было обожествление природы как целого и отдельных явлений природной и социальной жизни. Ведийские боги, как и в других языческих религиях, провозглашаются богами огня, грозы, порядка и т.п., всего в ведийской мифологии насчитывается 33 высших божества.
В отличие от ведизма индуизм установил более строгую иерархию богов – всего три высших божества: Брахма – создатель, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель. В индуизме также существует не менее строгая земная иерархия – кастовая система. Собственно, каста – это достаточно узкая профессиональная группа, их насчитывалось множество, но все они были объединены в четыре больших группы, или варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины во главе с царем), вайшьи (производящее сословие) и шудры (слуги). Переход из касты в касту исключался, браки между представителями разных каст также были невозможны. Особняком стояла каста чандалов, или неприкасаемых.
В тесной связи с земной иерархией стояла и идея посмертного воздаяния. Как известно, индийцы верили в сансару – перерождение души после смерти в новом теле. Какое это будет тело – зависело от того, как человек себя вел в предшествовавшей жизни. В отличие от египтян, веривших, что вечная жизнь возможна только при сохранении тела, индусы вплоть до наших дней верят, что такой способ погребения только вреден душе – чтобы ее освободить, непременно нужно разрушить тело, для чего применяется обряд кремации.
Наряду с индуизмом с VI в. до н.э. в существует буддизм – религия, позднее ставшая одной из мировых. Ее основатель – царевич Сиддхартха Гаутама из царского рода Шакья. Начав странствия в юности, он достиг просветления и стал Буддой (в переводе с санскрита – «Просветленный»). Цель буддизма – достичь просветления, прервать сансару и уйти в нирвану (особое состояние вечного блаженства в единении с космосом при отсутствии каких-либо потребностей). Однако в Индии эта религия не получила широкого распространения, т.к буддизм отрицал кастовые различия между людьми. Поэтому буддизм пустил глубокие корни за пределами Индии – в Китае, Японии и некоторых других странах Азии.Индоарийская цивилизация достигла больших успехов в развитии науки и искусства. Весь мир пользуется изобретенной в Индии десятичной позиционной системой счисления, для которой индийцы придумали и цифровые знаки. Также в фонд классики мировой литературы вошли индийские народные эпические поэмы – «Махабхaрата» и «Рамаяна».
Начиная со средних веков культура Индии все более подвергалась влиянию сначала ислама, а потом и европейской культуры, но тем не менее она сумела сохранить до наших дней многие свои особенности.
5.5 Социокультурная специфика Древнего Китая
Китайская цивилизация известна примерно с рубежа III-II тысячелетия до н.э. В основе ее хозяйства, как и у других древневосточных цивилизаций, лежало орошаемое земледелие, которое велось в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. Для культуры китайцев раннего времени был характерен культ природы, т.е. поклонение духам живой и неживой природы, из которых главным признавалось Небо. Культ Неба, сыном которого с XIII в. до н.э. считался император, был главным государственным культом Китая. Наряду с этим очень важной составляющей китайской культуры был культ предков – китайцы верили, что душа ушедших предков может вмешиваться в жизнь живых, поэтому следует заботиться о ней.
Помимо этих культов, китайцы создали новые религиозно-философские системы – конфуцианство и даосизм. Их создатели, по мнению многих ученых, являются историческими личностями, жившими на рубеже VI-V вв. до н.э.
Основателем конфуцианства считается философ Кун-фу-Цзы (в европейской транскрипции Конфуций), живший в 551-479 гг. до н.э. Причиной всех невзгод и беспорядков в обществе Конфуций считал упадок нравственности людей, полагая основными добродетелями человека верность, послушание и почитание старших, в частности, родителей. Поскольку император в Китае считался отцом и матерью всех китайцев, то идея Конфуция о подчинении младших старшим должна была укреплять императорскую власть.
Основатель даосизма Лао-Цзы, по преданию, родился в 604 г. до н.э. Основной элемент его философии – учение о Дао. Дао (путь) – это невидимый вездесущий закон природы. Дао является источником сущего, его началом и итогом. Даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому лучшее, что могут люди – лишь созерцать естественный ход событий и стараться постичь Дао.
Китайцы являются авторами множества открытий и изобретений. Благодаря Китаю мир узнал шелк, компас, бумагу, порох, искусство врачевания иглоукалыванием, в Китае появился первый сейсмоскоп, одна из древнейших в мире астрономических обсерваторий. Правда, изолированность китайской цивилизации долго не позволяла китайской культуре оказывать серьезное влияние на культуру отдаленных народов; так, изобретенные китайцами порох и компас в Европе были изобретены самостоятельно.
Среди архитектурных сооружений Китая на первом месте по грандиозности и известности стоит знаменитая Великая Китайская стена, заложенная в III в. до н.э. для защиты от кочевников. Эта стена до наших дней остается непревзойденным по масштабу сооружением Земли. Из других архитектурных сооружений характерны пагоды с многоярусными крышами, непременным элементом которых является изгибающийся кверху край крыши.
Всемирно известны китайские картины, выполненные на шелке, ювелирные изделия, изделия из бронзы и многое другое. Также получили известность произведения китайских писателей и поэтов – «Исторические записки» Сыма Цяня, «Книга песен», «Книга перемен».
|
Данная страница нарушает авторские права?
|