Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика и методы философского мышления.






Существует очень широкий спектр философских идей, учений, дисциплин. Исходя из этого, можно ли говорить о существовании общего метода философского познания?

Принципиально что впервые именно в рамках философского познания метод начинает восприниматься как самостоятельная проблема. Вне философии интеллектуальная деятельность направлена прежде всего на какой-то практический результат. В философии – прежде всего на процесс познания, на самонаблюдение способа, которым человек пользуется для решения каких-то вопросов. Это и есть проблема метода.

Важнейшим достижением философского осмысления проблемы метода познания в эпоху классики явилось обоснование двух фундаментальных идей:

1) философия реализует свои познавательные и объяснительные возможности в форме рефлексии над фундаментальными характеристиками сознания и универсалиями культуры. Рефлексия – это мыслительная процедура, которая заключается в фиксации и исследований опыта сквозь призму внутренней жизни сознания самого исследователя. При этом содержание опыта рассматривается в таких ракурсах, как 1) механизмы восприятия и обработки информации, 2) личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), 3) способы поведения, 4) психоэмоциональные реакции. Рефлексия и формализация – две интеллектуальные стратегии обращения с абстрактными сущностями. Первая характерна для гуманитарного познания, вторая – для е/научного

2) Во-вторых, был сформулирован вывод о том, что метод познавательной деятельности (в том числе и в философии) должен быть скоррелирован с ее предметом. Зависимость метода от предмета.

В процессе исторического развития философии разрабатывались различные методы познания. Диалектический метод Платона, опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, диалектико-материалистический метод К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т.д.

Обычно выделяют два основных метода философствования: метафизический и диалектический.

Метафизический метод познания является не столько собственно философским, сколько научным методом исследования природы и социальных объектов. Он возник в эпоху Нового времени в контексте великой интеллектуальной революции, давшей миру классическое естествознание. Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.

Диалектический метод формируется уже в античной философии в структуре так называемых сократических диалогов. Слово диалектика (от греч. dialego — искусство вести беседу, спор) означает прежде всего философский диалог как полемический способ изложения философских идей. Классический философский диалог

§ имеет полемическую направленность,

§ предполагает столкновение различных мировоззренческих и исследовательских позиций,

§ представляет собой рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины.

Особое понимание диалектики развивает Аристотель. Диалектика у Аристотеля как форма дедуктивно-аксиоматического размышления, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство

Наиболее развитой формой диалектического метода в рамках классической европейской философии была диалектика Г. Гегеля. Диалектика, согласно Г. Гегелю, основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.

Таким образом, диалектический метод ориентирован на выявление содержательного, а не формального развития исследуемого объекта.

В постклассической философии проблема метода усложняется. Современная философия заявляет о кризисе рефлексивных форм философствования. В качестве методов современного философствования порой провозглашаются «различные формы артикуляции парадоксов» (А. Шопенгауэр), «диалогическое воображение» (Э. Левинас), «интерпретация» (Г. Гадамер), «конструирование повествовательных интриг» (П. Рикер), «террористический способ расчленения сущего и понятия» (Ж. Делез) и др.

Обобщим. В отличие от «обычных» наук и обыденного сознания философия стремится зафиксировать в языке своих категорий представление о культуре, природе, мире в целом как целостности. Философия – это искусство мышления об общих, универсальных, интегральных предметах. Если научная дисциплина, как правило, стремится так сказать, «разрезать» свой предмет, то философия – наоборот, обобщить,.

Важно указать и такую черту философского мышления, как творческий характер. Творческая и продуктивная природа философского мышления обнаруживает себя в социальных прогнозах, в сочинении «утопий» и «антиутопий» - моделей будущего идеального или, наоборот «антиидеального» общества, нужных в качестве ориентира или предостережения человечеству, в предсказании путей научно-технического развития.

Творческая и креативная направленность философского мышления определяет наличие такой важнейшей его характеристики, как критическое осмысление реальности и неприятие укоренившихся догм и стереотипов сознания.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал