Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекционный комплекс 1 страница
Лекция №1. Тема: Социология в структуре социально-гуманитарных наук План: 1.Место социологии в системе социального знания 2.Объект и предмет социологии 3.Социология как наука об обществе, социальных отношениях, механизмах воздействия, закономерностях функционирования и развития социальных общностей 4.Взаимосвязь социологии с другими социально-гуманитарными науками: социология и философия, социология и психология, социология и политология, социология и педагогика, социология и экономика, социология и история 5.Взаимосвязь методов социологии и математики 6.Структура социологического знания 7.Макро – микросоциология 8.Теоретическая и прикладная социология 9.Законы и категории социологии 10.Методология социологии 11.Понятие социального факта 12.Объективность социальных фактов 13.Социальных процесс и этапы его развития 14.Классификация социальных процессов 15.Движущие силы социальных процессов 16.Функции социологии: теоретико-познавательная, организационно-техническая, управленческая и прогностическая Объект науки это определенная часть действительности, которая отражается, исследуется конкретной наукой, находясь за ее пределами. Предмет это содержание науки, ее основные положения, это система категорий и законов, отражающих объект. В соответствии с этим, под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления их функционирование и развитие. А предметом социологии выступает концептуальная (т. е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Становление социологии продолжается в XX в., когда уже более четко определилось ее место в системе наук. Ныне принято выделять гуманитарные, естественные и технические науки. Грани, отделяющие их друг от друга, имеют относительный характер, ибо есть науки, которые трудно отнести к той или иной группе. Среди них психология, экология, охрана труда и т. п. О социологии можно сказать, что это социально-гуманитарная наука, ее объектом является современное общество. В то же время она имеет много общего с естественными и техническими науками. Во-первых, все науки обобщенно, наиболее адекватно, объективно отражают глубинные, сущностные процессы в изучаемом объекте. Во-вторых, они имеют общую методологию. В-третьих, социология, как и ряд других, в том числе естественных и технических наук, использует математические методы, моделирование, эксперимент. В-четвертых, как и многие науки, особенно технические, она имеет прикладной характер, выход на практику. Предмет современной социологии — результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило принципы нового знания. Первопричинами предмета социологии являются два понятия — статус и роль. Первое дает статическую, а второе — динамическую картину общества. Общество, общественные явления изучаются и другими гуманитарными науками: социальной философией, экономикой, политологией, культурологией и т. д. В отличие от других гуманитарных наук социологию и социальную философию сближает то, что они рассматривают общество в Целом. В то же время, в отличие от социальной философии, социология — эмпирическая наука. Социология, во-первых, глубоко изучает жизнь людей, их потребности и интересы, их мнения; во-вторых, рассматривает общество, общественные явления в аспекте отношений между социальными группами, в аспекте взаимоотношений людей как личностей; в-третьих, имеет эмпирический уровень, включает эмпирические прикладные исследования. Социология кроме общества в целом и социальных отношений может изучать все общественные явления, экономические, политические, духовные, трудовые, бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, в аспекте жизнедеятельности человека. Человек — основное звено общественной системы, и социальный аспект имеется во всех сферах, явлениях общества. Исходя из этого, можно определить социологию как науку о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей. Также можно определить социологию как отрасль науки о человеческом поведении, ставящей своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействия и взаимосвязей между индивидами и группами. Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Контрольный тест: 1. Первоначальное название социологии (Согласно О.Конта) A) социальная физика B) социальная математика C) социальная химия D) социальная биология E) социальная астрономия 2. Одна из стадий общественного развития (Согласно О.Конта) A) метафизическая B) поздняя C) средняя D) ранняя E) физическая 3. Самая сложная наука (Согласно О.Конта) A) социология B) физика, C) химия, D) астрономия, E) биология 4. Принцип социологии (Согласно О.Конта) A) позитивизм B) абстракционизм C) историзм D) логицизм E) утилитаризм 5. Метод изучения общества (Согласно О.Конта) A) социальная динамика B) контент-анализ C) фокус группа D) опрос E) идеальный тип 7. Социальный дарвинизм - это наука о социальной (Согласно Спенсера): A) эволюции B) революции C) синергетики D) конструкции Е) деконструкции 8. Социальная адаптация - это отражение природного закона (Согласно Спенсера): A) естественного отбора B) гравитации C) прилива и отлива D) инерции E) наследственности 11. Социология изучает только социальные (Э. Дюркгейм): A) факты B) явления C) противоречия D) конфликты E) проблемы 13. Основа общественной солидарности (Э. Дюркгейм): A) разделение труда B) мораль C) религия D) социальные нормы E) общие взгляды 14. Аномия - это (Э. Дюркгейм): A) отклонение от нормы B) болезнь C) недостаток крови D) дисгармония E) хаос 15. Религия - это способ (Э. Дюркгейм): A) объединения людей B) бегства от реальности C) обмана D) подавления людей E) спасения людей 17. Социологическое понимание означает выяснение (М.Вебер): A) мотива поведения B) кто виноват C) что делать. D) установки человека E) причин преступления 18. Идеальный тип - это (М.Вебер): A) модель социальной реальности B) хороший человек C) образец поведения D) философское понятие E) нереальная мечта 20. Бюрократия - это форма соц. отношений, основанная на (М.Вебер): A) организации B) социализации C) урбанизации D) глобализации E) модернизации Список рекомендуемой литературы Основная 1.Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002г. 2.Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. – М.: Наука, 2002г. 3.Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х томах. – М.: Наука, 2000г. 4.Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. Алматы: Казахстанский университет, 2002г. 5.Тажин М., Аяган Б. Социология. – Алматы, 2002г. 6.Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007г. 7.Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004г. Дополнительная 8.Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000г. 9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001г. 10.Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002г. 11.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002г. 12.Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000г. 13.Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008г. 14.Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1, 2. – М., 2009г. 15.Габдуллина К.Г. Общества: прогресс и регресс. – Алматы, 2003г. 16.Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004г. 17.Биекенов К.У., Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. – Алматы, 2001г. 18.Гуревич Л.Я. Системные реформы высшего образования в Казахстане.- Алматы, 2009г. 19.Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интеллигенции. – Алматы, 2009г. 20.Жаназарова З.Ж. Социология семьи. – Алматы, 2001г. 21.Садвакасова А. Институционализация социологии в Казахстане. – Алматы, 2003г. 22.Экономическая социология. Курс лекций. Авторский коллектив под руководством Л.Я. Гуревич. – Алматы, 2002г. 23.Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. – Алматы, 2002г. 24.Дарменова Б.К. Социология управления. – Алматы, 2002г. 25.Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Фонд Мир, 2003г. 26.Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. – М.: МарТ, 2006г.
Лекция №2. Тема: Основные направления в истории социологии План: 1.Основные этапы в становлении социологии 2.Институционализация мировой социологии 3.О. Конт – родоначальник социологии 4.Социальная статика и социальная динамика 5.Учение О. Конта о трёх стадиях развития общества 6.Г. Спенсер и натуралистическая концепция эволюции 7.Социологизм Э. Дюркгейма 8.Социология 20 века 9.Теория цивилизации и их жизненных циклов А. Тойнби 10.Социологические теории циклических изменений В. Парето 11.Социологическая теория П. Сорокина 12.Структурный функционализм в социологии Т. Парсонса, Р. Мертона 13.Социология М. Вебера и «веберовский ренессанс» в развитии современной социологии 14.Новая историческая социология 15.Конкретные исторические проблемы и их социологический анализ в работах Р. Мертона, Н. Смелзера и других 16.Развитие социологической мысли в России 17.Субъективная социология П. Лаврова и Н. Михайловского 18.Учение о социальном прогрессе в работах М. Ковалевского 19.Современные стратификационные процессы как объект изучения современных российских социологов 20.Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей 19-20 веков: Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова, А. Букейханова и других 21.Институционализация социологической мысли в Казахстане 22.Социологический анализ современных социальных процессов в трудах Н. Аитова, М. Аженова, В. Черняк, К. Биекенова, К. Габдуллиной, М. Тажина, С. Сейдуманова и других 23.Современный этап развития социологии в Казахстане: трудности, достижения, проблемы Огюст Конт (1798—1857) — мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология». Основная идея Конта — отделение «науки» от «метафизики» и теологии. Истинная наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов, т. е. от таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей факторов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он полагал общество, человечество. Социологическая теория Конта состоит из двух частей: «социальной статики» и «социальной динамики». Основной интерес французского мыслителя направлен на динамику. Первичный фактор социальной динамики — духовное, умственное развитие. К вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения, обусловливающий разделение труда и пробуждающий развитие интеллектуальных и моральных черт человека. Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820—1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм». Эволюция для английского социолога — универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения, как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом. Плодотворной была догадка о том, что процесс развития («разрастания») любой единицы или совокупности единиц сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем он более сложен. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые в свою очередь подразделяются дальше: внутренняя система выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания», внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды, промежуточная же система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. Таким образом, четко просматривается функционализм Спенсера: системный характер общества как совокупности действий, которую невозможно свести к отдельным действиям индивидов, и концепция структуры системы, которая образуется благодаря дифференциации и стабилизируется через интеграцию. Особый интерес представляют взгляды немецкого социолога Георга Зиммеля (1858—1918). Социология, считал Зиммель, должна конструироваться не традиционным путем — путем выбора не «занятого» другими социальными науками предмета, а как метод науки, не обладающей своим собственным содержанием. С этой точки зрения, все предметы каждой из социальных наук являются особым образом оформленными «каналами», по которым течет общественная жизнь. Напротив, то новое социологическое видение, которое предлагает Зиммель, имеет свои задачи изучения закономерностей, недоступных каждой из этих наук. Цель социологического метода — выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм «социации», или общения, за которым должны последовать их систематизация, психологическое обоснование и описание в историческом развитии. Согласно Зиммелю его концепция, с одной стороны, гарантирует четкость отделения социологии от других социальных наук, поскольку она изучает чистые формы «социации», с другой стороны, позволяет провести границу между науками в обществе, в которых возможно применение социологического метода, и науками о природе. Классиком «социологической школы» является французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858—1917). К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, он относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой, и соответствующего метода исследования. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых есть общество. Эти факты и составляют предмет социологии. «Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Общество для Дюркгейма — это, прежде всего совокупность идей, убеждений и чувств, среди которых то, что он именует моралью, занимает первое место. Мораль ориентирована на общество, а общество является целью любого морального действия. Общество становится своего рода персоной, которой соответствует определенная мораль. «Мораль (однако)... начинается там, где начинается связь с обычной группой». И «всякая мораль представляется нам системой правил поведения». Классический этап в развитии социологии. Макс Вебер является одним из самых влиятельных теоретиков социологии, оставивших выдающийся след в ее истории. Макс Вебер (1864—1920). Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий социолог продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обусловлено довольно высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную задачу — сочетать общее и специфическое, выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов. Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости обобщений сплав исторических изысканий и социологической рефлексии. Известность Веберу принесла работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Основное внимание Вебера в этой и других работах по хозяйственной этике было направлено на изучение культурного значения современного капитализма, т. е. его интересовал капитализм не как экономическая система или результат классовых интересов буржуазии, а как повседневная практика, как методически-рациональное поведение. Единственным в своем роде признаком современного западного капитализма Вебер считал рациональную организацию формально свободного труда на предприятии. Предпосылками этого стали: рациональное право и рациональное управление, а также интернационализация принципов методически-рационального поведения в рамках практического поведения людей. Поэтому он понимал современный капитализм как культуру, крепко укоренившуюся в ценностных представлениях и мотивах действий и во всей жизненной практике людей его эпохи. Важным вкладом Вебера в социологии было введение понятия «идеальный тип». «Идеальный тип» представляет собой искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена (например, идеально типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению, и т. п.). Современная американская социология сформировалась в значительной степени благодаря развитию веберовской концепции свободы от ценностных суждений. Однако сам Вебер не отрицал полностью значение оценок. Он лишь считал, что процедура исследования разделяется на три этапа. Ценности должны фигурировать в начале и в конце исследования. Процесс же сбора данных, точное наблюдение, систематическое сравнение данных должны быть беспристрастны. Веберовское понятие «отнесение к ценности» означает, что исследователь производит отбор материала на основе современной ему системы ценностей. Контрольный тест: 1. Первоначальное название социологии (Согласно О.Конта) A) социальная физика B) социальная математика C) социальная химия D) социальная биология E) социальная астрономия 2. Одна из стадий общественного развития (Согласно О.Конта) A) метафизическая B) поздняя C) средняя D) ранняя E) физическая 3. Самая сложная наука (Согласно О.Конта) A) социология B) физика, C) химия, D) астрономия, E) биология 4. Принцип социологии (Согласно О.Конта) A) позитивизм B) абстракционизм C) историзм D) логицизм E) утилитаризм 5. Метод изучения общества (Согласно О.Конта) A) социальная динамика B) контент-анализ C) фокус группа D) опрос E) идеальный тип 7. Социальный дарвинизм - это наука о социальной (Согласно Спенсера): A) эволюции B) революции C) синергетики D) конструкции Е) деконструкции 8. Социальная адаптация - это отражение природного закона (Согласно Спенсера): A) естественного отбора B) гравитации C) прилива и отлива D) инерции E) наследственности 11. Социология изучает только социальные (Э. Дюркгейм): A) факты B) явления C) противоречия D) конфликты E) проблемы 13. Основа общественной солидарности (Э. Дюркгейм): A) разделение труда B) мораль C) религия D) социальные нормы E) общие взгляды 14. Аномия - это (Э. Дюркгейм): A) отклонение от нормы B) болезнь C) недостаток крови D) дисгармония E) хаос 15. Религия - это способ (Э. Дюркгейм): A) объединения людей B) бегства от реальности C) обмана D) подавления людей E) спасения людей 17. Социологическое понимание означает выяснение (М.Вебер): A) мотива поведения B) кто виноват C) что делать. D) установки человека E) причин преступления 18. Идеальный тип - это (М.Вебер): A) модель социальной реальности B) хороший человек C) образец поведения D) философское понятие E) нереальная мечта 20. Бюрократия - это форма соц. отношений, основанная на (М.Вебер): A) организации B) социализации C) урбанизации D) глобализации E) модернизации Список рекомендуемой литературы Основная 1.Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002г. 2.Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. – М.: Наука, 2002г. 3.Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х томах. – М.: Наука, 2000г. 4.Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. Алматы: Казахстанский университет, 2002г. 5.Тажин М., Аяган Б. Социология. – Алматы, 2002г. 6.Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007г. 7.Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004г. Дополнительная 8.Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000г. 9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001г. 10.Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002г. 11.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002г. 12.Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000г. 13.Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008г. 14.Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1, 2. – М., 2009г. 15.Габдуллина К.Г. Общества: прогресс и регресс. – Алматы, 2003г. 16.Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004г. 17.Биекенов К.У., Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. – Алматы, 2001г. 18.Гуревич Л.Я. Системные реформы высшего образования в Казахстане.- Алматы, 2009г. 19.Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интеллигенции. – Алматы, 2009г. 20.Жаназарова З.Ж. Социология семьи. – Алматы, 2001г. 21.Садвакасова А. Институционализация социологии в Казахстане. – Алматы, 2003г. 22.Экономическая социология. Курс лекций. Авторский коллектив под руководством Л.Я. Гуревич. – Алматы, 2002г. 23.Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. – Алматы, 2002г. 24.Дарменова Б.К. Социология управления. – Алматы, 2002г. 25.Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Фонд Мир, 2003г. 26.Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. – М.: МарТ, 2006г.
Лекция №3. Тема: Общество как социальная система План: 1.Понятие «общество» 2.Системный подход к изучению общества 3.Социальная система, социальная связь, социальное взаимодействие, социальные отношения и социальное качество 4.Общество с позиций социального детерминизма и функционализма 5.Основные принципы функционального подхода исследования общества: Г. Спенсер, Р. Мертон, Т. Парсонс 6.Синергетический подход к обществу 7.Многоаспектность теоретического исследования общества и социальной системы 8.Роль и значение понятий «социальная общность», «социальная организация», «социальный институт», «культура» в системе категориального анализа общества 9.Социальная система как структура 10.Основные элементы социальной структуры 11.Социальные системы как иерархия социальных позиций (статусов) Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся. В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, т. е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий. Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и, соответственно, социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организации, общности в отдельности. Общество обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом, идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социетальной системы. Общество как суперсистема предстает совокупностью систем (социальная группа, социальный институт, личность). Социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое. Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами. Функционирование общества это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать — значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой, обеспечивать ее (системы) или его (общества) — стабильность. Контрольный тест: 1. Первоначальное название социологии (Согласно О.Конта) A) социальная физика B) социальная математика C) социальная химия D) социальная биология E) социальная астрономия 2. Одна из стадий общественного развития (Согласно О.Конта) A) метафизическая B) поздняя C) средняя D) ранняя E) физическая 3. Самая сложная наука (Согласно О.Конта) A) социология B) физика, C) химия, D) астрономия, E) биология 4. Принцип социологии (Согласно О.Конта) A) позитивизм B) абстракционизм C) историзм D) логицизм E) утилитаризм 5. Метод изучения общества (Согласно О.Конта) A) социальная динамика B) контент-анализ C) фокус группа D) опрос E) идеальный тип 7. Социальный дарвинизм - это наука о социальной (Согласно Спенсера): A) эволюции B) революции C) синергетики D) конструкции Е) деконструкции 8. Социальная адаптация - это отражение природного закона (Согласно Спенсера): A) естественного отбора B) гравитации C) прилива и отлива D) инерции E) наследственности 11. Социология изучает только социальные (Э. Дюркгейм): A) факты B) явления C) противоречия D) конфликты E) проблемы 13. Основа общественной солидарности (Э. Дюркгейм):
|