Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методическое обоснование собственных исследований






Эксперимент проходил на базе факультета физической культуры педагогического института ВоГУ, с января 2014 года по декабрь 2014 года.

Проводимые нами занятия имели теоретический и практический характер. На теоретических занятиях шло изучение правил игры. На практических занятиях в зале нами использовалась видеокамера, как дополнительное средство обучения судейству.

Так как были выявлены пять типов ошибок у начинающих арбитров, то и занятия были организованы на их устранение. Общее количество занятий составило 12 учебных тренировок.

На первом занятии мы определили исходный уровень теоретических знаний. Для определения исходного уровня теоретических знаний по мини-футболу, мы использовали метод тестирования уровня теоретических знаний.

Для этого мы провели тестирование по правилам игры. Тестирование проводилось на студентах специализирующихся на дисциплине мини-футбол на факультете физической культуры ВоГУ, с помощью разработанных тестов, указанных в приложение 1.

Тестирование показало, что испытуемые имеют базовые практические знания о правилах в мини-футболе. 92% испытуемых прошли теоретический тест с допустимым количеством ошибок, представленных на рисунке 6.

 

Рисунок 6 – Результат теоретического тестирования

 

Так же на первом практическом занятии нами было проведено экспертное оценивание уровня владения практическими навыками судейства (в матче……….), которое позволило выявить пять типов ошибок в судействе: определение выхода мяча за площадку; определение взятия ворот; выбор позиции на площадке относительно второго судьи; выбор позиции при выполнении стандартных положений; использование жестикуляции. Результаты экспертного оценивания и теоретического тестирования знаний правил игры позволили сформировать контрольную и экспериментальную группы по 8 человек в каждой, что представлено в приложение 2.

На последующих занятиях контрольная группа занималась, согласно своим учебным программам. Занятия в экспериментальной группе проводились один раз в неделю под руководством Рождественского Е.В. и Романова С.В. и были распределены на … этапов работы.

На первом этапе нашей работы мы провели теоретические занятия по Правилам игры мини- футбол, где рассматривали права и обязанности судьи, второго судьи и хронометриста. Нами было проведено несколько семинар с использованием мультимедийных технологий. Были использованы интерактивные методы в обучении арбитров (деловая игра, карта мысли).

 

На втором этапе нашего исследования мы начали работу над ошибками у футбольных арбитров. Самой распространенной ошибкой является определение выхода мяча за площадку.

Упражнение «Выход мяча за линию» нами отрабатывалось потому как неопытные судьи зачастую, либо не видят выход мяча, если игрок, используя ведение, продвигается близко к краю площадки. Либо в силу своей неуверенности, под давлением игроков команды он может менять своё решение. А во время игры мяч может выйти как за боковую, так и за лицевую линию и от правильного определения выхода мяча за линию площадки зависит судьба эпизода матча, от которого в свою очередь зависит результат игры. Поэтому на практических занятиях велась видеосъемка игрового эпизода выхода и не выхода мяча за линию площадки в различных вариантах. Затем после выполненных заданий мы просматривали видеосюжет и отдельно с каждым испытуемым разбирали игровой эпизод. Данный прием помогал начинающим арбитрам самостоятельно оценивать ту или иную ситуацию и принимать правильное решение.

На следующем занятии мы отрабатывали упражнение «определение взятия ворот». Упражнение выполнялось следующим образом: первый конус ставится на расстоянии 15 метров от ворот на центральной оси площадки, второй на в 10 метрах от ворот. Первый ассистент выполняет ведение мяча в медленном темпе, в тот момент, когда он подведет мяч к первому конусу, он наносит средней силы удар в сторону ворот. Во время ведения мяча первым ассистентом, второй (арбитр) сопровождает его на боковой линии площадки, находясь на одной линии с мячом. Во время удара арбитр ускоряется до линии ворот. Третий ассистент, находящийся на линии ворот между стоек, выбивает мяч из ворот таким образом, чтобы судье было сложно определить взятие ворот.

На данном занятии мы работали над исправлением ошибок второго типа. некоторые судьи при атаке игроков в ворота соперника зачастую неправильно принимают позицию, которая в свою очередь не дает арбитру объективную оценку ситуации. Здесь мы также использовали видеосъемку.

Следующие практические занятия были направлены на исправление следующей группы ошибок – это выбор позиции относительно второго судьи. У многих испытуемых было замечено, что при судействе игры, арбитры плохо взаимодействовали друг с другом и имели некоторую рассогласованность действий. Для того, чтобы между двух судей не возникало противоречий необходимо чтобы передвижения арбитра происходили в зависимости от вектора передвижения партнера, а также от хода игрового эпизода.

Для этого мы использовали 3 упражнения «Выбор позиции», «Выбор позиции при стандартных положения» и упражнение «Столб».

Сначала мы разобрали 1 упражнение («выбор позиции»), которое выполнялось следующим образом: тренировочные четверки занимают одну из половин площадки, после чего имитируют атакующие и оборонительные действия, передают мяч друг другу. Потом происходит отбор мяча. Атакующая четверка становится оборонительной и занимает свою половину площадки и происходит смена атаки. Арбитры располагаются на площадке диагональным способом. Так, чтобы первый игрок атаки и последний игрок защиты находились между ними. В зависимости от передвижений игроков и движения мяча они должны двигаться по площадке. Мяч и игроки должны находиться строго между судьями.

Далее мы перешли ко второму упражнению- «Выбор позиции при стандартных положениях». Цель использования данного упражнения заключается в том, что арбитр будет знать свою позицию и алгоритм принятия решения в каждом из стандартных положений, так как важным аспектом методики судейства является правильный выбор позиции при стандартных положениях. При розыгрыше стандартных положений судья должен держать в поле зрения и игроков, и сам мяч. У судьи всегда есть время на выбор оптимальной позиции для того, чтобы они были под постоянным контролем.

При выполнении данного упражнения игроки должны располагаться на площадке в зависимости от способа розыгрыша мяча, а арбитры в это время должны занять место на площадке в соответствии с методикой.

Разобрав первые 2 упражнения, мы приступили к разбору игровых ситуаций в динамике, посредством упражнения «Столб».

Два ассистента (два соперника) располагаются спиной друг другу на расстоянии шести метров от ворот. Атакующий игрок, удерживая мяч под контролем, продвигается к воротам, продавливая защитника. Соперники ведут борьбу с нарушением и без нарушения правил в разных эпизодах. Судья, находящийся на линии площадки, должен правильно выбрать позицию для определения нарушения и принять правильное решение.

Упражнение «Столб» поможет арбитру смотреть на борьбу соперников перед воротами более обширно, он сможет анализировать динамичный игровой эпизод более хладнокровно. Возможность неправильно вынесенного решения снизится.

На данных занятиях мы работали над исправлением ошибок третьего типа. мы применили диагональный способ расположения арбитров на площадке, таким образом, чтобы первый игрок атаки и последний игрок защиты находились между ними. Мы использовали видеосъёмку и анализ ситуации после выполнения упражнений.

 

На десятом занятии мы акцентировали внимание на особенностях судейства «жёсткой» игры. Нами было использовано упражнение «Борьба в штрафной площади».

Ассистенты разделяются на игроков атаки и игроков защиты. Мяч находится у атакующих игроков. Нападающие и защитники располагаются в штрафной площади. Игроки атаки могут взаимодействовать друг с другом, либо действовать индивидуально, а защищающиеся должны мяч у них забрать, применяя грубые приемы отборы мяча. Судье необходимо правильно определить было ли нарушение правил и назначить, либо не назначать пенальти. Камера располагается за спиной у арбитра.

На данном занятии мы работали над исправлением ошибок третьего и четвёртого типа. Четвёртый тип ошибок это - выбор позиции при выполнении стандартных положений, мы разбирали отдельно к каждому стандартному положению. Метод показал, что многие судьи при выполнении стандартных положений не знали, где им лучше находится относительно игровой ситуации. Важным аспектом методики судейства является правильный выбор позиции при стандартных положениях. При розыгрыше стандартных положений судья должен держать в поле зрения и игроков и сам мяч. У судьи всегда есть время на выбор оптимальной позиции для того, чтобы они были под постоянным контролем. В нашем эксперименте арбитры занимали место на площадке в соответствии со стандартным положением. Игроков при розыгрыше стандарта мы просили поочередно нарушать или не нарушать правила игры, а судей просили фиксировать происходящие нарушения. Анализировали их действия с помощью просмотра видеоматериала.

На последнем занятии второго этапа мы разбирали тему «Жесты судей», так как Многие спортсмены не использовали жесты во время игры или использовали их с ошибками. Для этого мы выполняли упражнение «Жесты арбитра».

Арбитру необходимо поочередно с использованием надлежащего инвентаря (свисток, карточки) выполнять фиксацию различных нарушений, выносить решения и использовать жесты. Данное упражнение следует выполнять в парах, чтобы партнер мог контролировать правильность точность выполнения действий.

Жестикуляцию у судей нужно довести до того уровня, чтобы все действия были автоматизированы и качественны. Показ правильных жестов категорически необходим, каждый определенный жест показывает характер нарушения и способ возобновления игры. Чем выше будет квалификация, и класс арбитра жесты будут более отточены.

На третьем этапе мы провели контрольные матчи, чтобы определить итоговый уровень практических навыков судейства у студентов, специализирующихся на мини-футболе. Для этого мы использовали метод экспертных оценок и пришли к завершению педагогического эксперимента.

Во время игрового процесса по обучению практическим упражнениям в мини-футболе, исследователь следил за правильностью техники выполнения основных жестов, правильным выбором позиции относительно игрового момента и расположения второго судьи на площадке, уверенностью в принятии решений и правильностью принятых решений.

Предложенные нами упражнения позволили более детально подойти к процессу обучения студентов навыкам футбольных арбитров по сравнению с существующими методиками.

В наших упражнениях акцент ставится на практическую подготовку футбольного арбитра студентов специализации мини-футбол. Мы, способствуя овладению базовыми навыками судейства, позволяем в перспективе достичь высококвалифицированного судейства.

Из полученных результатов мы видим, что эффективность наших упражнений находится выше среднего. Ошибки, возникающие в процессе судейства, свелись к минимуму.

Педагогический эксперимент заключался в проведении упражнений, которые оказали положительное воздействие на повышение качества судейства и исключения большего числа ошибок из практики футбольных арбитров.

Использование практических упражнений в процессе подготовки судей является необходимым инструментом и средством развития их квалификации, опыта и качества арбитража.

Владение основными приемами методики судейства и их применение в процессе игры позволяет арбитрам в тот или иной момент матча занять наиболее предпочтительное положение на площадке, успешно взаимодействовать с партнером по судейству, акцентируя свое внимание на конкретных участках или зонах игрового поля [1, c. 16-19].

Обеспечивая соблюдение встречающимися командами Правил игры, контролируя спортивное поведение игроков в духе принципов «Честной игры», судья в то же время не должен быть основным действующим лицом в матче. Однако его поведение должно быть решительным, смелым, действия убедительными, принимаемые решения ясными и понятными игрокам, тренерам и зрителям.

Владение основными практическим навыками методики судейства для арбитров не менее важно, чем и знание Правил игры, так как любой судья не сможет качественно их применять, если он неверно выбирает место на поле, несвоевременно реагирует на нарушения игроками правил игры.

Быстрый, с постоянно изменяющимися игровыми ситуациями, изобилующий эмоциональными всплесками игроков, мини-футбол требует от арбитров, наряду с хорошей физической подготовкой, высокой психологической устойчивости и серьезного профессионального отношения к своим обязанностям. В сочетании со владением практическими навыками методики судейства эти качества должны обеспечить проведение соревнований на высоком уровне, значительно снизить число ошибок, еще допускаемых арбитрами и в целом повысить общий профессиональный уровень арбитража студентов, специализирующихся на мини-футболе [10, c. 256].

Для проведения педагогического эксперимента мы на занятиях по мини-футболу со студентами использовали практические упражнения, для повышения качества судейства и для более конкретного понимания студентами роли арбитра на площадке.

Ниже мы описали основные практические упражнения для судей по мини-футболу, проанализировали их, выявили положительные и отрицательные особенности таких упражнений, цель и задачи, показали опорные точки для проведения таких упражнений, особенности их внедрения и использования.

Для решения проблемы мы предлагаем следующие практические упражнения:

1. Упражнение «Выход мяча за линию».

2. Упражнение «Определение взятия ворот».

3. Упражнение «Борьба в штрафной площади».

4. Упражнение «Столб».

5. Упражнение «Выбор позиции».

6. Упражнение «Выбор позиции при стандартах».

7. Упражнение «Жесты арбитра».

8. Упражнение «Йо-йо тест»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал