Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельные работы.






Вариант 1.

 

1. В чем заключается отличие социальной психологии от психологии человека? От социологии?

2. Какие феномены, представленные в социальной психологии, вы уже изучали? По­чему эти феномены изучаются и социальной психологией, и другими науками?

3. Найти социаль­но-психологические явления в обыденной жизни и описать их.

4. Сформулируйте доказательства взаимосвязи и взаимопроникнове­ния социально-психологических явлений, возникающих на уровне микро- и макроусловий.

5. Внимательно прочитайте текст. Используя учебники по социальной психологии и программу курса, определите, какие социально-психоло­гические явления здесь описаны. Докажите (используя терминологиче­ский аппарат), что здесь представлены именно эти феномены.

Однажды, когда Кристофер Робин, Винни-Пух и Пятачок сидели и мирно бесе­довали, Кристофер Робин проглотил то, что у него было во рту, и сказал, как будто, между прочим:

- Знаешь, Пятачок, а я сегодня видел Слонопотама.

- А чего он делал? — спросил Пятачок.

Можно было подумать, что он ни капельки не удивился!

- Ну, просто слонялся, — сказал Кристофер Робин. — По-моему, он меня не видел.

- Я тоже одного как-то видел, — сказал Пятачок. — По-моему, это был он. А мо­жет, и нет.

- Я тоже, — сказал Пух, недоумевая. «Интересно, кто же такой Слонопотам?!» — подумал он.

- Их часто не встретишь, — небрежно сказал Кристофер Робин.

- Особенно сейчас, — сказал Пятачок.

- Особенно в это время года, — сказал Пух.

 

Вариант 2.

 

1. Какие прикладные отрасли социальной психологии вы знаете?

2. Дайте определение предмета социальной психологии по Г. М. Анд­реевой.

3. В чем общее и различное понимание предмета социальной психоло­гии в отечественной и американской социальной психологии?

4. Что является источником возникновения социально-психологиче­ских явлений?

5. Анализ текстов (представить в таблице).

Текст 1

Коротышки были неодинаковыми: одни из них назывались малышами, дру­гие — малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьи­ца из пестренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими прическами, поэтому волосы у них были короткие, а у малышек длинные и кра­сивые. Малышки очень любили делать разные красивые прически, волосы за­плетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили банти­ки. Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами. Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его издали, переходила на другую сторону. И хорошо де­лала, потому что среди малышей часто попадались такие, которые не могли пройти спокойно мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут или, еще хуже, за косу дернут. Конечно, не все малыши были та­кими, но ведь этого у них на лбу не написано, поэтому малышки считали, что лучше заранее перейти на другую сторону улицы и не попадаться навстречу. За это многие малыши называли малышек воображульками, а многие малышки называли малышей забияками и другими обидными прозвищами.

Текст 2

— Слушай, Стекляшкин, — сказал ему Незнайка. — Ты понимаешь, какая исто­рия вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.

— Что ты, Незнайка! Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепешку. Солнце ведь большое. Оно больше нашей Земли.

— Не может быть, — ответил Незнайка, — по-моему, солнце не больше та­релки.

1. Это нам только кажется. Солнце очень далеко от нас. Если бы от солнца ото­рвался кусок и упал, он раздавил бы весь наш город.

— Ишь ты! — ответил Незнайка. — А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка, расскажу нашим, может быть, они еще не слыхали про это. А ты все-таки посмотри в свою трубу, вдруг солнце и в самом деле щербатое? Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:

— Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас раздавит. Ужас что будет! Вот пойдите, спросите Стекляш-кина.

Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:

— Спасайся, братцы! Кусок летит!

— Какой кусок? — спрашивали его.

— Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется, и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!

— Что ты выдумываешь!

— Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.

— Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Всем сослепу стало ка­заться, что солнце и в самом деле щербатое. А Незнайка кричал:

— Спасайся, кто может! Беда!

Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточки, Гусля — свои инструменты: и скрипку, и балалайку, и медную трубу. Доктор Пилюлькин метался по дому и разыскивал походную аптечку. Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:

— Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Не­
знайка болтун? Все это он выдумал.

Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка и на самом деле все выдумал. Все смеялись над Незнайкой и говорили:

— Удивляемся, как мы тебе поверили!

Таблица - Схема анализа социально-психологических явлений

 

Социаль­но-психологи­ческие явления Цитаты из текста, описывающие выделенные социально-психологи­ческие явления К какой группе относится социально-психологиче­ское явление
Гендерные стереотипы    
Слухи    
Паника    
Эффект ореола / стереотипное восприятие человека    

 

 

Вариант 3.

1. Что является предметом изучения социальной психологии?

2. В чем сходство и различие социальной психологии и социологии?

3. В чем сходство и различие социальной психологии и общей психологии?

4. В решении каких практических вопросов могут быть использованы социально-психологические знания в сфере образования, массовой коммуникации, рекламы и управления?

5. Необходимо прочитать и проанализиро­вать текст, раскрывающий практическое значение социальной психоло­гии, и заполнить таблицу «Практическое значение социальной психо­логии в жизнедеятельности людей».

Вопросы для анализа текста

1. Почему социальную психологию можно отнести к культурным фено­менам?

2. Назовите отрасли практической социальной психологии и их про­блематику.

Текст. Социальная психология как культурный феномен

Практическая социальная психология

Социальная психология существует не только как научное знание, но и как культурный феномен. Как культурный феномен она возникала за­долго до появления самого понятия «наука».

Человеку как существу, включенному в разнообразнейшие отноше­ния и взаимодействия с другими людьми, издавна был присущ социаль­но-психологический тип мышления, т. е. определенный способ воспри­ятия и объяснения событий, явлений, состояний, которые он может наблюдать в самом себе и окружающем его мире. Многие века социаль­ная психология существовала как мировоззрение, причем и на бытовом, и на научном уровнях. Благодаря этому возникли и продолжают разви­ваться такие ее формы, как житейская социальная психология (она су­ществует в форме обрядов, традиций, заключена в содержании сказок, мифов, пословиц, поговорок и даже анекдотов) и социальная психоло­гия, представленная в образцах искусства и литературы. Люди всегда старались применить установленные социально-психологические законо­мерности для изменения и улучшения жизни. На основе житейских наблю­дений, образцов литературы и искусства и научных данных создавались и создаются различные приемы социально-психологического воздействия, стратегии построения отношений в той или иной ситуации, технологии управления поведением и установками людей. Социально-психологиче­ские техники лежат в основе приемов риторики, целенаправленного воз­действия на большие массы людей, негласных и гласных правил полити­ческого давления, тактики ведения дворцовых интриг, управления людьми на производстве.

На современном этапе развития человеческой цивилизации социальная психология как культурный феномен представлена такими формами, как • житейская;

• в образцах искусства и литературы;

• научная;

• мыслительная парадигма;

• психотехническая.

Основные направления практической социальной психологии сле­дующие'.

1. Промышленное производство. Промышленное производство яви­лось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психоло­гические исследования. Хотя проблемы управления производством можно отнести к общей проблематике психологии управления, за соци­альной психологией промышленного предприятия остается собствен­ный круг вопросов, прежде всего — проблемы формирования производ­ственных коллективов.

Построение модели психологической службы промышленного пред­приятия позволило обратиться к таким темам, как

• психологический климат коллектива;

• удовлетворенность трудом;

• текучесть кадров, аттестация кадров;

• адаптация новичков.

Особое внимание уделяется проблеме психологического климата, ко­торый рассматривается посредством изучения ряда отношений: 1) отно­шений между членами коллектива по вертикали (руководство, воспри­ятие руководителя коллективом, и наоборот, степень участия в управле­нии, удовлетворенность степенью); 2) отношений между членами кол­лектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межлично­стных отношений, типы и способы разрешения конфликтов); 3) отноше­ния к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива).

2. Управление. В разработку проблемы управления вовлечены спе­циалисты и по экономике, и по социологии. Социальная психология имеет здесь свой собственный достаточно четко обозначенный аспект. Одной из важных частей в нем является вопрос о необходимых руково­дителю психологических качествах. Многочисленные прикладные ис­следования ориентированы именно на выяснение этого вопроса. Ради этого применяются различные личностные тесты, конструируются дру­гие методики, часто делаются описательные характеристики идеального руководителя.

Также в контексте данной проблемы рассматривается такой вопрос, как оптимизация делового общения руководителя с подчиненными раз­ного ранга. Эта область включает в себя разработку практических заня­тий для руководителей, в которых отрабатываются стратегии и техника делового общения, его правила и нормы.

3. Развитие организации. Исследования в области организационно­го развития начались с повышения квалификации управленческого пер­сонала. Организационное развитие означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования пове­дения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуника­ций. Психолог выполняет роль как внешнего, так и внутреннего агента изменения. Перед ним встает задача обеспечения трех видов изменений: 1) «изменения» людей, что подразумевает изменение стиля их поведе­ния в соответствии с новыми условиями в организации, их квалифика­ции, ценностных ориентации; 2) изменения управленческих технологий, что включает в себя совершенствование методов принятия решений, формирования команд; 3) изменения самой структуры организации, что предполагает изменение целей для лучшей адаптации к изменениям во внешней среде, совершенствование системы коммуникации.

4. Массовая коммуникация и реклама. В дайной области проводят­ся социалыю-исихологические исследования, изучающие каждый эле­мент коммуникации: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эф­фект. Разрабатываются рекомендации, применимые па практике.

5. Школа. Психологическая служба школы решает следующие зада­чи: помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция раз­ного рода затруднений, проблемы профессиональной ориентации, обес­печение благоприятного климата школьных коллективов учащихся, коллектива педагогов.

6. Служба семьи. В социальной психологии семья рассматривается как пример естественной малой социальной группы. Проблемы, с кото­рыми работает социальный психолог: подготовка молодых людей к соз­данию семьи, регулирование семейных взаимоотношений.

Таблица - Практическое значение социальной психологии в жизнедеятельности людей

Сфера деятельности Основная социально-психологическая проблематика
Управление  
Промышленное производство  
Образование  
Служба семьи  
Массовая коммуникация и реклама  
Развитие организации  

 

 

Вариант 4.

 

1. Определение, признаки и границы малой группы. Перспективы исследований и разработки психологической проблематики малых групп.

2. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

3. Проблема групповой сплоченности.

4. Структура межличностных отношений в малой группе.

5. Заполнить таблицу.

Направления исследования малых групп в истории социальной психологии Основные положения Представители
     

Составьте и напишите план-сценарий организации дис­куссии по принятию группового решения по какой-либо задаче повседневной деятельности.

Опишите лидерство и руководство как субъективный и объективный феномены.

Напишите развернутую характеристику руководителя (реального, воображаемого или с использованием художе­ственного образа), учитывая различные критерии.

 

 

Вариант 5.

Аргументировать ответы.

1. Каково содержание понятия «конформность»?

2. Каковы основные причины конформного поведения?

3. Зависит ли проявление конформности от личностных характери­стик?

4. Каково содержание понятия «нонконформизм»?

5. Проанализировать текст. Вопросы для анализа представлены после текста.

 

В американском колледже наступил день вручения дипломов. Церемония проводилась очень торжественно, собралось много родственников и друзей. По условленному знаку 400 выпускников колледжа встали, чтобы выслушать слова президента колледжа: «...тем самым я присуждаю каждому из вас степень бакалавра со всеми сопутствующими ей правами и привилегиями». Речь окончи­лась, 25 новоиспеченных выпускников из первого ряда выстроились в очередь за дипломами. А остальные 375 нервничали, думая про себя: «Было ли сказано, что теперь нужно сесть и ждать своей очереди?» И ни один не сел. Время шло. Половина первого ряда уже получила свои ди­пломы. А толпа, стоящая позади, застыла, как завороженная. Но в голове каждого из стоящих метались мысли: «До нашего ряда очередь может дойти только через полчаса... Мы загораживаем обзор зрителям, сидя­щим сзади... Почему никто не садится?» И по-прежнему ни один не сел. Прошло еще две минуты. Человек, управляющий церемонией, чьи ко­манды студенты игнорировали на репетиции, подбежал к первому ряду и сделал легкую отмашку садиться. Ни один человек не сел. Тогда он по­дошел к следующему ряду и громко скомандовал: «Сесть!» Через две се­кунды 375 спасенных блаженствовали на стульях [2, с. 268].

Вопросы:

• Объясните, чем вызвано поведение выпускников колледжа.

• Почему при значительном разнообразии индивидуальностей внутри этой большой группы поведение было настолько единообразным?

• Было ли принято этими студентами сознательное решение вести себя подобным образом?

• Расскажите, как эти люди выглядят в ваших глазах.

 

Вариант 6.

 

1. Рассмотреть исследования качеств личности в социальной психологии.

2. Описать имплицитную теорию личности.

3. Психологические свойства личности.

4. Описать исследования качеств личности в социальной психологии.

5.

Заполните таблицу.

 

Особенности проявления личности в общении Как рассматривается в социальной психологии Где реализуется
Механизм перцептивной за­щиты    
Эффект «ожиданий»    
Феномен когнитивной слож­ности    

 

Изучите и законспектируйте литературу по темам: «Диспозициональное направление исследования личности», «Фак­торный метод анализа структуры личности».

 

Вариант 7.

 

1. Групповая сплоченность и совместимость.

2. Основные подходы к изучению сплоченности.

3. Понятие конформизма.

4. Психологический климат в коллективе.

5. На основе описания героев проанализировать совместимость персонажей книги Т. Япссон «В конце ноября» в соответствии с предлагаемыми уров­нями психологической совместимости. Оценить совместимость героев по шкале -3 — совершенно несовместимы; -2 — почти несовмес­тимы; -1 — скорее несовместимы; 0 — 50/50; 1 — скорее совместимы; 2 — почти совместимы; 3 — совершенно точно совместимы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал