Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Региональная политика и экономическая безопасность регионов ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Образование политически и экономически стабильного общества невозможно без решения проблем выравнивания межрегиональных расхождений, преодоления кризисных явлений и отставания в развитии отдельных территорий. Основными причинами неравномерного развития и экономической отсталости отдельных территориально административных образований в государстве могут быть: - долгосрочные циклические кризисы перепроизводства; - низкий уровень отраслевой диверсификации и зависимость от внешних рынков; - несоответствие факторов производства потребностям современной НТР; - неблагоприятные естественные и климатические условия, экологические катастрофы, стихийные бедствия; - исторические и социально-культурные особенности; - неблагоприятные демографические тенденции. Характер и острота проблемы в первую очередь определяются общим уровнем экономического развития страны, ее историческими и национальными особенностями. При анализе экономической ситуации в регионе, следует исходить из понятия национальной безопасности, которая означает состояние или свойство государства обеспечивать адекватное реагирование в условиях постоянного дистабилизирующего влияния военных, экономических, политических, экологических, социальных, техногенных и других факторов. При этом мероприятия государства должны направляться на ликвидацию угроз и на защиту интересов как государства в целом, так и отдельного человека. Поэтому в государственной политике по обеспечению национальной безопасности должны быть отображены место и роль каждого региона в достижении общегосударственных интересов. Важной составляющей национальной безопасности является экономическая безопасность - возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономической стабильности общества, противостоять влиянию внутренним и внешним угрозам. Таким образом, экономическую безопасность можно определить как возможность национальной экономики страны и ее регионов обеспечить стабильное постепенное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как интересов отдельного человека, так и регионов страны в целом. Экономическая безопасность региона – это совокупность текущего состояния, условий, факторов, которые характеризуют стабильность и поступательное движение экономического развития региона, который органично интегрирован в экономику страны как относительно самостоятельная структура. На уровне муниципального образования экономическая безопасность предусматривает поддержку стабильного развития ведущих предприятий, которая исключает негативное влияние на условия жизни местного населения. К заданиям, которые появляются в процессе определения экономической безопасности, следует отнести: – установление и анализ факторов, способных влиять на стабильное развитие территории; – определения приоритетов и превращений в пределах общегосударственной стратегии развития; – недопущение дискриминации со стороны общегосударственных органов власти относительно территории, обеспечение паритетного участия в реализации общенациональных программ развития регионов, размещения госзаказов, и тому подобное. Эти задания и должны определять сущность региональной политики по обеспечению экономической безопасности. Кризисная экономическая ситуация в регионах может угрожать национальной экономической безопасности в случаях, когда: а) действие отдельных факторов дестабилизации достигает такого уровня остроты, из-за которого могут наблюдаться необратимые процессы в тех или других сферах хозяйственного комплекса региона, который отражается на экономике прилегающих территорий и экономике Украины в целом и нуждается в долгосрочных и высоко затратных мероприятиях; б) когда ликвидация кризисной ситуации в регионе становится возможной только по вмешательству государственных органов и дополнительном финансировании из государственного бюджета. Изменение социально-экономического состояния в регионах Украины, которое связано с нарушением нормального или стабильного состояния, следует рассматривать как региональную кризисную ситуацию. При этом любое влияние, которое приводит к негативному изменению существующего состояния и ослаблению безопасности государства, следует рассматривать как предкризисную ситуацию. После количественного анализа и определения состояния региона, определяется возможность или невозможность снятия аномально высоких напряжений за счет внутренних ресурсов региона, прогнозируются возможные последствия нерегулированного развития ситуации и в результате определяется необходимость быстрой разработки особенных мероприятий. Региональная кризисная ситуация нуждается во вмешательстве государственных законодательных и исполнительных органов власти и применении чрезвычайных методов государственной экономической регуляции территориального развития. Основными видами кризисных ситуаций являются: - изменение демографической ситуации, которая приводит к сокращению количества население, ухудшение генофонда страны и регионов; - превышение рациональных норм техногенной нагрузки территории при размещении производственных объектов, которое приводит к ухудшению экосистемы региона; - падение более чем на 50-60 % производства в отраслях специализации региона; - рост безработицы больше 15 % от количества экономически активного населения региона; - чрезвычайная зависимость промышленного комплекса региона (до 60 %) от межрегиональных и внешнеэкономических связей; - низкая обеспеченность финансовыми ресурсами; - низкая обеспеченность объектами инфраструктуры и другие.
|