![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Улица Карла Маркса. Она начинается у перекрёстка с Садовой и направляются на северо-восток, где упирается в Сожскую
Она начинается у перекрёстка с Садовой и направляются на северо-восток, где упирается в Сожскую. Длина составляет около трёхсот метров. Улица Жандармская (таково первое название рассматриваемой улицы) начала быстро застраиваться преимущественно одноэтажными деревянными домами и населяться людьми со второй половины позапрошлого века. 6 мая 1919-го года она получила современное название в честь известного теоретика социализма. Как известно, после Октябрьской революции владелице Гомеля княгине Паскевич пришлось покинуть свой дворец. Пожилая женщина вынуждена была скитаться по разным местам. Где она только не гостила: у доктора Брука, у лесника в своей бывшей Коренёвской лесной даче, у преданной служанки на Ветковской улице – словом, у тех людей, которым она всегда помогала. Есть сведения, что Ирина Иванова также жила в небольшом доме у своего повара Ляшкевича по улице Карла Маркса, 12 (не сохранился). Между улицами Карла Маркса и Волотовской до Второй Мировой войны имелась синагога, которую разрушили нацисты. Стоит также отметить, что на углу Жандармской и Богадельной (Сожская) красовался некогда типовой дом ремесленников, построенный в 1856-ом году. На цокольном этаже (кирпичный) была хлебопекарня, на втором (деревянный) – жилые помещения её хозяев. Этот дом представлял интерес для художников, которые в тёплое время года частенько его рисовали. Несмотря на хорошее состояние и очевидную, но не признанную историческую ценность, около года назад его снесли, чтобы построить стандартную многоэтажку. В наши дни на улице находятся гостиница Октябрьская (1982-ой г.п.), Гимназия №10, офисы нескольких организаций, 3-ий корпус медицинского университета и единицы частных домов.
Гостиница «Октябрьская»
корпус медуниверситета Гимназия №10
Работы Маркса сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы[1]. Для понимания основных идей Маркса следует прежде всего иметь в виду, что по своему первоначальному образованию и способу мышления Маркс был философом. Примерно до 1848 года (то есть до 30 лет) он развивался почти исключительно как философ и как журналист. Политической экономией он стал заниматься уже после 30 лет (примерно с 1850 года) и подходил к ней с методологических позиций философа. Как философ Маркс сформировался в значительной степени под влиянием работ Г. Гегеля. В основе идей Гегеля лежало противопоставление «субъективного духа» (отдельного человека), «объективного духа» (системы существующих условий и условностей, которые налагают на человека ограничения в его возможностях) и «абсолютного духа» (в терминах религии — «бога», в терминах Платона — «идеи», а в терминах неоплатоников — «единого»). Гегель считал, что в движении своей мысли человек может подняться с уровня своего субъективного мышления на уровень абсолютного умозрения, преодолевая систему объективных ограничений. Это движение Гегель именовал «феноменологией духа», а логику и закономерности этого движения — «диалектикой». В то же время на взгляды Карла Маркса оказали заметное влияние идеи материализма, в частности идеи Людвига Фейербаха. Интерес Маркса к материализму проявился уже в его диссертации, посвящённой древнегреческому атомизму. Неудовлетворённый идеализмом Гегеля, Маркс примыкал к кружку младогегельянцев. Последние призывали «перевернуть Гегеля с головы на ноги» — вернуть его умозрительную диалектику на реальную почву. Они предлагали рассматривать вместо умозрительного «субъективного духа» конкретного человека с его потребностями и эмоциями, например страхом смерти (М. Штирнер «Единственный и его собственность»). Маркс пошёл дальше по пути творческой переработки (или, выражаясь немецким философским термином, «критики») Гегеля — он предложил поставить на место умозрительного «абсолютного духа» конкретные понятия и явления — общество, государство, науку и т. п. Общество, а не бог, является более высокой стадией развития отдельного человека. Чтобы познать и улучшить мир, нужно познать и улучшить свое общество. Совершая эту «философскую революцию», он нашёл союзника в лице Ф. Энгельса. Маркс и Энгельс считали, что только историческое развитие человеческого сообщества — а не кабинетный анализ — сможет на самом деле улучшить мир: «…Точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обó бществившееся человечество», «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Тезисы о Фейербахе, 1845, 10-й и 11-й тезис). В 1848 году выходит «Манифест коммунистической партии», по мнению Маркса и Энгельса, основная причина существования эксплуатации — это наличие частной собственности и порождаемая ею классовая борьба. Маркс и Энгельс не выделяли в качестве сколько-нибудь существенных общественных противоречий ни различие языков и культур, ни территориальную разобщенность людей. Современное им экономическое и социальное развитие показывало, что все эти противоречия быстро и успешно преодолеваются, в то время как выявленное ими, ключевое по их мнению, противоречие — в отношении к средствам производства и в распределении произведённого продукта — напротив, очень быстро усиливается. Вся дальнейшая теоретическая и практическая деятельность Маркса была посвящена изучению вопроса противоречий в обществе, вызванных отношением собственности. Уже в самом начале своей деятельности Маркс понимал, что механическое устранение (законодательная отмена) частной собственности само по себе не приведёт к созданию идеального общества, что такая попытка может лишь привести к возникновению ещё более «грубого» общества, чем современное. Наиболее полно идеи Маркса были изложены в его фундаментальном труде «Капитал. Критика политической экономии». Практические последствия работ Маркса огромны. Ещё при его жизни возник марксизм. Однако практическая политика, ссылающаяся на идеи и лозунги Маркса, часто сильно расходилась со взглядами Маркса на конкретные проблемы.
|