Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическая безопасность на арктическом шельфе






Периферия Арктики охватывает площадь в 21 млн. км2. Огромное место для деятельности людей: перспектива освоения углеводородных месторождений, изучения дна, изучения сейсмологических особенностей рельефа. В настоящее время нет общепринятых мировых стандартов по обеспечению экологической безопасности на шельфе.

В России существует огромное количество правовых документов экологической безопасности (ГОСТы, федеральные законы). Каждый из них учитывает различные сферы обеспечения экологической безопасности. Документ охватывает только часть проблемы, и приходится искать решения в разных нормативных актах сразу. Основной проблемой на сегодняшний день для экологии является бурение и эксплуатация нефтегазовых морских платформ.

Примером может служить претензии экологической организации Гринпис (Greenpeace) к ОАО " Газпром". «Планы таких крупных компаний, как Газпром, на нефтедобычу рисуют мрачную картину для Арктики. Вопрос здесь не в том, произойдет ли разлив нефти. А в том, когда он произойдёт», - говорит представитель Гринпис Лукас Меус. – «Разлив нефти станет катастрофой для чувствительной экосистемы Арктики. Среди льдов нефть собрать невозможно. Добавьте к этому, что у «Газпрома» нет опыта работы в морских условиях, у них нет адекватного плана на случай аварии. Газпром играет в русскую рулетку с Арктикой – это безответственно и нужно срочно остановить. Наш протест направлен не против искусства, а против спонсора этой выставки, империи «Газпрома», которая вкладывает инвестиции не только в искусство, но и в разрушение Арктики.

Поводом таких высказываний стала авария плавучей платформы " Кольская" в Охотском море (рис.1). В результате превышения максимально допустимой скорости буксировки наружная обшивка корпуса СПБУ деформировалась. Ветер и высокие волны нарушили герметичность платформы (появились трещины), шквалистый ветер сорвал обтекатель носовой опоры, на платформу стала непрерывно поступать вода из-за чего произошел крен платформы на нос. При поступлении воды затопило балластные цистерны и нарушилась герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе. Далее вода пошла в машинное отделение, насосы не успевали ее откачивать, в итоге платформа затонула.

рис. 1 Буровая платформа " Кольская"

 

Буровой флот России, созданный в 1981 – 1993 гг., в большей степени утерян (распродан), и восстановить его в объемах, необходимых для выполнения в ближайшие годы значительных лицензионных обязательств основных недропользователей (ОАО «Газпром» и ОАО «НК «Роснефть»), крайне сложно. Снижение экологического риска бурения морских скважин требует наличия опытного персонала и многочисленных судов сопровождения – транспортно-буксирных, нефтесборных, пассажирских и другого специального назначения. Во времена СССР для обеспечения поисково-разведочных работ на шельфе Арктики такой флот был создан в госпредприятии «Арктикморнефтегазразведка» (ныне ОАО «АМНГР»). В настоящее время флот из 46 судов и хорошо обученные кадры АМНГР (около 5 тыс. человек в 1990 г.) в большей степени утеряны, имеются всего 2 буровые установки («Валентин Шашин» и СПБУ «Мурманская»(рис.2)), работающие на шельфе Вьетнама, а АМНГР с многократно сокращенным персоналом находится в плачевном состоянии. Все эти аспекты влияют на экологию около территории бурения и эксплуатации нефтегазовых скважин.

рис.2 СПБУ " Мурманская"

Помимо угроз загрязнения Арктики вследствие аварийных разливов нефти есть еще одна актуальная для России экологическая проблема – выбросы в атмосферу загрязняющих веществ и сажи вследствие сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ) на факелах(рис.3). В настоящее время операторами работ на шельфе Арктики могут быть только две компании – «Роснефть» и «Газпром» (и ее «дочка» «Газпром нефть»). Однако именно у этих компаний одни из самых низких показателей по использованию ПНГ, много ниже нормативного показателя 95%.

рис. 3 Сгорание попутного нефтяного газа

Список литературы

1. Богоявленский В.И., Богоявленский И.В., Будагова Т.А. Экологическая безопасность и рациональное природопользование в Арктике и Мировом океане // Бурение и нефть. 2013.

2. Сочнев О.Я. Принципы экологического мониторинга и безопасности при освоении месторождений углеводородов на арктическом шельфе. 1998.

3. Татьяна Шадрина. Названы причины крушения " Кольской" // Российская газета (https://www.rg.ru/2012/05/02/kolskaya-site.html)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал