Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие эпистемологии ХХ в. (Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд)







Поппер Методология верификации в науке построена на убеждении абсолютности истины, а это иллюзорное представление. Рано или поздно на место старой теории приходит новая, и старое знание признается заблуждением. Поэтому задача эпистемологии, те теории и философии научного познания, заключается не в поиске истины, а в проблеме роста знаний. Рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям. Ученые пользуются гипотетически-дедуктивным методом. Из гипотез общего характера выводятся предположения, которые сравниваются непосредственно с протокольными утверждениями. Если относительно теории и протокольных предположений, а также их с совпадения ученые пришли к согласию, то теория считается временно подтвержденной. Так как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она по определению имеет гипотетический характер, ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. всякая теория ненадежна и подвержена ошибкам (принцип фаллибализма). Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда всего лишь одному опытному факту. Фальсифицированная теория заменяется новой, на которую обрушивается град рациональной критики. Принцип верификации заменил принципом фальсификации

Рост научного знания можно выразить схемой исходная проблема - множество временных решений основной проблемы - элиминация, исправление обнаруженных ошибок- новая проблема. Для обоснования своей концепции он пользуется общими идеями эволюционизма (рост научного знания для него является частным случаем общих эволюционных процессов, совершающихся в мире). В мире организмов выживает наиболее приспособленные, в науке - самые непротиворечивые.

Концепции Куна, Лакатоса Фейерабанда ориентируются на историю науки, к-ая показывает, что наличие опровергающего фактора не явл-ся достаточным основанием для отказа от принятой научной теории.

Лакатос Реальны лишь те науки, которые позволют изучать себя с точки зрения определенных логических требований. При этом предложил оригинальный вариант логики догадок и опровержений. Важность сравнений разных теорий друг с другом. К тому же надо сравнивать не теории, а научно-исследовательский программы. Критиковал Поппера Основная единица научного знания - исследовательская программа - состоит: 1. жесткое ядро - утверждения, принимаемые как бездоказательные 2. защитный пояс - помогает помогает защищаться от всяческих опровержений 3. негатив, позитив - эвристика - совокупность правил, которые указывают каких ошибок надо избегать. Каждая содержит несколько теорий, твердое ядро программы переходит от одной к другой, а защитный пояс может частично разрушаться. Переход к новой программе происходит, когда разрушению подвергается твердое ядро. Новая программа должна быть насыщена новым эмпирическим содержанием по сравнению с предшественницей. Сумел выделить важные моменты в процессе развития знаний. Существенно различать теории и программы и осознавать, в рамках которой ты находишься. Если не знать про другие программы, то сама программа, в которой ты находишься, признается за абс знание и истину, что приводит к однобокости и неиспользованию достоинств других программ.

Фейерабенд - понятие " научно-исслед программа". Концепция эпистемологического анархизма. Сравнивать теории невозможно. При столкновении теории с научным фактом для ее опровержения нужна еще одна теория. Для этого он выдвигает и разрабатывает принцип полифернации - размножение теорий. Отстаивает правомерность любой новой теории. Каждый ученый должен творить свободно, как он хочет. При этом следует выдвигать даже неподтвержденные и непроверенные законы и гипотезы. Источником альтернативных идей могут быть знахарство. мистика, вост культы, здравый смысл. магия и др. Все они имеют собственную ценность. НЕт общих норм универсальных критериев рациональности или научности, всегда найдутся факты или обстоятельства, при которых могут пригодиться нормы, стандарты и концепции, отвергаемые в других условиях. Любая теория приемлема. Заслуга в отказе от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, при этом наука предстает как процесс размножения теорий, нет единой линии и даже устойчивых тенденций, а это неправда.

Много внимания уделяет проблеме терминологии. Каждая теория создает собственный язык для описания фактов. при этом устанавливает свои стандарты и нормы, которые могут даже противоречить друг другу. некритические заимствования их терминологии и языка могут повредить ученому. Он не должен поддаваться нормам, а должен исследовать факты сам, не поддаваясь давлению.

Кун. входит в плеяду изв эпистемологов-постпопперианцев, разраб концеп истории науки. Книга " Структура научных революций" разработал концепцию научных парадигм, нормальной науки и научных революций. Парадигма - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе (физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея, физика Ньютона, совр – ТО Энштейна). Парадигма является основанием выбора проблем, моделью и образцом для решения исследовательских задач. Согласно его концепции, на первом этапе научной дисциплины отсутствует система ценностей и согласие относительно целей, теоретических установок, общепринятых методов и фактов. Создание парадигмы означает достижение такого согласия на основе общепринятых образцов теоретических или эмпирических знаний, исследовательских методологий. При этом ученые опираются на особые ценности, используют замкнутый язык и образуют замкнутое сообщество. Переход от одной парадигмы к другой сопровождается коллективным изменением видения, интерпретации эмпирических фактов. полученные в рамках разных парадигм знания несопоставимы и несравнимы, имеют различный смысл. Сравнение парадигм происходит не на научном, а на естественном и философском метаязыке.

Кун отверг прин фундаментализма. Нет фактов незав от научн парадигмы, невозм нейтральн язык наблюдений.Учен видит мир сквозь призму принятой науч сообществом парадигмы.Структура парадигмы: 1.-символические обобщения-зак, определения наиб употреб терминов. 2. Совокупность метафизич установок, задающщий онтологию универсума.3. совокупность общепринятых стандартов, схем решения некот конкр зад. Кун отриц преемственность в истории науки.-«несоизмеримость парадигм». Развитие науки Кун представляет как скачкообразный, революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм. Переход к новой парадигме не может основываться на чисто рациональных доводах, хотя этот элемент значителен. Здесь необходимы волевые факторы – убеждение и вера.

Нормальная наука, разв в рамках одной парадигмы, ведет к совершенствованию теорий и росту эмпирических фактов. ОТкрытие аномальных фактов, необъяснимых в рамках господствующих воззрений, приводит к научным революциям, в ходе которых склад новые парадигмы (Первая крупная рев-я в науке разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, т. е. создала классическую картину миропонимания. Втора глоб. научная рев-я связана с теорией Дарвина, учении о молекулах, открытия закона сохранения и превращения энергии (неклассическое естествознание). Третья рев-я - рубеж 19-20 вв. - теория относительности, опыты с альфа-частицами. В современ. эпоху осуществляются новые радик. изменения в основаниях науки, рождается постнеклассическая наука.. Однако объективного прогресса, связанного с возрастанием объективной истины, он не признает, полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы как более или менее эффективные для решения соответствующих задач. каждая парадигма обладает своими критериями рациональности. Они несоизмеримы, в них нет логической преемственности. Подчеркивает, что наука есть рез действия научных коллективов, школ. Обратил на особую значимость социальных и психологических моментов.

Нормальная наука кумулятивна (мощные инструменты, более точные измерения и концепты расширяют теорию). «Нормальный» ученый не ищет новаций, но новостей не миновать. Чем яснее теорет-ая и эмпирич артикуляция, чем информативнее теория, тем больше риск быть опровергнутой (чем больше мы говорим, тем больше риск ошибиться; кто не говорит, не ошибается; немного говоря, мы рискуем сделать немного ошибок). Так возникают аномалии, с кот на опред этапе сталк научное сообщество. После серии атак на основ тезисы парадигмы и попыток их отразить определяется кризисная ситуация. Кризис парадигмы вызывает к жизни неордин-ую науку: начинается процесс размывания догм, как след-вие, ослабляются правила норм-ого исслед-я. Перед лицом аномалий, ученые теряют веру в прежде незыблемую теорию. Утрата начальной точки опоры часто сопровож-я бурными дебатами по поводу ф оснований и проблем методологии. Эти симптомы кризиса продолж-ся, пока ч/з горнило новаций не пройдет иная парадигма и расшатанная теория не уступит место другой «нормальной науке», кот, спустя б или м продолж-ый период времени принесет нов аномалии, за кризисом последует временная стабил-я и т. д.

Оперируя все тем же, что и прежде, набором данных и помещая их в систему новых связей, научное сообщество вынуждено маневр-ать. Так переход от одной парадигмы к др образ науч револ. Кун утверждает, что «сменяющие друг друга парадигмы по-разному говорят об объектах, населяющих Вселенную, и их поведении». Именно в силу несоразмерности переход от 1-ой парадигмы к противоп-й не происходит разом, одним прыжком, им мы не обязаны ни логике, ни нейтральному опыту. Опыт «обращения», уверен Кун, лежит в основе перехода от одной парадиг. к другой, а «обращение» нельзя навязать силой. Ученые попадают во власть нов парадиг. по разн причинам, и обычно одновременно по нескольким мотивам. «Некот из них совсем не имеют отношения к науке. Др возникают из идиосинкразии(пов чувств к опред воздейств) личного плана. Немаловажны национ-ть, репут-я новатора и его наставников. Решение о том, какой из альтернативных форм научной актив-сти следует отдать предпочтение, основано скорее на видении будущего, чем на завоеваниях прош-ого. Носитель нов. парадигмы часто действует, невзирая на доказ-ва. У него д/б вера в силу новой парадигмы решить множ-во проблем некот из к-х оказались не под силу старой парадигме. Следов-но, триумфу парадигмы должны предшес-ть убеждения личного плана со стороны тех, кто её поддерж-ет и развивает, пока не будут получены надежные аргументы. Но и тогда, когда аргументы есть, их нельзя считать решающими. Необходимо «не столько обращение одной группы, сколько перераспределение доверия среди специалистов». Теперь возникает вопрос: означает ли прогресс переход от одной парадигмы к другой? Только в период «нормального» развития науки прогресс кажется очевид-м и надежным. Когда в какой-то области происх переворот, сомнению подвергнуты осн теории, континуальность(непрерывность) прогресса уже не так очевидна. Стоит парадигме утвердиться, сторонники оценивают ее как прогрессивную. Если вместо движ-ия к тому, ч еще хотим узнать, мы сможем научиться довольст-ся тем, что уже знаем, то, вероятно, множ-во неотложных проблем не покажутся неразреш-ми.

Куновская конц предполаг чередование эпизодов конкур борьбы м разл научн сообществами. Период господства принятой парадигмы, этап «нормальной науки», сменялся периодом распада парадигмы, что отраж в термине «научная революция». Победа одной из сторон восстан стадию нормального развития науки. Допарадигмальный период отлич хаотичным накоплением фактов. Выход из дан периода озн установ стандартов научной практики, теоритических постул, точной картины мира, соедин теории и практ метода. Смена научн парад, перех в фазу «революцион разлома» предус полное или частичное замещение элем дисциплинар матрицы, исслед техники, методов, теоритич допущений. Трансформир весь набор эпистомологич ценностей. Динамика более прерывна: научн сообщества вытесн др др, накоплен предыд парадигмой знание отбрасывается(Аристотель-движения, материя, пустота-слова обазнач совсем другоеДобротная теория д/б-5 признаков: точна-согласие следствий с рез эксперим, непротивореч, шир обл применения, проста, прлодотворна,.

Более низким уровнем организации научного познания, по сравнению с парадигмой, является научная теория. Каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм, не сопоставимы. Позднее Кун называет парадигмы дисциплинарными матрицами. Они дисциплинарны, потому что принуждают ученых к определенному поведению, стилю мышления, а матрицы – потому что стоят из упорядоченных элементов различного рода. Дисциплинарная матрица по Куну состоит из следующих элементов:

1) символические обобщения или формализованные конструкции, используемые членами сообществами ученых без разногласия; 2) метафизические общеметодологические представления, концептуальные модели; 3) цементирующие данное научное сообщество ценности; 4) образцы – признанные примеры.

 



20. Системный метод в познании. Особенности системы «человек-общество-биосфера-космос»


Системность - всеобщее сво-во материи, фиксирует наличествующую в мире организованность в противовес хаотичным изменениям.

Система (греч. Systema - составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство и имеющих структуру и организацию. Уже в древности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Для С. характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой С. проявляет свою целостность. Иерархичность характеризует строение, морфологию и поведение С. Отдельные уровни С. обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее уровней.К наиболее сложным типам С. относятся целенаправленные С., поведение кот. подчинено достижению опред. цели, и самоорганизующиеся С., способные в процессе своего функционирования изменят свою структуру. Причем для многих сложных систем (живых, социальных, и т.п.) характерно существование разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей, кооперирование и конфликт этих целей и т.д. По хар-ру связи между частями и целым: неограниченные системы ограниченные системы

Принцип системности - принцип согласно которому любой объект мира надо рассматривать как часть некоторой системы в которую объект включен с максимально возможным (в идеале) или необходимым (для каких-то практических целей) количеством связей с другими объектами данной системы. Таким образом изучение объекта не может проводиться без того что найдены все другие объекты на которые он может повлиять или которые могут повлиять на него. Пример: Экология Земли.

Элемент (лат. Elementum - стихия, первоначальное вещество) - понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый. Неделимое в одной системе может быть делимым в другой. Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, процессов

Структура (лат. Structura - строение) - строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. С. - неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей, способностью к переходам из одних состояний в другие. Типы связей образуют структуру системы, т е обеспечивают ее упорядоченность, направленность, устойчивость, стабильность, качественную определеность.

Структура - отн-о устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого. Комплексы или совокупности можно подразделить на те, в которых:

1 слабо выражены черты внутр. организации и связи частей носят внешний, нестаб, случ характер - неорганизованные совокупности (разл. конгломераты - куча камней)

2 ярко выражены системные связи - системные объекты - обладают ценностной, устойчивой структурой. Для них характерно появление новых свойств, возникающих в рез-те взаимодействия элементов в рамках целого (архит сооруж, биологи организм). Характерна иерархичность строения - последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокого уровня

В зависимости от достигнутого уровня познания или целей исследования в теории может раскрываться то один, то другой компонент С. С. Системы более устойчива, чем отдельные ее свойства, однако С. не является неизменной. Когда количественные изменения системы выходят за границы меры и вызывают ее качественные изменения, они всегда проявляются как изменения С. системы. Связь элементов в С. подчиняется диалектике взаимоотношений части и целого. При объединении элементов в целостную систему ее свойства оказываются отличными от алгебраической суммы ее элементов (аддитивность и неаддитивность). Вместе с тем структурные изменения в системе вызывают изменения свойств самих элементов.

В зависимости от хар-ра отношений со средой различают типы поведения систем: 1 реактивное - определенной преимущественно средой; 2 адаптивное - опред средой и функцией саморегуляции; 3 активное - сущ. роль играют собственные цели системы, преобразование среды в соответствии с потребностями системы; 4 самоорганизующееся (адаптирующиеся и обучающиеся) или системы с обратной связью.

Поведение системы приводится в соответствие с изменяющимися внешними условиями, след это предполагает наличие процессов управления. Системы такие включают как связи координации так и связи субординации. В них присутствуют особые управляющие механизмы, через которые структура целого воздействует на хар-р функционирования и развития частей.

Системный подход начал развиваться со второй половины ХХ века. Системный подход - это методологическое направление, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов - систем разных классов и типов. СП – явл-ся не философским, а общенаучным, хотя и базируется на философско-методологическом принципе системности.СП представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов объяснения и описания природы анализируемых им искусственно создаваемых объектов. Исторически он приходит на смену механицизму и по своим задачам противостоит этим концепциям. Наибольшее применение СП находит при исследовании сложных развивающихся объектов - многоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся, биологических, социологических, психологических, больших технических систем, экономических и др. к числу задач СР относятся:

1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;

2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических систем;

3) исследование структуры теории систем и различных системных концепций и разработок.

