![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сутнісні характеристики компонентів педагогічної культури вчителя.
Интегральным, системообразующим качеством учителя является его педагогическая культура. Именно педагогическая культура выступает тем аккумулирующим образованием, в котором сконцентрированы цель и критерии, уровень и результат, содержание и качественная характеристика личности учителя, выраженные в единстве сознании, самосознания, потребностей, способностей и деятельности педагога. При рассмотрении педагогической культуры, как интегративной характеристики учителя, нужно исходить из признания ее важной частью общей культуры личности учителя. Как специфическое профессиональное явление педагогическая культура раскрывает глубину овладения преподавателем теоретическим педагогическим опытом человечества, степень усвоения педагогических технологий, достигнутый уровень развития его личностных качеств и, наконец, его стремление к непрерывному совершенствованию своей квалификации. В ней выражается отношение учителя к профессиональной деятельности, понимание ее социальной функции, характер и содержание специальной и общей подготовки, стиль педагогической деятельности и общения. Педагогическая культура – отражение активной деятельности учителя, направленной на создание, сохранение и распространение духовных ценностей и имеющей духовность в. своей основе. Мастерство и профессионализм учителя, не обеспеченный духовной культурой, порождает дегуманизацию образовательно-воспитательной сферы, формализует всю сумму воспитательных усилий, выхолащивает профессионально-педагогическую деятельность. Вне духовной культуры нет и педагогической. В педагогической культуре отражается уровень развития способностей учителя и степень интенсивности их проявления в практической деятельности, сформированность личностных качеств, психолого-педагогических знаний и практических навыков, в свою очередь являющихся результатом освоения норм, средств и механизмов педагогической деятельности. На содержание педагогической культуры учителя прямо влияет культура общества, в котором она формируется и реализуется. Следует учесть также характер культуры нации, региона, социальной группы, семьи, хотя последние факторы могут проявляться как непосредственно, так и опосредованно. Педагогическая культура учителя представляет собой индивидуальную форму выражения результатов воздействия культуры общества на личность и результатов восприятия личностью общекультурных ценностей, меру активного индивидуального освоения общечеловеческих и национальных культурных богатств, меру его индивидуальной культуротворческой деятельности. Компоненты педагогической культуры учителя – системно формируемые и реализуемые в деятельности социокультурные и профессионально значимые качества личности, в которых достижения общей культуры проявляются как личные достижения. На воспитание, развитие и проявление педагогической культуры оказывают влияние индивидуально-психологические особенности личности, механизмы восприятия, мышления, памяти, воображения, эмоционально-волевых процессов. Накладывает свой отпечаток характер и темперамент. Отсюда следует, что наряду с общими чертами педагогическая культура может нести в себе индивидуальные и неповторимые признаки, обусловленные содержанием личности. Педагогическая культура личности учителя – это определенная мера гармоничного, и духовного развития личности учителя, когда совокупность социокультурных и профессионально значимых качеств стала системной и целостной, приобрела ценностно-педагогическую направленность, способность к самоуправлению и саморегуляции, обеспечивающих высокую степень эффективности реализации культуротворческой и учебно-воспитательной деятельности. Специфика педагогической культуры личности учителя 1. Педагогическая культура представляет собой интегральное социальное качество личности учители, которое диалектически объединяет процесс и результат присваивающей и преобразующей педагогической деятельности. 2. Она не только констатирует наличие тех или иных качеств у учителя и их проявление в педагогической деятельности, а указывает на уровень их сформированности и активность их реализации на практике. 3. Педагогическая культура выступает как норма деятельности и поведения, содержание и структура которой отражает социальный заказ общества. 4. Педагогическая культура обусловлена педагогической деятельностью, в которой она развивается, реализуется и служит ее необходимым условием. 5. Педагогическая культура учителя в своем проявлении неповторима и индивидуальна. Отже, майстерність учителя можна розглядати як найвищий рівень педагогічної діяльності, як вияв творчої активності особистості педагога. Педагогічна майстерність — це комплекс властивостей особистості, що забезпечує самоорганізацію високого рівня професійної діяльності на рефлексивній основі. До таких важливих властивостей належать гуманістична спрямованість діяльності вчителя, його професійна компетентність, педагогічні здібності і педагогічна техніка. В цьому визначенні слід наголосити на таких моментах: 1) педагогічна майстерність у структурі особистості — це система, здатна до самоорганізації, системотвірним фактором є гуманістична спрямованість; 2) підвалиною професійної майстерності є професійна компетентність (спрямованість і професійні знання становлять той кістяк високого професіоналізму в діяльності, який забезпечує цілісність системи, що самоорганізується); 3) педагогічні здібності забезпечують швидкість самовдосконалення; 4) техніка, що спирається на знання і здібності, дає змогу виявити внутрішній потенціал учителя, гармонізуючи структуру педагогічної діяльності.
|