Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение национального и общечеловеческого






Современные философские проблемы - каково влияние среды на формирование особенностей этносов и наций? Возможность влиять на национальное самосознание. Процесс интеграции наций в единую общепланетную и в то же время сохранение нац культуры. Процесс слияния этносов - метисы, мулаты. Он будет только усиливаться. Проблема межнациональных отношений. Национализм в различных проявлениях.

Этническая структура по своим корням тесно связана с биологической сущностью человека и в самой значительной степени, хотя и под эгидой социального, представляет биологической в общественной жизни. Этническая структура - биосоциальная структура. Именно этнические образования представляли собой первоначальные социальные общности.

Проблема этногенеза в историческом развитии

Основных точки зрения на проблему изучения этнических общностей:

1.Марксистская. Согласно этой концепции, первыми известными формами общности людей в доклассовой период были род и племя. Доклассовое общ выработало свои обусловленные технологическими и экономическими причинами соц общности.

РОД. Объединение людей, кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком и обычаями, верованиями, Экономическая основа - общинная собственность н землю, рыболовные и охотничьи угодья, Низкий уровень производительности труда. Данные исследований свидетельствуют, что родовая общность не обязательно присуща всем народам. Род обычно сущ в мужской и женской формах (матриархат и патриархат).Причем это объединение не в качестве отдельного объединения, а в качестве групп родственников, живущих в разных общинах. Род служил ядром общин, сплачивал в единое целое их членов, обеспечивал воспроизводство потомства, способного к труду и соц отношениям, посредством регулирования семейных отношений, совместного воспитания детей и материального обеспечения детей. Родовые отношения выступали в форме социальных связей членов общины, играли определяющую роль в воспитании, производстве, культовых действиях, распределении благ, обуславливали родовой характер управления (выбор вождей и старейшин, их сменяемость и др). Господствовала общ собственность на землю, отсутствовала имущественная и социальная дифференциация, участие в общ делах было правом и долгом каждого взрослого члена общества. С развитием первобытнообщинного строя постепенно увеличивалась численность родов, они объединялись во фратрии (братства), фратрии - в племена, потом союзы племен.

Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой кот явл общинная собственность. Род выступ как самая первая производств, соц и этнич группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта. По мере развития хозяйств деятельности эволюционировали и усложнялись родовые формы общности. Следующей более крупной формой этнической общности людей является племя.

ПЛЕМЯ. Объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. В основе остаются кровно-родственные отношения, но при этом наблюдается разобщенность племени по территории, языку, культуре. Образование племен положило начало расчленению единой многофункциональной общности, Племя несло лишь часть общ функций (хоз ячейкой оставалась община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от хозяйственной деятельности.Только принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему долю в произведенном продукте, право участия в общ жизни. Вытеснение родовых отношений товарными привело к распаду племен и к объединению их в народности.

Ее появление объясняется необходимостью п/в сохранения и защиты среды обитания от посягательств со стороны др чел объединений. Немаловажное значение имело так же предохранение от вырождения рода. Племенная жизнь усложняется: появляются вожди, военоначальники, жрецы, новые органы управления, без которых раньше обходился род. Появление племени собственности требовало появления новых форм управления. В каждое племя входило не менее двух родов. Родоплеменная общность способствовала совершенствованию орудий труда, выработке норм и правил социального поведения, развитие первобытной культуры и языка общения. С момента появления родоплеменная общность выступает как социально- производственная и одновременно этническая общность. По мере формирования общественного разделения труда, возникновения меновых отношений и имущественного неравенства усиливается потребность в создании более совершенной общности людей- народности.

Народность - общность людей, проживающих на одной территории, объединенных общим языком, особенностями психического склада, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях. Характерна замена кровно-родственных отношений общностью и единством территории, единством языка при наличии диалектов, общность культуры и зачатки экономических связей. народности типичны для рабовл и феод строя. Это уже не сугубо этническая, а социоэтническая общность. Необходимо различать первичную народность, возникшую непосредственно из разложения родоплеменных общин, и вторичную, представляющую собой дальнейшее развитие первичной. В народности нет еще такой целостности экономической жизни, как в нации, но она выгодно отличается в этом отношении от исторически предшествовавших ей этносов. На этом этапе значит совершенств производст и экономич деятельность людей, новое развитие получ культура, усиливается соц-клас дифференциация между людьми, создаются предпосылки возник государств. Следующей более высокой формой общности людей является- нация. Некоторые народности, преимущественно из-за малочисленности, недостаточной развитости, не смогли завершить процесс консолидации в нации.

Формированию прежде всего необходимость расширения и закрепления территории, усложнение экономических и производственных отношений, объединение близких по языку, психич складу и культуре народов. Определяющим фактором в объединение людей в нацию является развитие производс-эконом-х отношений. В соц-политич плане это приводит к появл национальных государств.

НАЦИЯ - устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического клада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.. Пришла на смену народности, сложившись в процессе капиталистической формации. В докапиталистическом обществе нации вызреть не могли, хотя многие их предпосылки как общность территории и языка, общие черты культуры и хоз деятельности, заложены еще в народности. Становление общности экономической жизни связано с процессом генезиса и образование капитализма, ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными областями внутри страны, объединение местных рынков в общенациональный. Нация характеризуется след признаками:

1. Общность территории.

2. Общность языка - национальный язык, общенародный, разговорный.

3. общность экономической жизни, которая возникает на основе хозяйственной специализации различных районов страны и упрочение торгово-обменных связей между ними. Этот процесс специализации различных родов, их усиливающейся хозяйственной зависимости друг от друга и был одновременно процессом экономической консолидации нации.

4. Общие черты психологического склада, закрепленные в менталитете данного народа (нац быт народы, нравы, привычки, склонности людей, особенности песен, танцев, живописи, фольклора).

5. Национальное самосознание - сознательное отнесение себя к той или иной социальной общности, идентификация с ней. Данный признак, в отличие от всех уже рассмотренных, является субъективным по своей природе, и это служит аргументом против его существования. в действительности же о нации как реально существующей и нормально функционирующей общности можно говорить только в том случае, когда объективные признаки дополняются четко выраженным национальным самосознанием. В противном случае можно говорить только о этнической общности людей, а не их национальной принадлежности.

2. Вебер не рассматривает экономич условия в кач фундамент предпосылки образования наций. О предшествующих этнических общностях он умалчивает. Нации, по Веберу, невозможно дать определение, исходя из эмпирических свойств, характеризующих ее. Те, кто пытаются это сделать приходят к убеждению о том, ч определ группы людей обладают специфич чувством солидарности друг к другу. Согласно Веберу, нельзя отождествлять нацию с народом отдельного государства, принадлежащего к определенной политич общности. Нацию нельзя так же определять по языковой принадлежности людей, т.к. на одном языке могут разговаривать люди, живущие в разных государствах. Некот исследователи в качестве признака, определяющего принадлежность к нации, рассматривают культурные особенности, присущие той или иной общности, разговаривающей на одном языке. Но это характерно далеко не для всех. Кроме того, проявление национал у разных народов демонстрируется по-разному. Все это, по мнению Вебера, дает основание считать, что помимо эмоционал чувств, элементов престижности, нет других убедительных аргументов, кот бы оправдали существование нации.

3. Культурно-цивилизационная парадигма (концепции Данилевского, Тойнби) основана на идее уникальности соц. явлений своеобразия путей развития. Поэтому цивилизац. подход отказывается от линейной интерпритации. Не признавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множество самостоятельных потоков, а в качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы. Теория круговорота локальных цивилизаций. Развитие народа есть развитие его культуры, типы их могут быть разнородны и даже противоположны. Нет ничего общечеловеческого, в тч и исторического процесса. Каждая культура есть неповторимое, уникальное и замкнутое образование.

В основе этого подхода лежит концепция Данилевского – существующая всемирная история в пространстве делится на обособленные культурно-исторические типы: 1. египетский 2. китайский 3. еврейский 4. Романо-германский. Эти типы различаются по религиозному, политическому, соц.-полит., культурному критерию. Этапы развития каждого типа: юность-зрелость-старость. Данилевский вводит славянский тип. Причина этногенеза – защита от нападения из-вне.

Тойнби явл-ся автором " Исследования истории". Обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненого цикла (генезис, рост, надлом и разложение) вплоть до дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основе религии. Различал об-ва статические(примитивные) и динамические. Все цивилизации придут к статическому типу. На сегодняшний момент существуют след. цивилизации: 1. Западная христианская; 2. Православная христианская с русской ветвью; 3. Исламская; 4. Индуистская; 5. Дальневосточная с японской ветвью. Закон Тойнби " Вызов и ответ" – возникновение любой цивилизации – это способность дать адекватный ответ на вызов историч. ситуации. Если невозможно дать ответ – возникают аномалии, которые приведут к упадку. Вырабатывающей ответ функцией явл-ся творческое меньшинство. Развитие осущ благодаря порывам гениев, преодол инертность и враждебность соц окружения.




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал