Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Б.3 В. ОД 18 Литературное образование дошкольников
Направление подготовки
| 050100 Педагогическое образование
| Профиль подготовки
| Дошкольное образование
| Квалификация (степень) выпускника
| Бакалавр педагогики
|
| Очное
обучение
| Заочное
обучение
| Курс
|
|
| Семестр
|
|
| Лекции
|
|
| из них в интерактивной форме
|
|
| Практические (семинарские, лабораторные) занятия
|
|
| из них в интерактивной форме
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Курсовая работа
| -
|
| Количество ЗЕТ
|
|
| Всего часов
|
|
| Зачет
| Семестр 4
|
| Экзамен
| семестр
|
|
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки (код, наименование)
Составитель:
| Доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, канд. педаг. наук
| подпись
| Ф.И.О.
Смольникова Н.г.
|
|
|
|
|
Рабочая программа:
Цели освоения дисциплин Целями освоения дисциплины «Литературное образование дошкольников» являются формированиепрофессиональных навыков, необходимых для развития литературного образования детей дошкольного возраста
Задачи:
Обеспечить понимание и осознание задач литературного образования дошкольников на основе знания особенностей восприятия произведений художественной литературы и формулированием их в программах ДОУ.
Сформировать у студентов представление о технологиях и методах литературного образования дошкольников
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Литературное образование дошкольников» относится к профессиональному циклу дисциплин направления и рассчитана на бакалавров 2 курса, очной формы обучения, педагогического института. Обучение по дисциплине «Литературное образование дошкольников» проводится в 4 семестре; форма контроля в 4 семестре - зачет
Данный курс имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с рядом курсов всех модулей цикла дисциплин направления. Освоение этого курса логически и содержательно продолжает такие дисциплины, как «Дошкольная педагогика», «Детская литература», «Детская речь с элементами языкознания».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-1, СК-2
Код компетенции
| Компетенция
| Признаки проявления
| | ПК -1
| Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
|
| | Знает: структуру, содержание и особенности основной общеобразовательной программы дошкольного образования, особенности управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении
Умеет: применять в образовательном процессе знания по проектированию и экспертизе основой общеобразовательной программы дошкольного образования
Владеет: методами проектирования, управления и экспертизы основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также программ коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста
| СК-2-
| -способен конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
|
| . В результате освоения дисциплины студент
знает: историю становления методики детского чтения во взаимосвязи с развитием русской словесности;
зарубежные концепции литературного развития детей раннего и дошкольного возраста;
современные технологии литературного развития детей в ДОУ;
умеет: проводить экспертизу разделов современных комплексных программ по литературному развитию дошкольников;
анализировать идейно-тематическое, сюжетно-композиционное, жанрово-стилевое своеобразие художественного текста
владеет: _ основными профессионально значимыми умениями и навыками в области организации литературного образования дошкольников
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | |
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет _3_ зачетные единицы, 108___часов.
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Раздел и тема
дисциплины
| Виды учебной работы, включая
самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы и
виды
контроля
| | Лекции, оч./заоч.
| Семинар. (лаборат., практ.) занят., оч./заоч.
| СРС,
оч./заоч.
| |
|
| Всего,
оч./заоч.
| Из них в интеракт. фор-ме, оч./заоч.
| Всего,
оч./заоч.
| Из них в интеракт. фор-ме, оч./заоч.
|
| |
| Раздел 1. Литературное образование дошкольников
|
|
|
|
|
| Анализ статьи, выделение осн. позиций
| |
| Тема 1 предмет, задачи курса
| 2/ 2
|
|
|
| 7/10
| Установление межпредметных связей.
| |
| Тема 2 Роль детской художественной литературы в формир. личности ребёнка.
|
|
|
|
| 7/10
| Определение миссии дет. лит-ры.
| |
| Тема 3. Особенности восприятия детьми литерат. произвед.
|
|
|
|
| 7/10
| Выделение концепт.основ
| |
| Раздел 2.Задачи, содержание ознакомления с худ. литературой
|
|
|
|
|
| определение псих.-пед. основ
| |
| Тема 1 ФГОС и задачи литературного образования
| 2/ 2
|
|
|
| 7/10
| Дискуссия
| |
| Тема 2.Принципы отбора книг для чтения
Тема 3 Круг детского чтения
|
|
|
| 7/10
7\10
| Работа с таблицами.
Обсуждение подходов к разработке ФГОСа.
Мозговой штурм, установление связи с детской литературой
|
|
| | Раздел 3..Методика художественного чтения и рассказывания
Тема 1.Методика художественного чтения и рассказывания
Тема 2.Роль стихов в литературном образовании
.Тема 3. Иллюстрирование детских книг
Тема 4.Художественная литература в самостоятельной деятельности
|
20/4
|
|
4/ 4
20/4
|
|
7/10
7/10
7/10
5\10
\100
| Моделирование условий внедрения ФГОС ДО.
| | | | | | | | | | | | |
Семинарские занятия, их содержание
Наименование разделов
и тем
| Содержание
| Виды и формы проведения
| Раздел 1 Литературное образование дошкольников
| | 28 января
Тема 1 предмет, задачи курса
| 1.Понятие о предмете «Литературное образование дошкольников»
2.Понятие «литературное образование» и круг детского чтения. Детская литература как социокультурное явление.
3. Функции детской литературы как искусства слова. Место детской литературы в мировом литературном процессе. Специфика детской литературы
4.История возникновения детской литературы.
| Семинар – обсуждение
выделить категории и понятия актуальные для изучения данного раздела
| 11 февраля
Тема 2Роль детской художественной литературы в формир. личности ребёнка.
| Роль детской художественной литературы в формир. личности ребёнка:
а) детская литература как средство умственного воспитания
б) детская литература как средство нравственного воспитания
в) детская литература как средство эстетического воспитания
г) детская литература как средство речевого развития
|
Семинар – обсуждение. Составьте аннотированный список литературы, где авторы раскрывают роль и значение литературы в развитии личности детей дошкольного возраста.
| 25 февраля
Тема 3. Особенности восприятия детьми литерат. произвед
|
1.Исследования Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, О.И.Никифорова, Е.А.Флёрина, Н.С.Карпинская, Л.М.Гурович о характере восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста.
(Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец. – Москва, 2013 // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: хрестоматия / рук. проекта Н.Л. Карпова; ред. Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – С. 160-166.)
| Обсуждение сообщений по теме выделить особенности восприятия содержания, формы, героя, языковых средств детьми дошкольного возраста,
| Раздел 2.
Задачи, содержание ознакомления с худ. литературой
| | 11 марта
ТемаФГОС ДО и задачи литературного образования
| . 1.Задачи литературного образования дошкольников в программах ДОУ (ФГОС ДО)
2.Задачи литературного образования дошкольников в программах ДОУ (самостоятельно разрабатываемые с учётом региональных особенностей)
3.Задачи литературного образования по возрастам.(по одной из программ)
| Семинар - обсуждение. Обеспечить понимание и осознание задач литературного образования дошкольников на основе знания особенностей восприятия произведений художественной литературы и формулированием их в программах ДОУ
| 25 марта
Тема 2
. Принципы отбора книг для чтения
| 1.История формулирования принципов отбора книг для детского чтения.
2.Педагогические принципы (как средство умственного, нравственного, эстетического развития, единство содержания и формы, речевой строй и композиция).
3.Критерии отбора по исследованиям О.И.Соловьёвой, Н.С.Карпинской, Л.М.Гурович.
.
| . Изучить литературу, выделить специфику требований в разных возрастных группах (письменно).
| 25 марта
Тема 3. 3 Круг детского чтения
| 1.Произведения русского народного творчества и творчества народов мира
2.Произведения русской и зарубежной классической литературы
3.Произведения современной и зарубежной литературы
4.Произведения региональной литературы
5.Произведения разных жанров
| Продемонстрировать межпредметные связи – с детской литературой
| Раздел 3 Методика художественного чтения и рассказывания
| 8 апреля
Тема 1 Методика художественного чтения и рассказывания
| 1.Методы ознакомления с художественной литературы
2.Методика художественного чтения и рассказывания (образовательная деятельность).
3.Особенности методики литературного образования в разных возрастных группах.
| обосновывать выбор методов чтения и рассказывания художественных произведений в разных возрастных группах
| 22 апреля
Тема 2. Роль стихов в литературном образовании
| .1.Особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста
2.Задачи заучивания стихов детьми дошкольного возраста.
3.Методические требования к заучиванию стихов.
4.Особенности методики заучивания стихов в разных возрастных группах. (представить конспект по разучиванию стихотвореня в старшей группе детского сада).
| Ответить на вопросы, обосновать, проиллюстрировать примером конспекта..
| 6 мая
Тема 3.
Иллюстрирование детских книг
| 1.Роль иллюстраций, художники - иллюстраторы
2.Особенности восприятия иллюстраций детьми дошкольного возраста
3.Методика ознакомления с иллюстрациями. (Разработайте план рассматривания иллюстрации в книге для детей любой группы детского сада.)
| Подготовить ответы на основе анализа первоисточников и статей в журнале «Дошкольное воспитание»
| 20 мая – 3 июня
Тема 4..Художественная литература в самостоятельной деятельности
| 1.Решение задач по литературному образованию в разных видах деятельности и других образовательных областях.
2.Уголок книги в ДОУ, требования к его организации.
3.Специфика содержания работы в уголке книги в разных возрастных группах. (Разработайте план литературного утренника или досуга для детей старшего дошкольного возраста.)
4. Работа с родителями по литературному образованию детей.
| Проанализировать 2-3 статьи, представляющие опыт создания читательской среды в ДОУ;
Подготовить презентацию для родителей о том, как читать ребёнку книги.
|
|