Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура античного мира






Эпоха античной культуры начинается с образования греческий полисов – городов-государств – на присредиземноморских землях Эллады и Малой Азии в начале I тыс. до н.э. и завершается с падением Римской империи в V в. н.э.
В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно развиваются скотоводство, земледелие, добыча металлов в рудниках, ремесло, торговля. Распадается патриархальная родоплеменная организация общества. Растет имущественное неравенство семей. Родовая знать, богатеющая благодаря использованию труда рабов, ведет борьбу за власть. Общественная жизнь протекает бурно – в социальных конфликтах, войнах, смутах, политических переворотах.

Античная культура на протяжении всего времени своего существования остается в объятьях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.

Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков. Алфавитное письмо дает грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи. Совершенствование ремесла, строительства, военного искусства все больше выходит за рамки освященных мифом образцов.

Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождается борьбой против архаических традиций мифологического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разрешить это внутреннее противоречие античной культуры составляет движущую силу ее развития.

История античной эпохи разделяется на две фазы: греческую и римскую.

Главными сферами греческой культуры становятся философия и искусство. Они вырастают из мифологии и пользуются ее образцами. Но вместе с тем они приобретают значение, выходящее за ее пределы.

Древнегреческая философия – дитя мифологии – создала принципиально отличный от мифологического тип мышления. Мифологического сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения с помощью абстрактных понятий. Философия считает необходимым четко отличать факты и логические выводы от вымыслов и предположений; вместе с ней развиваются и начатки научных знаний – астрономии, математики, биологии, медицины.

Искусство Древней Греции, как и философия, исходит из мифологии и черпает из нее свои темы и сюжеты. Однако оно начинает служить не только ритуально-мифологическим целям. Произведения искусства приобретают свою собственную, эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами. Искусство превращается древними греками в самостоятельную область культуры, сферу деятельности, направленную на удовлетворение эстетических потребностей. В нем как особые виды возникают архитектура, скульптура, лирическая поэзия, драма, театр. Древнегреческий стиль в искусстве – стиль, соразмерный человеку, уравновешенный, гармоничный. Чувственное наслаждение вещами, их зримой и осязаемой гармонией, соразмерностью, пропорциональностью – вот что прежде всего должно было доставлять искусство античному человеку.

Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческую, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство, художественная проза и поэзия, историческая наука, механика, естествознание. Архитектура Рима использует эллинские формы, но отличается гигантизмом, свойственным имперским масштабам государства и амбициям римской аристократии. Наиболее грандиозными являются общественные сооружения (амфитеатр Колизей вмещал 50 тыс. зрителей). Римские скульпторы и художники следуют греческим образцам, но, в отличие от греков, развивают искусство реалистического портрета и предпочитают ваять не обнаженные, а «закрытые» статуи.

Как греки, так и римляне любили всякого рода зрелища – олимпийские состязания, бои гладиаторов, театральные представления («хлеба и зрелищ»). Все античное искусство было подчинено принципу зрелищности.

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Управление огромной Римской державой потребовало разработки системы государственных органов и юридических законов. Древнеримские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности бюрократических учреждений и чиновников не устраняют напряженности политической борьбы в обществе. Политическая и идеологическая цели существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни общества. Политизированность – характерная черта римской культуры.

Античная культура сохраняет мифологическую оболочку и при этом развивает формы культурной жизни, не вмещающиеся в эту оболочку и разрывающие ее. Это противоречие проявляется в антиномиях, которые пронизывают всю античную культуру.

Чувства и разум. Мифологическое сознание не знает абстракций, оно оперирует наглядным, образным. Даже боги и человеческие души представляются в нем наблюдаемыми, телесными. Для античного человека весь окружающий мир – космос – был чем-то вроде уютного жилища, наполненного чувственно данными, видимыми и осязаемыми вещами. Греков отпугивало все, что недоступно взору, что превосходит возможности наглядного представления.

Но жизнь античного общества ставила перед людьми проблемы, которые можно было решать лишь на основе рациональных, логически последовательных рассуждений. Авторитет разума, его приоритет над чувствами становился необходимым условием достижения успеха в любой сфере деятельности. Античная философия все глубже погружалась в область абстрактного мышления. Все это привело к тому, что разум в сознании античного человека стал арбитром, установившим истинное положение вещей, превратился в главную силу, управляющую миром. Радуясь чувственно воспринимаемой телесности вещей и боясь всего недоступного чувствам, античный человек в то же время превыше чувств ставил логику. Способность рационально мыслить считалась самым важным достоянием человека. Вера в мощь человеческого разума, в его великие возможности была отличительной особенностью античной культуры.

Судьба и борьба («ананке» и «агон»). Следуя традициям мифологического мышления, греки возлагали ответственность за события своей жизни на богов. «Ананке» (судьба, рок, неотвратимость, неизбежность) властвует над всем миром. Казалось бы, представление об «ананке» должно обрекать человека на полную пассивность. Однако людям не дано знать заранее, что написано в книге судеб, и они действуют по собственному разумению. Но если человек пытается нарушить волю богов и уклониться от судьбы, жизнь его неизбежно превратится в трагедию. Жанр трагедии у греков – это форма художественного описания борьбы героя с судьбой и последствий такой борьбы, которые тем ужаснее, чем больше воли и настойчивости герой проявляет (Эдип). Появление трагедии в античной культуре – результат осознания греками способности человека нарушать предписания судьбы, несмотря на наказание за это. Поведение трагического героя показывало еще неизведанные потенции человека.

Социальность и индивидуальность. В Древней Греции на смену родоплеменным общинам приходит полис. Греки и римляне полагали, что отсутствие полисов есть признак варварства, и строили на завоеванных землях города. Само понятие человека у греков связывалось с тем, что он является свободным гражданином полиса. Вся жизнь человека в полисе определялись его статусом гражданина. Полис для грека был единственным местом, где он чувствовал себя в безопасности и жил полноценной жизнью. Там его охраняли и боги, и законы. Не было ничего страшнее для грека и римлянина, чем изгнание из города и лишение звания гражданина.

Общественная жизнь в полисе, с одной стороны, вела к усилению социальных связей. А с другой – она стимулировала развитие самосознания личности, имеющей свободу действовать согласно своей собственной воле независимо от требований общества. Эти две тенденции весьма противоречиво сочетались друг с другом.

В раннем периоде античности представление о своеобразии и неповторимости человеческой личности было весьма смутным. В древнегреческом языке даже не было слова «личность». Однако организация жизни в полисе создавала условия для появления ярких и сильных личностей. Античная культура неизбежно шла к проникновению во внутренний духовный мир личности. Граждане полиса стали осознавать, что «человек» и «гражданин» - не одно и то же. Сократ отверг приоритет социального над индивидуальным.

Однако для античной культуры в целом все же было характерно преобладание общественного над личным, социального над индивидуальным.

……

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал