Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекционный комплекс 1 страница






Лекция №1.

Тема: Социология в структуре социально-гуманитарных наук

План:

1.Место социологии в системе социального знания 2.Объект и предмет социологии 3.Социология как наука об обществе, социальных отношениях, механизмах воздействия, закономерностях функционирования и развития социальных общностей 4.Взаимосвязь социологии с другими социально-гуманитарными науками: социология и философия, социология и психология, социология и политология, социология и педагогика, социология и экономика, социология и история 5.Взаимосвязь методов социологии и математики 6.Структура социологического знания 7.Макро – микросоциология 8.Теоретическая и прикладная социология 9.Законы и категории социологии 10.Методология социологии 11.Понятие социального факта 12.Объективность социальных фактов 13.Социальных процесс и этапы его развития 14.Классификация социальных процессов 15.Движущие силы социальных процессов 16.Функции социологии: теоретико-познавательная, организационно-техническая, управленческая и прогностическая

Объект науки это определенная часть действительности, которая отражается, исследуется конкретной наукой, находясь за ее пределами. Предмет это содержание науки, ее основные положения, это система категорий и законов, отражающих объект. В соответствии с этим, под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления их функционирование и развитие. А предметом социологии вы­ступает концептуальная (т. е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведе­ны в систему и логически выводятся друг из друга.

Становление социологии продолжается в XX в., когда уже более четко определилось ее место в системе наук. Ныне принято выделять гуманитарные, естественные и тех­нические науки. Грани, отделяющие их друг от друга, име­ют относительный характер, ибо есть науки, которые труд­но отнести к той или иной группе. Среди них психология, экология, охрана труда и т. п. О социологии можно сказать, что это социально-гуманитарная наука, ее объектом являет­ся современное общество. В то же время она имеет много об­щего с естественными и техническими науками. Во-пер­вых, все науки обобщенно, наиболее адекватно, объективно отражают глубинные, сущностные процессы в изучае­мом объекте. Во-вторых, они имеют общую методоло­гию. В-третьих, социология, как и ряд других, в том числе естественных и технических наук, использует ма­тематические методы, моделирование, эксперимент. В-чет­вертых, как и многие науки, особенно технические, она имеет прикладной характер, выход на практику. Предмет современной социологии — результат длительного истори­ческого развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило принципы нового знания. Первопричинами предмета социологии являются два поня­тия — статус и роль. Первое дает статическую, а второе — ди­намическую картину общества.

Общество, общественные явления изучаются и другими гуманитарными науками: социальной философией, эконо­микой, политологией, культурологией и т. д. В отличие от других гуманитарных наук социологию и социальную фи­лософию сближает то, что они рассматривают общество в Целом. В то же время, в отличие от социальной философии, социология — эмпирическая наука. Социология, во-первых, глубоко изучает жизнь людей, их потребности и интересы, их мнения; во-вторых, рассматривает общество, общественные явления в аспекте отношений между социальными группами, в аспекте взаимоотношений людей как личностей; в-третьих, имеет эмпирический уровень, включает эмпирические при­кладные исследования.

Социология кроме общества в целом и социальных от­ношений может изучать все общественные явления, эконо­мические, политические, духовные, трудовые, бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, в аспекте жизнедеятельности человека. Человек — основное звено общественной системы, и социальный аспект имеет­ся во всех сферах, явлениях общества. Исходя из этого, мож­но определить социологию как науку о закономерностях функ­ционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвя­зей. Также можно определить социологию как отрасль на­уки о человеческом поведении, ставящей своей целью рас­крытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процес­се взаимодействия и взаимосвязей между индивидами и группами.

Социологическое знание неоднородно и имеет свою доста­точно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего различием ракурсов и уровней изучения со­циальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общ­ностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межлично­стных взаимодействий.

Контрольный тест:

1. Первоначальное название социологии (Согласно О.Конта)

A) социальная физика

B) социальная математика

C) социальная химия

D) социальная биология

E) социальная астрономия

2. Одна из стадий общественного развития (Согласно О.Конта)

A) метафизическая

B) поздняя

C) средняя

D) ранняя

E) физическая

3. Самая сложная наука (Согласно О.Конта)

A) социология

B) физика,

C) химия,

D) астрономия,

E) биология

4. Принцип социологии (Согласно О.Конта)

A) позитивизм

B) абстракционизм

C) историзм

D) логицизм

E) утилитаризм

5. Метод изучения общества (Согласно О.Конта)

A) социальная динамика

B) контент-анализ

C) фокус группа

D) опрос

E) идеальный тип

7. Социальный дарвинизм - это наука о социальной (Согласно Спенсера):

A) эволюции

B) революции

C) синергетики

D) конструкции

Е) деконструкции

8. Социальная адаптация - это отражение природного закона (Согласно Спенсера):

A) естественного отбора

B) гравитации

C) прилива и отлива

D) инерции

E) наследственности

11. Социология изучает только социальные (Э. Дюркгейм):

A) факты

B) явления

C) противоречия

D) конфликты

E) проблемы

13. Основа общественной солидарности (Э. Дюркгейм):

A) разделение труда

B) мораль

C) религия

D) социальные нормы

E) общие взгляды

14. Аномия - это (Э. Дюркгейм):

A) отклонение от нормы

B) болезнь

C) недостаток крови

D) дисгармония

E) хаос

15. Религия - это способ (Э. Дюркгейм):

A) объединения людей

B) бегства от реальности

C) обмана

D) подавления людей

E) спасения людей

17. Социологическое понимание означает выяснение (М.Вебер):

A) мотива поведения

B) кто виноват

C) что делать.

D) установки человека

E) причин преступления

18. Идеальный тип - это (М.Вебер):

A) модель социальной реальности

B) хороший человек

C) образец поведения

D) философское понятие

E) нереальная мечта

20. Бюрократия - это форма соц. отношений, основанная на (М.Вебер):

A) организации

B) социализации

C) урбанизации

D) глобализации

E) модернизации

Список рекомендуемой литературы

Основная

1.Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002г.

2.Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. – М.: Наука, 2002г.

3.Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х томах. – М.: Наука, 2000г.

4.Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. Алматы: Казахстанский университет, 2002г.

5.Тажин М., Аяган Б. Социология. – Алматы, 2002г.

6.Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007г.

7.Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004г.

Дополнительная

8.Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000г.

9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001г.

10.Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002г.

11.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002г.

12.Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000г.

13.Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008г.

14.Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1, 2. – М., 2009г.

15.Габдуллина К.Г. Общества: прогресс и регресс. – Алматы, 2003г.

16.Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004г.

17.Биекенов К.У., Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. – Алматы, 2001г.

18.Гуревич Л.Я. Системные реформы высшего образования в Казахстане.- Алматы, 2009г.

19.Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интеллигенции. – Алматы, 2009г.

20.Жаназарова З.Ж. Социология семьи. – Алматы, 2001г.

21.Садвакасова А. Институционализация социологии в Казахстане. – Алматы, 2003г.

22.Экономическая социология. Курс лекций. Авторский коллектив под руководством Л.Я. Гуревич. – Алматы, 2002г.

23.Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. – Алматы, 2002г.

24.Дарменова Б.К. Социология управления. – Алматы, 2002г.

25.Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Фонд Мир, 2003г.

26.Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. – М.: МарТ, 2006г.

 

Лекция №2.

Тема: Основные направления в истории социологии

План:

1.Основные этапы в становлении социологии 2.Институционализация мировой социологии 3.О. Конт – родоначальник социологии 4.Социальная статика и социальная динамика 5.Учение О. Конта о трёх стадиях развития общества 6.Г. Спенсер и натуралистическая концепция эволюции 7.Социологизм Э. Дюркгейма 8.Социология 20 века 9.Теория цивилизации и их жизненных циклов А. Тойнби 10.Социологические теории циклических изменений В. Парето 11.Социологическая теория П. Сорокина 12.Структурный функционализм в социологии Т. Парсонса, Р. Мертона 13.Социология М. Вебера и «веберовский ренессанс» в развитии современной социологии 14.Новая историческая социология 15.Конкретные исторические проблемы и их социологический анализ в работах Р. Мертона, Н. Смелзера и других 16.Развитие социологической мысли в России 17.Субъективная социология П. Лаврова и Н. Михайловского 18.Учение о социальном прогрессе в работах М. Ковалевского 19.Современные стратификационные процессы как объект изучения современных российских социологов 20.Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей 19-20 веков: Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова, А. Букейханова и других 21.Институционализация социологической мысли в Казахстане 22.Социологический анализ современных социальных процессов в трудах Н. Аитова, М. Аженова, В. Черняк, К. Биекенова, К. Габдуллиной, М. Тажина, С. Сейдуманова и других 23.Современный этап развития социологии в Казахстане: трудности, достижения, проблемы

Огюст Конт (1798—1857) — мыслитель, чей вклад в на­уку отнюдь не ограничен введением термина «социология». Основная идея Конта — отделение «науки» от «метафизики» и теологии. Истинная наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов, т. е. от таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюде­нию. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фак­торов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он полагал общество, человечество. Социологическая теория Конта со­стоит из двух частей: «социальной статики» и «социальной динамики». Основной интерес французского мыслителя направлен на динамику. Первичный фактор социальной динамики — духовное, умственное развитие. К вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения, обусловливаю­щий разделение труда и пробуждающий развитие интеллек­туальных и моральных черт человека.

Виднейшим представителем натуралистической ориен­тации в социологии был Герберт Спенсер (1820—1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».

Эволюция для английского социолога — универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения, как при­родной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рас­сматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом.

Плодотворной была догадка о том, что процесс разви­тия («разрастания») любой единицы или совокупности еди­ниц сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем он более сложен. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые в свою очередь подразделяются дальше: внутренняя система выпол­няет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания», внешняя система выполняет фун­кции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды, промежуточная же система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. Таким образом, четко просматривается функционализм Спенсера: системный характер общества как совокупности действий, которую невозможно свести к отдельным действиям индивидов, и концепция структуры системы, которая образуется благодаря дифференциации и стабилизируется через интеграцию.

Особый интерес представляют взгляды немецкого со­циолога Георга Зиммеля (1858—1918). Социология, считал Зиммель, должна конструироваться не традиционным пу­тем — путем выбора не «занятого» другими социальными науками предмета, а как метод науки, не обладающей своим собственным содержанием. С этой точки зрения, все предме­ты каждой из социальных наук являются особым образом оформленными «каналами», по которым течет общественная жизнь. Напротив, то новое социологическое видение, которое предлагает Зиммель, имеет свои задачи изучения законо­мерностей, недоступных каждой из этих наук.

Цель социологического метода — выявление в совокуп­ном предмете социальных наук чистых форм «социации», или общения, за которым должны последовать их система­тизация, психологическое обоснование и описание в исто­рическом развитии.

Согласно Зиммелю его концепция, с одной стороны, га­рантирует четкость отделения социологии от других соци­альных наук, поскольку она изучает чистые формы «соци­ации», с другой стороны, позволяет провести границу между науками в обществе, в которых возможно примене­ние социологического метода, и науками о природе.

Классиком «социологической школы» является фран­цузский ученый Эмиль Дюркгейм (1858—1917).

К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, он относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной нау­кой, и соответствующего метода исследования. Социоло­гия должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых есть общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, яв­ляется всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит го­товыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функциони­рующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Общество для Дюркгейма — это, прежде всего совокуп­ность идей, убеждений и чувств, среди которых то, что он именует моралью, занимает первое место. Мораль ориен­тирована на общество, а общество является целью любого морального действия. Общество становится своего рода персоной, которой соответствует определенная мораль. «Мораль (однако)... начинается там, где начинается связь с обычной группой». И «всякая мораль представляется нам системой правил поведения».

Классический этап в развитии социологии. Макс Вебер является одним из самых влиятельных теоретиков социологии, оставивших выдающийся след в ее истории.

Макс Вебер (1864—1920). Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий социолог продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обуслов­лено довольно высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную за­дачу — сочетать общее и специфическое, выработать мето­дологию и понятийный аппарат, с помощью которого мож­но было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов. Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости обобщений сплав исторических изысканий и социологической рефлексии.

Известность Веберу принесла работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Основное внимание Ве­бера в этой и других работах по хозяйственной этике было направлено на изучение культурного значения современно­го капитализма, т. е. его интересовал капитализм не как экономическая система или результат классовых интересов буржуазии, а как повседневная практика, как методически-рациональное поведение.

Единственным в своем роде признаком современного западного капитализма Вебер считал рациональную орга­низацию формально свободного труда на предприятии. Предпосылками этого стали: рациональное право и раци­ональное управление, а также интернационализация прин­ципов методически-рационального поведения в рамках практического поведения людей. Поэтому он понимал со­временный капитализм как культуру, крепко укоренившу­юся в ценностных представлениях и мотивах действий и во всей жизненной практике людей его эпохи.

Важным вкладом Вебера в социологии было введение понятия «идеальный тип». «Идеальный тип» представляет собой искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого соци­ального феномена (например, идеально типическое военное сражение должно включать в себя все основные компонен­ты, присущие реальному сражению, и т. п.).

Современная американская социология сформировалась в значительной степени благодаря развитию веберовской концепции свободы от ценностных суждений. Однако сам Вебер не отрицал полностью значение оценок. Он лишь считал, что процедура исследования разделяется на три эта­па. Ценности должны фигурировать в начале и в конце исследования. Процесс же сбора данных, точное наблюде­ние, систематическое сравнение данных должны быть бес­пристрастны. Веберовское понятие «отнесение к ценности» означает, что исследователь производит отбор материала на основе современной ему системы ценностей.

Контрольный тест:

1. Первоначальное название социологии (Согласно О.Конта)

A) социальная физика

B) социальная математика

C) социальная химия

D) социальная биология

E) социальная астрономия

2. Одна из стадий общественного развития (Согласно О.Конта)

A) метафизическая

B) поздняя

C) средняя

D) ранняя

E) физическая

3. Самая сложная наука (Согласно О.Конта)

A) социология

B) физика,

C) химия,

D) астрономия,

E) биология

4. Принцип социологии (Согласно О.Конта)

A) позитивизм

B) абстракционизм

C) историзм

D) логицизм

E) утилитаризм

5. Метод изучения общества (Согласно О.Конта)

A) социальная динамика

B) контент-анализ

C) фокус группа

D) опрос

E) идеальный тип

7. Социальный дарвинизм - это наука о социальной (Согласно Спенсера):

A) эволюции

B) революции

C) синергетики

D) конструкции

Е) деконструкции

8. Социальная адаптация - это отражение природного закона (Согласно Спенсера):

A) естественного отбора

B) гравитации

C) прилива и отлива

D) инерции

E) наследственности

11. Социология изучает только социальные (Э. Дюркгейм):

A) факты

B) явления

C) противоречия

D) конфликты

E) проблемы

13. Основа общественной солидарности (Э. Дюркгейм):

A) разделение труда

B) мораль

C) религия

D) социальные нормы

E) общие взгляды

14. Аномия - это (Э. Дюркгейм):

A) отклонение от нормы

B) болезнь

C) недостаток крови

D) дисгармония

E) хаос

15. Религия - это способ (Э. Дюркгейм):

A) объединения людей

B) бегства от реальности

C) обмана

D) подавления людей

E) спасения людей

17. Социологическое понимание означает выяснение (М.Вебер):

A) мотива поведения

B) кто виноват

C) что делать.

D) установки человека

E) причин преступления

18. Идеальный тип - это (М.Вебер):

A) модель социальной реальности

B) хороший человек

C) образец поведения

D) философское понятие

E) нереальная мечта

20. Бюрократия - это форма соц. отношений, основанная на (М.Вебер):

A) организации

B) социализации

C) урбанизации

D) глобализации

E) модернизации

Список рекомендуемой литературы

Основная

1.Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002г.

2.Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. – М.: Наука, 2002г.

3.Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х томах. – М.: Наука, 2000г.

4.Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. Алматы: Казахстанский университет, 2002г.

5.Тажин М., Аяган Б. Социология. – Алматы, 2002г.

6.Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007г.

7.Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004г.

Дополнительная

8.Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000г.

9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001г.

10.Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002г.

11.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002г.

12.Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000г.

13.Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008г.

14.Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1, 2. – М., 2009г.

15.Габдуллина К.Г. Общества: прогресс и регресс. – Алматы, 2003г.

16.Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004г.

17.Биекенов К.У., Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. – Алматы, 2001г.

18.Гуревич Л.Я. Системные реформы высшего образования в Казахстане.- Алматы, 2009г.

19.Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интеллигенции. – Алматы, 2009г.

20.Жаназарова З.Ж. Социология семьи. – Алматы, 2001г.

21.Садвакасова А. Институционализация социологии в Казахстане. – Алматы, 2003г.

22.Экономическая социология. Курс лекций. Авторский коллектив под руководством Л.Я. Гуревич. – Алматы, 2002г.

23.Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. – Алматы, 2002г.

24.Дарменова Б.К. Социология управления. – Алматы, 2002г.

25.Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Фонд Мир, 2003г.

26.Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. – М.: МарТ, 2006г.

 

Лекция №3.

Тема: Общество как социальная система

План:

1.Понятие «общество» 2.Системный подход к изучению общества 3.Социальная система, социальная связь, социальное взаимодействие, социальные отношения и социальное качество 4.Общество с позиций социального детерминизма и функционализма 5.Основные принципы функционального подхода исследования общества: Г. Спенсер, Р. Мертон, Т. Парсонс 6.Синергетический подход к обществу 7.Многоаспектность теоретического исследования общества и социальной системы 8.Роль и значение понятий «социальная общность», «социальная организация», «социальный институт», «культура» в системе категориального анализа общества 9.Социальная система как структура 10.Основные элементы социальной структуры 11.Социальные системы как иерархия социальных позиций (статусов)

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспе­чивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроиз­водящуюся.

В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая реви­зуется через ряд дифференцированных функций. Диффе­ренциация общественных функций сопровождается созда­нием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Обще­ство включает в себя все многообразие социальных связей и структур, т. е. оно шире рамок любого института, регу­лирующего отдельные виды взаимодействий.

Общество обладает высоким уровнем внутренней са­морегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и, соответственно, социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функци­онирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организации, общности в отдельности.

Общество обладает внутренними механизмами вклю­чения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь воз­никающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися соци­альными нормами и правилами. Таким образом, идет про­цесс адаптации структурных элементов к формам и спосо­бам функционирования социетальной системы.

Общество как суперсистема предстает совокупностью систем (социальная группа, социальный институт, личность). Социальные системы выступают в качестве структурных эле­ментов общества. На своем уровне каждая социальная сис­тема в той или иной мере детерминирует действия входя­щих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.

Итак, общество можно представить в виде много­уровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общно­сти, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде слож­ной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противосто­яние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Функционирование общества это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать — значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой, обеспечивать ее (системы) или его (общества) — стабильность.

Контрольный тест:

1. Первоначальное название социологии (Согласно О.Конта)

A) социальная физика

B) социальная математика

C) социальная химия

D) социальная биология

E) социальная астрономия

2. Одна из стадий общественного развития (Согласно О.Конта)

A) метафизическая

B) поздняя

C) средняя

D) ранняя

E) физическая

3. Самая сложная наука (Согласно О.Конта)

A) социология

B) физика,

C) химия,

D) астрономия,

E) биология

4. Принцип социологии (Согласно О.Конта)

A) позитивизм

B) абстракционизм

C) историзм

D) логицизм

E) утилитаризм

5. Метод изучения общества (Согласно О.Конта)

A) социальная динамика

B) контент-анализ

C) фокус группа

D) опрос

E) идеальный тип

7. Социальный дарвинизм - это наука о социальной (Согласно Спенсера):

A) эволюции

B) революции

C) синергетики

D) конструкции

Е) деконструкции

8. Социальная адаптация - это отражение природного закона (Согласно Спенсера):

A) естественного отбора

B) гравитации

C) прилива и отлива

D) инерции

E) наследственности

11. Социология изучает только социальные (Э. Дюркгейм):

A) факты

B) явления

C) противоречия

D) конфликты

E) проблемы

13. Основа общественной солидарности (Э. Дюркгейм):


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.038 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал