Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Истина в системе научного и философского знания. Диалектика процесса познания истины. Критерий истины
Проблема истины явл основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира. Категория истины имеет различные истолкования. Основные концепции истины: 1. Классическая (корреспондентная – принцип соответствия) – от Аристотеля. Истина определяется как соответствие знаний об объекте самому объекту (соответсвие субъективного образа предмета самому предмету. Устанавл соответствие между формами психики и определенным объективным содержанием. Аристотель считал, ч ист-е и должное находятся не вещах, а в мысли. Истина есть форма соотнош психики субъекта и объекта.. 2. прагматическая. Пирс, Джемс, Дьюи. Критерий практики, истина как работоспособность и полезность заключенных в истине идей, берет начало в греческой софистике и древ китайской ф. марксисты исп критерий практики для дальн развития концепции соответствия, они считают, ч истина отображает объективное положение дел. Прагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели. 3. когерентная. Где есть многозвенные истинные высказывания, там и формальные правила выведения их и истинности. Там, где в многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связанность, системность рассуждений и высказываний. Под коррегентностью понимают взаимосоответствие высказываний. Значительный вклад в развитие этой теории внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель, Нейрат, Гемпель. Эта концепция не отменяет концепцию соответствия, но ряд акцентов в поним истины став иначе. 4. Д-М. (тоже на принципе соответсвия). Учение об объективной, абс и отн истине. трактовка истины включает след моменты. 1) понятие действительность трактуется как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания, состоящая из явлений и сущностей; 2) в понятие действительность входит и субъективная реальность, и духовная реальность; 3) познание, его результат - истина и объект познания понимаются как неразрывно связанные с практикой, истина воспроизводима на практике; 4) истина не только статичное, но и динамичное образование, истина есть процесс. Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой. Истина есть свойства знания, а не самого объекта познания. Истина предметна, ее нужно не только постичь, но и осуществить. Знание есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного образа – вплоть до теории как целостной системы. Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как научная система. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений, и, наконец, всей целостной картины мира, динамики ее развития. То что истина есть адекватное отражение реальности в динамики ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истина “не сидит в вещах” и “не создается нами”; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом. Формы истины – подразделяются по характеру отражаеиого (познаваемого) объекта, по видам предметной деятельности, по степени полноты освоения объекта. По характеру отражаемого объекта: 1) предметная истина (материальные системы), 2) экзистенциальная (духовно-жизненные ценности людей), 3) когнитивная (рационалистичнески-познавательная). 4) концептуальная (освоение индивидом религиозных или естественнонаучных концепций), 5) операциональная (методы и средства познания). По видам познавательной деятельности – научная, обыденная, нравственная и пр. К научной истине применимы критерии научности. По степени полноты освоения обьекта (абсолютная и относительная). Объективная истина - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна - оно свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. Объективная истина имеет три аспекта: 1) бытийственный - фиксация в ней бытия, предметно-субстрактного и духовного. При этом истина обретает собственное бытие. 2) аксиологический - нравственно-этическая ее наполненность, ее ценность для морали и для практики человека. Человек, не могущий найти выход из противоречия и найти истину, мучается в безысходности. Приравнивается к любви, нраву и воле. 3) праксеологический - истина связана с практикой. Истина жизнесозидательна.
|