Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опасности
В целом ЧС могут классифицироваться по значительному числу признаков, описывающих эти сложные явления с различных сторон их природы и свойств, основными из которых являются признаки типа и вида, масштаба, скорости и др.. Показателями масштаба распространения чрезвычайной ситуации являются не только размеры территории, непосредственно подвергшейся воздействию поражающих факторов, но и возможные косвенные последствия, которые могут представлять собой тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других важных связей, действовавших на значительных расстояниях, а также тяжесть последствий. Поэтому ЧС, сложившаяся на отдельном объекте, из-за ее чрезвычайно тяжелых последствий для экономики страны и ввиду значительных непосредственных потерь и ущерба может иметь, например, региональный или даже федеральный масштаб. По масштабу чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, или у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, а также в зависимости от размера материального ущерба и границ зон распространения поражающих факторов ЧС, и в соответствии с этим подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные (Положение о классификации ЧС природного и техногенного характера (Постановление Правительства РФ от 13.09.1996 г. N 1094)).
По масштабу катастрофы различают объектового, местного, территориального, регионального, государственного и глобального уровней. Для организации медицинского обеспечение имеет важное значение место возникновения катастрофы. В этой связи различают катастрофы: а) в большом городе; б) в средних и малых населенных пунктах, узловых ЖД, райцентрах; в) вне населенных пунктов или в селах. Это влияет на количество пострадавших, длительность периода спасательных работ, количества привлекаемых спасателей, наличие вторичных поражающих факторов и др. Чем крупнее город, тем сложнее санитарно-гигиеническая и эпидемическая обстановка в очаге, тем короче период изоляции, тем меньше меняется повседневная организация медицинской помощи и меньше привлекается дополнительных сил. Однако количество спасателей значительно увеличивается и увеличивается количество пострадавших. В целях объективизации определения масштабов ЧС, уровня управления и привлечения сил, вводится показатель – «индекс чрезвычайности». Известно, что объем помощи извне и степень перестройки территориального здравоохранения от индивидуальной повседневной медицины к массовой медицине зависит от соотношения возможности здравоохранения и возникших потребностях в ней. И.Ч. = возможности / потребности. Чем меньше индекс, тем большая чрезвычайность и тем больше требуется дополнительных сил и средств и соответственно выше уровень управления ЧС и привлечение дополнительных сил и средств. Величина потерь при катастрофах весьма вариабильна и колеблется в значительных пределах. В зависимости от количества пострадавших катастрофы делятся на: - малые – от 3 до 100 раненых и погибших; - средние – от 101 до 1000; - большие – более 1000. Чаще встречаются малые и средние катастрофы. Особенно большие санитарные потери наблюдаются при естественных катастрофах, в частности при землетрясениях количество раненых и погибших достигает десятков и сотен тысяч человек. При искусственных катастрофах количество пострадавших значительно меньше, и колеблется, как правило, от 3-х человек до 1000.
Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организации, в которой произошла локальная ЧС; органов местного самоуправления, на территории которых произошла местная ЧС; исполнительной властью субъекта РФ, на территории которого произошла территориальная ЧС; исполнительной властью субъектов РФ, оказавшихся в зоне региональной или федеральной ЧС. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной ЧС соответствующие комиссии по ЧС могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по ЧС. Силы и средства для ликвидации последствий трансграничной ЧС выделяются по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами РФ. К ликвидации последствий ЧС могут привлекаться ВС РФ, Войска ГО РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ. Характер принимаемых защитных мер зависит от поражающего воздействия и во многом определяется степенью внезапности ЧС. По скорости распространения опасности чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы как: внезапные (взрывы; транспортные аварии; землетрясения и др.); с быстро распространяющейся опасностью (аварии с выбросом АХОВ; гидродинамические аварии с образованием волны прорыва; пожары); с опасностью, распространяющейся с умеренной скоростью (аварии с выбросом радиоактивных веществ; извержения вулканов; паводковые наводнения и др.); с медленно распространяющейся опасностью (аварии на промышленных очистных сооружениях и т.п.). Используя эти классификации следует иметь ввиду их определенную условность поскольку диапазон характеристик развития событий часто перекрывает границы соседних классификационных градаций.
|