Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины






Рабочая программа учебной дисциплины

Б.3 В. ОД 18 Литературное образование дошкольников

 

Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки Дошкольное образование
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр педагогики

 

  Очное обучение Заочное обучение
Курс    
Семестр    
Лекции    
из них в интерактивной форме    
Практические (семинарские, лабораторные) занятия    
из них в интерактивной форме    
Самостоятельная работа    
Курсовая работа -  
Количество ЗЕТ    
Всего часов    
Зачет Семестр 4  
Экзамен семестр  

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки (код, наименование)

 

Составитель:   Доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, канд. педаг. наук подпись Ф.И.О. Смольникова Н.г.  
       

 

Рабочая программа:

Цели освоения дисциплин Целями освоения дисциплины «Литературное образование дошкольников» являются формированиепрофессиональных навыков, необходимых для развития литературного образования детей дошкольного возраста

Задачи:

Обеспечить понимание и осознание задач литературного образования дошкольников на основе знания особенностей восприятия произведений художественной литературы и формулированием их в программах ДОУ.

Сформировать у студентов представление о технологиях и методах литературного образования дошкольников

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Литературное образование дошкольников» относится к профессиональному циклу дисциплин направления и рассчитана на бакалавров 2 курса, очной формы обучения, педагогического института. Обучение по дисциплине «Литературное образование дошкольников» проводится в 4 семестре; форма контроля в 4 семестре - зачет

Данный курс имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с рядом курсов всех модулей цикла дисциплин направления. Освоение этого курса логически и содержательно продолжает такие дисциплины, как «Дошкольная педагогика», «Детская литература», «Детская речь с элементами языкознания».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-1, СК-2

Код компетенции Компетенция Признаки проявления  
ПК -1 Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;      
Знает: структуру, содержание и особенности основной общеобразовательной программы дошкольного образования, особенности управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении   Умеет: применять в образовательном процессе знания по проектированию и экспертизе основой общеобразовательной программы дошкольного образования   Владеет: методами проектирования, управления и экспертизы основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также программ коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста
СК-2- -способен конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;    
. В результате освоения дисциплины студент знает: историю становления методики детского чтения во взаимосвязи с развитием русской словесности; зарубежные концепции литературного развития детей раннего и дошкольного возраста; современные технологии литературного развития детей в ДОУ; умеет: проводить экспертизу разделов современных комплексных программ по литературному развитию дошкольников; анализировать идейно-тематическое, сюжетно-композиционное, жанрово-стилевое своеобразие художественного текста владеет: _ основными профессионально значимыми умениями и навыками в области организации литературного образования дошкольников
     
 
     
 
         

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет _3_ зачетные единицы, 108___часов.

Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п Раздел и тема дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы и виды контроля    
Лекции, оч./заоч. Семинар. (лаборат., практ.) занят., оч./заоч. СРС, оч./заоч.  
    Всего, оч./заоч. Из них в интеракт. фор-ме, оч./заоч. Всего, оч./заоч. Из них в интеракт. фор-ме, оч./заоч.    
  Раздел 1. Литературное образование дошкольников           Анализ статьи, выделение осн. позиций  
  Тема 1 предмет, задачи курса 2/ 2       7/10 Установление межпредметных связей.  
  Тема 2 Роль детской художественной литературы в формир. личности ребёнка.         7/10 Определение миссии дет. лит-ры.  
  Тема 3. Особенности восприятия детьми литерат. произвед.         7/10 Выделение концепт.основ  
  Раздел 2.Задачи, содержание ознакомления с худ. литературой           определение псих.-пед. основ  
  Тема 1 ФГОС и задачи литературного образования 2/ 2       7/10 Дискуссия  
      Тема 2.Принципы отбора книг для чтения   Тема 3 Круг детского чтения             7/10   7\10 Работа с таблицами. Обсуждение подходов к разработке ФГОСа.   Мозговой штурм, установление связи с детской литературой      
  Раздел 3..Методика художественного чтения и рассказывания Тема 1.Методика художественного чтения и рассказывания Тема 2.Роль стихов в литературном образовании .Тема 3. Иллюстрирование детских книг Тема 4.Художественная литература в самостоятельной деятельности             20/4       4/ 4         20/4         7/10   7/10 7/10 5\10   \100 Моделирование условий внедрения ФГОС ДО.      
                     

Семинарские занятия, их содержание

Наименование разделов и тем Содержание Виды и формы проведения
Раздел 1 Литературное образование дошкольников  
28 января Тема 1 предмет, задачи курса 1.Понятие о предмете «Литературное образование дошкольников» 2.Понятие «литературное образование» и круг детского чтения. Детская литература как социокультурное явление. 3. Функции детской литературы как искусства слова. Место детской литературы в мировом литературном процессе. Специфика детской литературы 4.История возникновения детской литературы. Семинар – обсуждение выделить категории и понятия актуальные для изучения данного раздела
11 февраля Тема 2Роль детской художественной литературы в формир. личности ребёнка.   Роль детской художественной литературы в формир. личности ребёнка:   а) детская литература как средство умственного воспитания б) детская литература как средство нравственного воспитания в) детская литература как средство эстетического воспитания г) детская литература как средство речевого развития     Семинар – обсуждение. Составьте аннотированный список литературы, где авторы раскрывают роль и значение литературы в развитии личности детей дошкольного возраста.  
25 февраля Тема 3. Особенности восприятия детьми литерат. произвед   1.Исследования Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, О.И.Никифорова, Е.А.Флёрина, Н.С.Карпинская, Л.М.Гурович о характере восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста. (Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец. – Москва, 2013 // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: хрестоматия / рук. проекта Н.Л. Карпова; ред. Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – С. 160-166.) Обсуждение сообщений по теме выделить особенности восприятия содержания, формы, героя, языковых средств детьми дошкольного возраста,
Раздел 2. Задачи, содержание ознакомления с худ. литературой  
11 марта ТемаФГОС ДО и задачи литературного образования   . 1.Задачи литературного образования дошкольников в программах ДОУ (ФГОС ДО) 2.Задачи литературного образования дошкольников в программах ДОУ (самостоятельно разрабатываемые с учётом региональных особенностей) 3.Задачи литературного образования по возрастам.(по одной из программ)     Семинар - обсуждение. Обеспечить понимание и осознание задач литературного образования дошкольников на основе знания особенностей восприятия произведений художественной литературы и формулированием их в программах ДОУ
25 марта Тема 2 . Принципы отбора книг для чтения     1.История формулирования принципов отбора книг для детского чтения. 2.Педагогические принципы (как средство умственного, нравственного, эстетического развития, единство содержания и формы, речевой строй и композиция). 3.Критерии отбора по исследованиям О.И.Соловьёвой, Н.С.Карпинской, Л.М.Гурович. . . Изучить литературу, выделить специфику требований в разных возрастных группах (письменно).  
25 марта Тема 3. 3 Круг детского чтения   1.Произведения русского народного творчества и творчества народов мира 2.Произведения русской и зарубежной классической литературы 3.Произведения современной и зарубежной литературы 4.Произведения региональной литературы 5.Произведения разных жанров   Продемонстрировать межпредметные связи – с детской литературой
Раздел 3 Методика художественного чтения и рассказывания    
8 апреля Тема 1 Методика художественного чтения и рассказывания   1.Методы ознакомления с художественной литературы 2.Методика художественного чтения и рассказывания (образовательная деятельность). 3.Особенности методики литературного образования в разных возрастных группах.   обосновывать выбор методов чтения и рассказывания художественных произведений в разных возрастных группах
22 апреля Тема 2. Роль стихов в литературном образовании .1.Особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста 2.Задачи заучивания стихов детьми дошкольного возраста. 3.Методические требования к заучиванию стихов. 4.Особенности методики заучивания стихов в разных возрастных группах. (представить конспект по разучиванию стихотвореня в старшей группе детского сада).     Ответить на вопросы, обосновать, проиллюстрировать примером конспекта..
6 мая Тема 3. Иллюстрирование детских книг   1.Роль иллюстраций, художники - иллюстраторы 2.Особенности восприятия иллюстраций детьми дошкольного возраста 3.Методика ознакомления с иллюстрациями. (Разработайте план рассматривания иллюстрации в книге для детей любой группы детского сада.) Подготовить ответы на основе анализа первоисточников и статей в журнале «Дошкольное воспитание»
20 мая – 3 июня Тема 4..Художественная литература в самостоятельной деятельности 1.Решение задач по литературному образованию в разных видах деятельности и других образовательных областях. 2.Уголок книги в ДОУ, требования к его организации. 3.Специфика содержания работы в уголке книги в разных возрастных группах. (Разработайте план литературного утренника или досуга для детей старшего дошкольного возраста.) 4. Работа с родителями по литературному образованию детей. Проанализировать 2-3 статьи, представляющие опыт создания читательской среды в ДОУ; Подготовить презентацию для родителей о том, как читать ребёнку книги.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал