![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самостоятельные работы.
Вариант 1.
1. В чем заключается отличие социальной психологии от психологии человека? От социологии? 2. Какие феномены, представленные в социальной психологии, вы уже изучали? Почему эти феномены изучаются и социальной психологией, и другими науками? 3. Найти социально-психологические явления в обыденной жизни и описать их. 4. Сформулируйте доказательства взаимосвязи и взаимопроникновения социально-психологических явлений, возникающих на уровне микро- и макроусловий. 5. Внимательно прочитайте текст. Используя учебники по социальной психологии и программу курса, определите, какие социально-психологические явления здесь описаны. Докажите (используя терминологический аппарат), что здесь представлены именно эти феномены. Однажды, когда Кристофер Робин, Винни-Пух и Пятачок сидели и мирно беседовали, Кристофер Робин проглотил то, что у него было во рту, и сказал, как будто, между прочим: - Знаешь, Пятачок, а я сегодня видел Слонопотама. - А чего он делал? — спросил Пятачок. Можно было подумать, что он ни капельки не удивился! - Ну, просто слонялся, — сказал Кристофер Робин. — По-моему, он меня не видел. - Я тоже одного как-то видел, — сказал Пятачок. — По-моему, это был он. А может, и нет. - Я тоже, — сказал Пух, недоумевая. «Интересно, кто же такой Слонопотам?!» — подумал он. - Их часто не встретишь, — небрежно сказал Кристофер Робин. - Особенно сейчас, — сказал Пятачок. - Особенно в это время года, — сказал Пух.
Вариант 2.
1. Какие прикладные отрасли социальной психологии вы знаете? 2. Дайте определение предмета социальной психологии по Г. М. Андреевой. 3. В чем общее и различное понимание предмета социальной психологии в отечественной и американской социальной психологии? 4. Что является источником возникновения социально-психологических явлений? 5. Анализ текстов (представить в таблице). Текст 1 Коротышки были неодинаковыми: одни из них назывались малышами, другие — малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьица из пестренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими прическами, поэтому волосы у них были короткие, а у малышек длинные и красивые. Малышки очень любили делать разные красивые прически, волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантики. Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами. Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его издали, переходила на другую сторону. И хорошо делала, потому что среди малышей часто попадались такие, которые не могли пройти спокойно мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут или, еще хуже, за косу дернут. Конечно, не все малыши были такими, но ведь этого у них на лбу не написано, поэтому малышки считали, что лучше заранее перейти на другую сторону улицы и не попадаться навстречу. За это многие малыши называли малышек воображульками, а многие малышки называли малышей забияками и другими обидными прозвищами. Текст 2 — Слушай, Стекляшкин, — сказал ему Незнайка. — Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове. — Что ты, Незнайка! Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепешку. Солнце ведь большое. Оно больше нашей Земли. — Не может быть, — ответил Незнайка, — по-моему, солнце не больше тарелки. 1. Это нам только кажется. Солнце очень далеко от нас. Если бы от солнца оторвался кусок и упал, он раздавил бы весь наш город. — Ишь ты! — ответил Незнайка. — А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка, расскажу нашим, может быть, они еще не слыхали про это. А ты все-таки посмотри в свою трубу, вдруг солнце и в самом деле щербатое? Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал: — Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас раздавит. Ужас что будет! Вот пойдите, спросите Стекляш-кина. Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать: — Спасайся, братцы! Кусок летит! — Какой кусок? — спрашивали его. — Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется, и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли! — Что ты выдумываешь! — Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел. — Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Всем сослепу стало казаться, что солнце и в самом деле щербатое. А Незнайка кричал: — Спасайся, кто может! Беда! Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточки, Гусля — свои инструменты: и скрипку, и балалайку, и медную трубу. Доктор Пилюлькин метался по дому и разыскивал походную аптечку. Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки: — Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Не Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка и на самом деле все выдумал. Все смеялись над Незнайкой и говорили: — Удивляемся, как мы тебе поверили! Таблица - Схема анализа социально-психологических явлений
Вариант 3. 1. Что является предметом изучения социальной психологии? 2. В чем сходство и различие социальной психологии и социологии? 3. В чем сходство и различие социальной психологии и общей психологии? 4. В решении каких практических вопросов могут быть использованы социально-психологические знания в сфере образования, массовой коммуникации, рекламы и управления? 5. Необходимо прочитать и проанализировать текст, раскрывающий практическое значение социальной психологии, и заполнить таблицу «Практическое значение социальной психологии в жизнедеятельности людей». Вопросы для анализа текста 1. Почему социальную психологию можно отнести к культурным феноменам? 2. Назовите отрасли практической социальной психологии и их проблематику. Текст. Социальная психология как культурный феномен Практическая социальная психология Социальная психология существует не только как научное знание, но и как культурный феномен. Как культурный феномен она возникала задолго до появления самого понятия «наука». Человеку как существу, включенному в разнообразнейшие отношения и взаимодействия с другими людьми, издавна был присущ социально-психологический тип мышления, т. е. определенный способ восприятия и объяснения событий, явлений, состояний, которые он может наблюдать в самом себе и окружающем его мире. Многие века социальная психология существовала как мировоззрение, причем и на бытовом, и на научном уровнях. Благодаря этому возникли и продолжают развиваться такие ее формы, как житейская социальная психология (она существует в форме обрядов, традиций, заключена в содержании сказок, мифов, пословиц, поговорок и даже анекдотов) и социальная психология, представленная в образцах искусства и литературы. Люди всегда старались применить установленные социально-психологические закономерности для изменения и улучшения жизни. На основе житейских наблюдений, образцов литературы и искусства и научных данных создавались и создаются различные приемы социально-психологического воздействия, стратегии построения отношений в той или иной ситуации, технологии управления поведением и установками людей. Социально-психологические техники лежат в основе приемов риторики, целенаправленного воздействия на большие массы людей, негласных и гласных правил политического давления, тактики ведения дворцовых интриг, управления людьми на производстве. На современном этапе развития человеческой цивилизации социальная психология как культурный феномен представлена такими формами, как • житейская; • в образцах искусства и литературы; • научная; • мыслительная парадигма; • психотехническая. Основные направления практической социальной психологии следующие'. 1. Промышленное производство. Промышленное производство явилось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования. Хотя проблемы управления производством можно отнести к общей проблематике психологии управления, за социальной психологией промышленного предприятия остается собственный круг вопросов, прежде всего — проблемы формирования производственных коллективов. Построение модели психологической службы промышленного предприятия позволило обратиться к таким темам, как • психологический климат коллектива; • удовлетворенность трудом; • текучесть кадров, аттестация кадров; • адаптация новичков. Особое внимание уделяется проблеме психологического климата, который рассматривается посредством изучения ряда отношений: 1) отношений между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом, и наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность степенью); 2) отношений между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов); 3) отношения к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива). 2. Управление. В разработку проблемы управления вовлечены специалисты и по экономике, и по социологии. Социальная психология имеет здесь свой собственный достаточно четко обозначенный аспект. Одной из важных частей в нем является вопрос о необходимых руководителю психологических качествах. Многочисленные прикладные исследования ориентированы именно на выяснение этого вопроса. Ради этого применяются различные личностные тесты, конструируются другие методики, часто делаются описательные характеристики идеального руководителя.
3. Развитие организации. Исследования в области организационного развития начались с повышения квалификации управленческого персонала. Организационное развитие означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций. Психолог выполняет роль как внешнего, так и внутреннего агента изменения. Перед ним встает задача обеспечения трех видов изменений: 1) «изменения» людей, что подразумевает изменение стиля их поведения в соответствии с новыми условиями в организации, их квалификации, ценностных ориентации; 2) изменения управленческих технологий, что включает в себя совершенствование методов принятия решений, формирования команд; 3) изменения самой структуры организации, что предполагает изменение целей для лучшей адаптации к изменениям во внешней среде, совершенствование системы коммуникации. 4. Массовая коммуникация и реклама. В дайной области проводятся социалыю-исихологические исследования, изучающие каждый элемент коммуникации: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффект. Разрабатываются рекомендации, применимые па практике. 5. Школа. Психологическая служба школы решает следующие задачи: помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений, проблемы профессиональной ориентации, обеспечение благоприятного климата школьных коллективов учащихся, коллектива педагогов. 6. Служба семьи. В социальной психологии семья рассматривается как пример естественной малой социальной группы. Проблемы, с которыми работает социальный психолог: подготовка молодых людей к созданию семьи, регулирование семейных взаимоотношений. Таблица - Практическое значение социальной психологии в жизнедеятельности людей
Вариант 4.
1. Определение, признаки и границы малой группы. Перспективы исследований и разработки психологической проблематики малых групп. 2. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. 3. Проблема групповой сплоченности. 4. Структура межличностных отношений в малой группе. 5. Заполнить таблицу.
Составьте и напишите план-сценарий организации дискуссии по принятию группового решения по какой-либо задаче повседневной деятельности. Опишите лидерство и руководство как субъективный и объективный феномены. Напишите развернутую характеристику руководителя (реального, воображаемого или с использованием художественного образа), учитывая различные критерии.
Вариант 5. Аргументировать ответы. 1. Каково содержание понятия «конформность»? 2. Каковы основные причины конформного поведения? 3. Зависит ли проявление конформности от личностных характеристик? 4. Каково содержание понятия «нонконформизм»? 5. Проанализировать текст. Вопросы для анализа представлены после текста.
В американском колледже наступил день вручения дипломов. Церемония проводилась очень торжественно, собралось много родственников и друзей. По условленному знаку 400 выпускников колледжа встали, чтобы выслушать слова президента колледжа: «...тем самым я присуждаю каждому из вас степень бакалавра со всеми сопутствующими ей правами и привилегиями». Речь окончилась, 25 новоиспеченных выпускников из первого ряда выстроились в очередь за дипломами. А остальные 375 нервничали, думая про себя: «Было ли сказано, что теперь нужно сесть и ждать своей очереди?» И ни один не сел. Время шло. Половина первого ряда уже получила свои дипломы. А толпа, стоящая позади, застыла, как завороженная. Но в голове каждого из стоящих метались мысли: «До нашего ряда очередь может дойти только через полчаса... Мы загораживаем обзор зрителям, сидящим сзади... Почему никто не садится?» И по-прежнему ни один не сел. Прошло еще две минуты. Человек, управляющий церемонией, чьи команды студенты игнорировали на репетиции, подбежал к первому ряду и сделал легкую отмашку садиться. Ни один человек не сел. Тогда он подошел к следующему ряду и громко скомандовал: «Сесть!» Через две секунды 375 спасенных блаженствовали на стульях [2, с. 268]. Вопросы: • Объясните, чем вызвано поведение выпускников колледжа. • Почему при значительном разнообразии индивидуальностей внутри этой большой группы поведение было настолько единообразным? • Было ли принято этими студентами сознательное решение вести себя подобным образом? • Расскажите, как эти люди выглядят в ваших глазах.
Вариант 6.
1. Рассмотреть исследования качеств личности в социальной психологии. 2. Описать имплицитную теорию личности. 3. Психологические свойства личности. 4. Описать исследования качеств личности в социальной психологии. 5. Заполните таблицу.
Изучите и законспектируйте литературу по темам: «Диспозициональное направление исследования личности», «Факторный метод анализа структуры личности».
Вариант 7.
1. Групповая сплоченность и совместимость. 2. Основные подходы к изучению сплоченности. 3. Понятие конформизма. 4. Психологический климат в коллективе. 5. На основе описания героев проанализировать совместимость персонажей книги Т. Япссон «В конце ноября» в соответствии с предлагаемыми уровнями психологической совместимости. Оценить совместимость героев по шкале -3 — совершенно несовместимы; -2 — почти несовместимы; -1 — скорее несовместимы; 0 — 50/50; 1 — скорее совместимы; 2 — почти совместимы; 3 — совершенно точно совместимы.
|