Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная и политическая структура общества. Социальная дифференциация и интеграция общества. Проблема социальной справедливости
Социальная и политическая структура общества Существуют различные концептуальные подходы к категории “общество”: 1. “атомистическая теория”, согласно которой общество понимается как совокупность личностей или отношений между ними. 2. теория Зиммеля: “общество” представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. 3. в теориях “социальных групп” общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. Существует несколько определений категории общество. “Институциональное” определение: общество - это большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Социальные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни. Функциональная концепция: общество - группа человеческих существ, представляющая собой самообеспечивающую систему деятельности. Теоретический подход: общество - определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Они носят объективный характер, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных иснтитутов. Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых лежит труд. Общество есть сложное структурное целое. Условно его можно разбить на 4 большие сферы: 5) Экономическая (материально-производственная) единство производства, потребления, обмена, распределения материальных благ, материальных условий жизни людей. Экономическая жизнь – важнейшая сфера общества, является прародительницей всех остальных сфер. Материальное прои-во – основа общ. жизни. Материальное пр-во – общественный процесс производства социальных жизней людей, общественных связей, в которые они вступают в процессе жизнедеятельности. Компоненты: IV. Труд как комплексное социальное явление (социальная реальность, в которой и через которую действуют, функционируют законы материально-производственной сферы) V. Способ производства материальных благ (раскрывают сущность материально-производственной деятельности человека) VI. Механизм функционирования материально-производственной сферы в целом (проблема хозяйственного механизма, ориентиров, общих целей материального производства) 6) Социальная – этнические общности людей (род, племя, национальность, нация …), различные классы (рабочие, буржуазия, крестьяне). Т.е. эту сферу образуют различные социальные общности. Социальная сфера - отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев.Здесь же социальная защита, условия жизни людей, условия образования, здравоохранения. отношения связаны с удовлетворением соц потребностей, они отражают уровень благосостояния общ. Здесь же бытовые отношения, структура семьи и принятые отношения в соц группах. Социальная ф-я изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, относящиеся между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни его социальной сферы. 7) Политическая: - на какой бы стадии не оказалось общество, его жизнь, развитие никогда не осуществляется без определенного сознательно управляющего начала, ему присуще всегда и везде определенные формы управления. Сами эти формы в различные периоды общественной истории имеют разную степень развитости. На определенных этапах они образуют целую специфическую систему общественных институтов управления, включающие в себя самые различные органы. Совокупность этих институтов отражается в категории политической сферы общества. Социальная ф-я изучает общие законы, складывание форм, видов, типов и т.д. политического и др. управления обществом, связи этих форм с друг другом, образование целостной системы политического управления, законы ее развития, функционирования, место политического управления в обществе, его связь с ним. 8) Духовное: -- она включает ф-ю, религию, художественные, правовые политические, этические и другие воззрения людей, а также их настроение, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д. -- все эти элементы находятся во взаимной связи и взаимодействии. -- Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками: - основываются на формах общественного сознания. - Включают определенные типы духовной деятельности. - Есть институтолизированные подсистемы общества. Сферы общественной жизни представляют собой основные элементы общества, а их взаимосвязи образуют его основную структуру. Социальное - это то, что характеризуется совместным сосуществованием людей и отличается от их природной физико-биологической основы. Социальное возникает как системная характеристика, как интегральный эффект непосредственного или опосредованного взаимодействия людей. Соц. сфера – общественное производство человека с его интересами и их проявлениями в различных формах общения, совокупность всех соц. образований, нацеленных на обслуживание потребностей человека. Соц. отношения выступают как срез экон., полит, и духовных отношений общества через призму чел. потребностей и интересов. На своем микроуровне общ выступает как совокупность индивидов, взаим между собой, нах в определенных отношениях. Но оно не исчерпыв этим уровнем. Оно состоит и из макроструктурных единиц профессионального, демографического, экономического, политического, мировоззренческого характера. Все макроструктуры, начиная от малых групп людей и кончая нациями, народами, классами и др общностями, определенным образом соотносятся друг с другом. Происходит концентрация соц. действий вокруг определенных интересов следовательно образуюся соц. общности. Важнейшим элементами соц структуры общ явл соц группы и соц общности. Выступая в кач форм соц взаимодействия, они представляют собой единение людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Люди осознают пользу и преимущества таких объединений, поэтому более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенного большего результата, чем при индивидуальных действиях. В каждом общве таких объединений множество. Необходимо разграничивать понятия социальная группа и социальная общность. Соц группа отличается большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности, сплоченности, а также вхождением в более высокие соц объединения в качестве структурных единиц. Члены соц группы имеют много общего, например, привычки, традиции, способы мышления, но они и отличаются друг от друга, те социальное есть системные эффект, для которого характерно как общее, так и особенное. Что касается массовых соц общностей, то для них характерна бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных единиц. Таковы широкие политические и экологические движения, массовые спортивные или иные объединения по увлечениям и тд. Социальная структура - это исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями людей (род, нация, семья), классами, социальными группами. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т. д. Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих основных смыслах. В широком смысле социальная структура - это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин “социальная структура общества“ чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, соц слоев и групп. В социологии существует большое множество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Ленин: классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин - представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились по принципу строгой иерархичности, закрепл. в правовых нормах. Соц. структура совр. общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда относительны и подвижны. Признаки класса: 1.место класса в системе общественного производства, 2.отношение класса к средствам производства, 3.роль класса в общественной организации труда, 4.размеры и способы получения классом доли общественного богатства. В классовой структуре общества можно выделить: 1. основные классы- классы, существование кот обусловлено данным способом производства и которые явл его носителями (феодалы и крестьяне при феодализме). 2.неосновные классы- те классы, существование которых связано с сохранением остатков прежнего или появления нового способа производства (зарождающаяся буржуазия и пролетариат при феодализме). Помимо основных и не основных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои - это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) и межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т. д. Историческим примером межклассовых слоев является “третье сословие”, в период вызревания первых буржуазных революций в Европе - городское мещанство, ремесленничество, В современном обществе - интеллигенция. Существование классов связано с исторически определенными способами производства. Классовая дифференциация является для общества основной среди ост дифференциаций именно потому, что она возникла в сфере производства на основе общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Классы возникают на той ступени общ развития, когда появление прибавочного продукта и разделение труда сделало экономически выгодным эксплуатацию рабочей силы. Отношения между классами представляют следующую систему: 1.экономические (отношения по поводу собственности на средства производства), 2.политические (отношения по поводу государственной власти и управления), 3.правовые (отношения по поводу правопорядка), 4.нравственные (отношения в связи с реализацией нравственных норм), 5.духовные отношения (отношения по поводу создания и потребления духовных ценностей). Теория классовой борьбы была разработанна в марксизме как борьба между классами с несовместимыми интересами, противоречащими друг другу. Нов современном обществе интересы начали интегрироваться, отчего классовая борьба в связи с размытостью границ между классами смягчилась. Правда, в современной России социальная дифференциация наоборот усиливается, тч может привести к антагонизму в обществе. И приводит. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества в немарксистской западной социологии противостоит теория социальной стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому, что в этом обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами, отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие “класс” должно быть заменено понятием “ страта ”-слой (от латинского sratum - слой) или понятием социальная группа, а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории стратификации. Теории социальной стратификации базируются на представлении, что страта, социальная группа. представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конституциированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теорий стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т. д. при этом предлагаются различные критерии стратификации. Соц группы и общности могут классифицироваться 1) по величине, численности (малые от 2 до 15 чел, большие классовые, нац, территориальные); 2) первичные и вторичные. первичные есть небольшие группы людей, которые вступают в непосредственное и прямое общение, опирающееся на их инд особенности (семья:, группа друзей, спорт команда). Вторичные - обычно большая группа, в основе которой лежит безличное взаимодействие для достижения конкретных целей. 3) по социальному положению. Соц классовые общности (классы и соц слои), соц-демографические общности (муж, жен, дети, родители, семьи), этносоциологические общности (национальности, народности, племена, этнограф группы), со-территориальные общ (город, деревня, регион), соц-профессиональные общности, религиозные, расовые идр. Основные подструктуры соц. сферы: этическая, социально-классовая, демографическая, поселенческая, профессионально-образовательная. Этническая подстр-ра связана с биологич. организацией чел-ка. Виды общностей людей: род, племя, народность, нация. Род – объединение кровных родственников, кот. обладают общностью происхождения, общими языком, обычаями, верой. Племя – объединение вышедших из одного корня, но в последствии отделившихся друг от друга родов. Образование племени – расчленение единой многофункциональной общности (род). Народность – ист-ки сложившаяся общность людей, кот. имеет свой язык, территорию, кул-ру и зачатки эконом. связей. У нации в отличие от народности – целостность экономической жизни, кот. зависит от государственности. Становление нации связано с формированием кап. общества. Нацию опред. след. хар-ки: общность территории, общность языка, общность экон. жизни, общие черта психич. склада, национальное самосознание. Социально-классовая структура. Согласно теории стратификации происходит распределение людей по рангам в зав-ти от значимости деятельности, доходу, образованию. Критерии дифференциации: 1. Прирожденные характеристики – этнические принадлежности, половозрастные особенности. 2. Вид профессиональной трудовой деятельности. 3. Элементы обладания – собственность, привилегии, материальные и духовные ценности. Для доиндустриального об-ва характерна кастовая и сословная дифференциация людей; для индустриального характерна социально-классовая диффер-я, выделение людей по классам осуществляется на основе соц-экономического критерия. В настоящее время происходит разделение людей по соц. признаку – уровню дохода, профессии, уровню образования. Классы – высший, средний, низший. Демографич. стр-ра. Основной структурный элемент – народонаселение – это непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Самые важные демографич. показатели: общая численность, плотность населения, темпы роста, поло-возрастная структура, миграц. подвижность, психофизическое здоровье. Поселенческая стр-ра – территория обитания, типы поселений, связи между ними и т.п. Другой важно формой взаим и одним из основных элементов соц структуры общ выступают соц институт. Если в соц общностях содержанием соц взаимодействия выступает само коллективное объединение людей для лучшего удовлетворения потребностей, то здесь объединения для удовлетворения конкретной и особенно важной потребности. как личностного, та к и общественного характера. Создавая спец институты и организации, общ закрепляет определенные виды соц взаимодействия, делает их постоянными и обязат для членов данного общ, соц группы или общности как целостности. Соц институтами явл семья, в рамках которой воспроизводятся новые члены общ, система образования, с помощью которой они усваивают накопленные знания и культурные ценности, заводы, банки, рынки как экономические институты, осущ производство и распределение товаров и услуг, госуд и его органы, суд, прокуратура, полиция, тюрьма, как политико-правовые институты, осущ контроль за поведением членов общ ради сохранения общ порядка, предотвращения и разрешения конфликтов. Соц институты есть сравнительно высокоорганиз системы, отличающиеся устойчивостью, структурой, глубинной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью своих функций, следов, всей системы. Для соц институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность и слаженность их действий, высокий и жесткий уровень регуляции и контроля за взаимодействием. 5 групп общих признаков соц институтов: 1. Установка и образцы поведения. Для семьи - уважение, привязанность, ответственность. 2. Культурные символы. ДЛя гос-ва герб, флаг, гимн. 3. Утилитарные культурные черты. Для семьи квартира, мебель, для бизнеса - магазин, фабрика, оборудование. 4. Устные и письменные кодексы поведения. Для гос - конституция, законы, для бизнеса - договоры, лицензии. 5. Идеология. ДЛя бизнеса - монополии, право на труд, свобода торговли, для религии - православие, баптизм и др. Соц инст могут быть формальными и неформальными (формальное взаим происходит на основе законов или иных правовых актов). С точки зрения содержания целей и задач соц институты подразделяются на полит-ие (организация и осуществление власти), эк-ие (организация и управление хоз деятельностью, завод, торговля), культуры и воспитания (создание, укрепление, развитие и распространение культ ценностей). Политическая сфера - производство политической деятельности классов, соц групп, нац общностей, движений, общ организаций. Направлена на уд политических интересов. Это и митинги, демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир, выборы. Они определяются полит устройством общ. Крайняя форма - революция. Все формы государственных функций. Теперь занимает важное место в жизни общ. его роль сильно повысилась.Политические отношения развиваются под влиянием всей совокупности со-экономических и идеологических отношений. В свою очередь, они и воздействуют на них. При этом сила воздействия сильно неодинакова и зависит от совершенства данной политической системы и сложившимися механизмами ее взаимодействия с соц институтами.Ведущее звено политической системы - государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах господств в общ социально-классовых сил. С помощью аппарата гос власти они закрепляют свое влияние во всех сферах жизни. К тому же имеет место еще и функции госва, относящиеся к интересам подавляющего большинства членов общ, типа национальной без, экологии и тд. Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, складываются и функционируют политические организации, формируются политические идеи и теории. Политика есть особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные социальные группы и классы, с целью сохранения определенной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и общества в целом. В политике находят свое наиболее полное выражение коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно защищаются всей системой политической организации общества. В этом смысле политика есть, по выражению Ленина, концентрированное выражение экономики. В системе политической организации общества особо важное место принадлежит государству, в котором концентрируются все интересы всех общественных сил. Государство - это организация политической власти экономически господствующего класса. Существенный признак государства - его неразрывная связь с правом. Право - это форма регулирования поведения людей, совокупность норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством с целью сохранения существующих в данном обществе экономических, социальных, политических и иных порядков, это воля господствующего класса, возведенная в закон. Политическая стр-ра. Любое общество – ситсема множества элементов, нуждается в институтах, кот. организовывают взаимодействие между ними. Эту функцию выполняет полит. стр-ра. Стр-ра: 1 политич. институты (гос-ва, партии и т.д.); 2 полит. нормы (законы, акты, конституция, уставы, …); 3 политич. сознание (обыденные, теоретические полит. взгляды). В истории общества выдел. 2 этапа: дополитическое общ-во и политич. организ. общество. Главная проблема полит. стр-ры – проблема власти: как ее захватить и удержать. Социальная дифференциация и интеграция общества Еще одной стороной функционирования соц структуры является ее мобильность. Речь идет о переходе людей из одних соц групп в другие. Соц положение может поменяться при переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами, интеллигент - предпринимателем, предприниматель - профессиональным политиком. Мобильность может быть горизонтальной (переход в равные по статусу социальные группы) и вертикальной, связанный с изменением места в социальной иерархии. Перемещение индивида с одного этажа социального здания на другой осуществляется с помощью так называемого социального лифта – это те социальные институты, которые упорядочивают систему социальной стратификации. К ним относятся институты образования, брака, собственности, наследования, политики. Человек, который утратил прежний социальный статус и не способен исполнить роль нового, называют маргинальной личностью, этот человек находится в безвоздушном социальном пространстве. Изучение социальной мобильности имеет важное значение для полного представления о происхождении соц перемещений, надо знать их причины и последствия, чтобы контролировать процесс в интересах сохранения целесообразной соц динамики и стабильности общества. проблемы функц соцструктуры и действия разл соц групп напрямую связаны с проблемами гражданского общества. При этом надо отметить две тенденции современного развития. Это активный процесс дифференциации, появлении новых социальных групп, и процесс интеграции, сближение условий труда, характер и содержание у представителей разных соц групп - обусловлено идущими в мире интеграционными процессами в экономике, кот воздействуют на развитие соц-й структуры общества. Это ведет к сближению х образа жизни и структуры их потребностей и интересов. Гражданское общ есть относительно независимая от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. было бы правильно рассматривать гражданское общество как взаим всех имеющихся больших и малых групп, экономической основой их вз становятся различные формы собственности, а защищать их интересы призваны соответствующие органы правового государства. При этом гос-во должно по минимуму регламентировать и ограничивать свободу самовыражения этих групп, следя только за выполнением законов. Гегель четко ставит вопрос о взаимосвязи соц-экономической и правовой сторон гражданского общества. Социальная справедливость – один из универсальных общесоциологических и этических принципов организации общественной жизни. Современная философия рассматривает социальную справедливость как сущность идущего на смену индустриальной цивилизации информационного общества. Её аспекты: наличие многоукладной экономики и регулируемого рынка при ведущей роли государственного сектора; трудовая основа, вознаграждение работников в соответствии с количеством и качеством труда, сильная социальная защита тех слоев общества, которые по каким-либо причинам не могут трудиться; демократические формы организации во всех сферах общественной жизни; государственное управление всеми социально значимыми процессами; высокий уровень науки и культуры, особенно правовой и нравствен-ной. Общество социальной справедливости – гражданское общество, определяющее положение индивида в зависимо-сти от количества и качества труда. Характеризуется более высокими показателями в социально-экономической, политической и духовной сферах, по сравнению с капитализмом и социализмом. Маркс- в гражданском обществе следует искать ключ к пониманию исторического процесса.
|