Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пробелы и коллизии в праве: понятие, виды и способы устранения.
В правоприменительной практике возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве. Пробел в законодательстве - это отсутствие конкр. нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Пробелы в праве (виды): I. в правовом регулировании – когда возникают потребности общества регулировать отношения: 1) объективные обстоятельства: общ. отношения развиваются быстрее прав регулирования. Необходимо создать. 2) субъективного характера: качество правовой деят-ти не соответствует с точки зрения правовой деят-ти. II. В процессе применения права: 1)ситуация, в которой дело является правовым, но отсутствует правовой акт, который не позволяет разрешить данное юридическое дело.2) упущения при разработке закона. Способы восполнения пробелов: 1) аналогия закона – применение сходной правовой нормы к данному юр. делу в угол. и адм. праве.2) разрешение правового дела на основе общих принципов права, т.е. аналогия права. Применение приема аналогии закона заключается в том, что решение по юр.делу д. иметь правовое основание. Если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. В гражд. праве для применения аналогии закона недостаточно отсутствия нормы, прямо регулирующей спорное отношение. Необходимо отсутствие соглашения сторон и применимого к спорному случаю обычая делового оборота. Аналогия права — это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Общие начала и смысл законодательства есть принципы права (общеправовые и отраслевые). При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения. Применение аналогии права обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона. Коллизии юридических норм - противоречие между нормами, закрепленными в различных нормативных актах, но регулирующих одни и те же общественные отношения.Коллизии юр.норм - явление, создающее трудности в процессе применения права. Однако в правотворческом процессе полностью исключить коллизии юр.норм невозможно, т.к. по одним и тем же вопросам принимаются акты гос.органов различного уровня, в стране действуют нормативные акты разного времени принятия, в условиях интенсивного роста правовой системы затруднена работа по систематизации законодательства. При столкновении, коллизии юр.х норм правоприменительный орган должен сделать правильный выбор между вариантами правового регулирования одних и тех же отношений. Юридической наукой и практикой выработан ряд общих правил, которые позволяют разрешить коллизии юридических норм: - при коллизии норм, содержащихся в нормативных актах разной юр. силы, примен-ся норма акта более высокой юр.силы; - при коллизии норм одинаковой юр. силы, содержащихся в нормативных актах, принятых в разное время, применяется норма акта более позднего по времени принятия; - при коллизии норм кодифицированных актов с нормами простых законодательных актов применяются нормы кодифицированного акта; - при коллизии общих и специальных норм применяются специальные нормы; - при коллизии национальных норм и общепризнанных норм международного права применяются нормы междунар. права. При коллизии норм законодательных актов, принятых на уровнях федерации и субъектов федерации действует принцип приоритета предметов ведения и применяется нормативный акт того органа, в ведении которого находится правовое регулирование данных вопросов.
|