![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные термины и понятия
Модель имеет определенную структуру, терминологию, общие правила, признаки и понятия, которые составляют ее элементы. Они являются научно обоснованными и логически связанными между собой. Модель содержит ценности, лежащие в основе сестринского дела, взгляды на здоровье, роли, функции, задачи 104 сестринского дела, способы определения потребностей человека в сестринском уходе, определяет границы сферы сестринской деятельности и создается сестрами для конкретных рабочих ситуаций. Модели сестринского дела называются концептуальными, так как их общие, основополагающие (фундаментальные) понятия теории сестринского дела, такие как личность (пациент), здоровье, окружающая среда, сестринское дело, имеют чаще всего различное содержание и являются идеей автора той или иной модели. В каждой модели авторы по-разному видят способы взаимодействия основных понятий: роль медсестры, источники проблем пациента, направленность сестринских вмешательств, цель ухода, способы сестринских вмешательств, способы оценки качества и " результатов ухода. Модель является практическим руководством в работе медсестры. Авторы моделей (Флоренс Найтингейл, Вирджиния Хендерсон, Дороти Джонсон, Доротея Орем, Кали-ста Рой, Марта Роджерс, Мойра Аллен и другие) описывают, разъясняют, помогают систематизировать, применять на практике теоретические знания в сестринском деле. Содержание фундаментальных понятий, которые составляют теоретическую базу сестринского дела, в различных странах зависит от условий жизни людей и не является какой-то постоянной или зафиксированной теорией, оно изменяется и определяет отношение к сестринской деятельности в каждой из стран на определенном этапе времени. Сходство моделей сестринского дела состоит в том, что в основе деятельности медицинской сестры лежит сестринский процесс (ход событий). Он четко отражает принципы оказания сестринской помощи. Например, модель М. Аллен отражает принципы первичной медико-социальной помощи (ПМСП), Д. Орэм — принципы самоухода, модель Хендерсон — помощи в достижении, восстановлении независимости пациента в повседневной жизни, насколько это возможно. Сестринский процесс как метод организации сестринского дела определяет последовательные действия медсестры для оказания медицинской помощи и ухода на основе научно обоснованных действий и является 105
неотъемлемым понятием современных моделей сестринского дела. Модели позволяют медицинским сестрам реализовать свою роль на практике в области здравоохранения, могут применяться в различных лечебных заведениях, семейной медицинской практике, в центрах здоровья и т.п. Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, оно помогает по-другому взглянуть на функции медицинской сестры. Если раньше она только ухаживала за тяжело больными пациентами, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу сестринского дела в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. Действуя подобным образом, новая концепция заменит давно установившуюся иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно компетенций (знаний, умений и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухода, отвечающего потребностям конкретного пациента). При этом делается особый акцент на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровление и восстановление здоровья пациента. На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психологии. Сходство и различие моделей сестринского дела В каждой модели по-разному отражено понимание сущности пациента как объекта сестринской деятельности, целей ухода, набора сестринских вмешательств и оценки результатов сестринского ухода. Модели сестринского ухода называются концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различ- 106 ных понятий и концепций. Согласно определению Бар-нум, назначение теории сестринского дела заключается в стремлении описать или объяснить феномен (процесс, явление, событие), именуемый сестринским делом. Велико значение теории сестринского дела для научной, образовательной и практической деятельности. В основе теории сестринского дела лежат единые, основополагающие понятия, которые определяют сущность сестринской практики. К ним относятся: • пациент как один из объектов деятельности сестрин • источник проблем пациента; • направленность сестринских вмешательств; • цели ухода; • способы сестринских вмешательств; • роль медицинской сестры; • оценка качества и результатов ухода. Каждое из этих понятий представлено и описано в работах теоретиков сестринского дела, и хотя эти понятия присутствуют во всех теориях сестринского дела, их толкование и способы взаимодействия между собой существенно различаются. Разработано несколько моделей сестринского дела в мире. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкрет-/ ного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель. В настоящее время не существует единой модели сестринского дела, но и единого мнения о необходимости использования одной или нескольких моделей также нет. Во многих странах одновременно используют несколько моделей, так как единой модели на сегодняшний день не существует. Необходимо помнить, что на создание модели влияют общество, его устройство, потребности, социальная и культурная среда. Важно, чтобы медсестра умело применяла модели или элементы одной из моделей для конкретной практической ситуации, понимала различия понятий
|