Осн. принципы системного исследования:

1.выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учтом того, что свойств ацелого не сводимы к сумме свойств его элементов

2.анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных Эл-тов, так и свойствами ее струткуры

3.исследование механизма взаимодействия системы и среды

4.изучение характера иерархичности, присущей данной системе

5.обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы

6.рассмотрение системы какдинамичной, развивающейся целостности.

Принцип целостности - рассмотрение объекта с 2-х позиций: в соотнесении объекта со средой и внутр расчленение системы с выделением ее элементов, свойств. Представление о целостности изучаемой системы выступает исходным пунктом системного подхода.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Важным понятием СП явл-ся понятие «самоорганизации». Данное понятие характеризует процесс создания, воспроизвелдения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи м/у элементамикоторой имеют не жесткий, а вероятностный характер (живая клетка, организм, биологическая популяция, чел колл-в). В совр науке Самоорг С явл спец предметом иссл-я синергетики.

В системном исследовании объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых определяет целостный характер этого множества. Акцент делается на выявление всего многообразия связей и отношений, которые имеют место как внутри объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним миром и средой. Свойства объекта или системы определяются не как простое суммирование свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особенностями системообразующих, интегративных связей рассматриваемого объекта. Для понимания поведения системы, прежде всего целенаправленного, и возможностей управлять ею, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управление - формы передачи информации от одних подсистем к другим, координацию низших уровней с высшими, влияние на остальные элементы системы.

Особенности системы «человек-общество-биосфера-космос»

Исследования природных и техногенных процессов позволяют по-новому представить модель нашей планеты как микроорганизма. В самом общем виде эта модель предполагает подход к пониманию нашей планеты как сверхорганизма, сложноорганизованной, открытой, саморегулирующейся, нелинейной системы с горизонтальными и вертикальными коммуникациями. Горизонтальный срез реализует общую направленность геофизических, атмосферных, биологических и социальных процессов, их взаимообусловленность и целенаправленность. Вертикальный канал связывает иерархические уровни в системе " социум-биосфера-ноосфера-планета-космос (ноокосм)". В единстве оба среза дают целостную картину эволюции планеты Земля. В ней все процессы выстроены в конкретные ряды событий, связанных не только жесткими детерминационными, но и динамическими вероятностными связями. События одного ряда могут в различной степени влиять на события в другом или играют роль пускового механизма для возникновения последних.

Система «человек-общество-биосфера-космос» - нестационарная саморегулирующаяся смешанная система (и органичная и неорганичная), включающая ряд подсистем.

В постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно к-й мироздание, билсфера, ноосфера, общество, человек, представляют собой единую целостность.

Человек - особый продукт природы. Единство в человеке телесно-природного и духовно-культурного. Природная основа телесной организации человека и его потребностей. Включенность телесной организации человека в цепи закономерностей неорганической и органической природы. Человек - космо-планетарный феномен.

Общество - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни - труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь. Законы развития о-ва - это объективн., существ., необход., повторяющиеся связи явлений общ. жизни, хар-ие основную направленность соц. развития от низшего к высшему. Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания; 2) целостностью и устойчивостью(коллективное единство); 3) самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемочть; 4) выработка системы норм и ценностей, лежащих в основе соц связей, определенным уровнем развития культуры.

Вернадский утверждает, что закономерным этапом достаточно длительной эволюции развития материи явл биосфера – целостная система, к-ая обладает высокой степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Это особое геологическое тело, структура и функции к-го опр-ся специфическими особенностями Земли и космоса. Биосфера явл самоорганизующейся системой, чье функционирование обусловлено сущ-м в ней живого вещ-ва – совокупности живых организмов, в ней живущих. Биосфера – живая динамическая система, находящаяся в развитии, осущ-м под воздействием ее внутренних структурных компонентов, а также под влиянием все возратсающих антропогенных факторов. Виды животных и растений взаимодействуют между собой и с окр. средой, образуя мобильную систему жизни - биосферу. Биосфера является самой крупной, глобальной экосистемой планеты. Понятие биосфера было введено в 1875 году Э. Зюссом. Но наибольшее развитие это понятие получило в трудах В.И. Вернадского. Под биосферой он понимал все пространство литосферы, гидросферы и атмосферы, где существует или когда-либо существовала жизнь, то есть где встречаются организмы или продукты их жизнедеятельности. Известно, что недра планеты и космические процессы активно влияют на процессы в биосфере. Таким образом, сфера жизни оказывается плотно вплетенной в единую ткань Вселенной, поэтому границы ее весьма условны.

Основные свойства системы биосферы.

1. Биосфера - это централизованная система. Центральным ее звеном выступают все живые организмы (живое вещество), в том числе и человек.

2. Биосфера - это открытая система. Ее существование немыслимо без поступления энергии извне, прежде всего от Солнца..

3. Биосфера - это саморегулирующаяся система. Это свойство называют гомеостазом, понимая под ним способность гасить возникающие возмущения и приходить в исходное состояние включением ряда механизмов.

4. Биосфера - это система, характеризующаяся большим разнообразием. Это повышает ее устойчивость за счет дублирования функций.

5. Наличие механизмов, обеспечивающих круговорот веществ. Это гарантирует неисчерпаемость отдельных химических соединений.

Основные положения теории Вернадского:

- жизнь есть неизбежное следствие мирового эволюционного процесса, любые теории случайного зарождения жизни не выдерживают критики;

- возникновение Земли как космического тела и появление на ней жизни произошло практически одновременно, следы жизни обнаруживаются в самых глубоких геологических слоях;

- наша планета и космос есть единая система, в которой жизнь связывает все процессы в единое целое;

- количество живого вещества на Земле является постоянной величиной, то есть во все времена с начала существования Земли в круговорот жизни было вовлечено то же количество вещества, что и сегодня;

- жизнь является главной геологической силой на планете (не вулканизм и не процессы выветривания определяют лик планеты; ее ландшафты, химизм океана, структура атмосферы и т.п. - это порождение жизни);

- человек есть неизбежное следствие эволюции планеты, на которого возложена определенная роль в ее жизни;

- в настоящее время именно человек превращается в главную геологическую силу на планете;

- однажды развитие биосферы и общества сделается неразрывным, и биосфера перейдет в новое состояние - ноосферу (сфера разума -" ноос" - разум в переводе с греческого).

Растет могущество человека, в рез-те деятельности к-го происходят изменения структуры биосферы. Под влиянием научной мысли и чел труда она переходит в новое состояние – ноосферы. Понятие " ноосфера" шире понятия " биосфера", поскольку оно рассматривает в качестве единой системы Планету Земля, и обозримую для человека часть Космоса. Термин ноосферавпервые был введен в научный обиход франц ф-фами Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. Вернадский же под ноосферой подразумевал биосферу, преобразованную научной мыслью. Т.е. это стадия развития биосферы, в кот разумная деятельность чел становится геологическим по масштабам фактором. Жизнедеятельность людей приобр планетарное значение. Происходит расширение границ биосферы и выход в космос. В работах последнего десятилетия жизни Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчеркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись.

Ноосферапредполаг включение в биологич эволюцию Земли множества идеальных явл: знаний, сведений, мыслей, образов ит.п. В концепции Вернадского показано, что жизнь представляет собой целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в космическую эволюцию.

Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения и развития человечества. Осуществить ее можно лишь при условии, если основные процессы биосферы будут управляться Разумом.

В философии и науке в целом формируется социоприродный (социально-экологический) подход к анализу процессов развития, а при внесении целевой ориентации на переход к УР происходит становление более высокого уровня системного видения решения проблем – ноосферного подхода. НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ - это разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений. Ноосферное развитие должно базироваться на четком понимании того, что Человек является частью Природы и ее законов. Без сохранения Природы невозможно продолжение рода человеческого.




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал