Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация как субъект административных правоотношений
Под организацией как субъектом административных правоотношений, по нашему мнению, следует понимать внешне организационно и юридически выраженное образование, имеющее внутреннюю структуру, состоящее из одного либо нескольких (многих) индивидуальных субъектов, обладающее возможностью самостоятельно, от ϲ ʙ ᴏ его имени вступать в урегулированные нормами административного права отношения с другими субъектами и являющееся носителем административных прав и обязанностей в данных отношениях. Характеризуя организацию как субъект административных правоотношений, крайне важно отметить, что в административном праве неприемлемо отождествление терминов «организация» и «юридическое лицо». Действительно, если в гражданских правоотношениях могут участвовать только организации, имеющие статус юридического лица, т.е. обладающие признаками, перечисленными в ст. 48 Гражданского кодекса РФ и включенные регистрирующими органами в Единый государственный реестр юридических лиц, то в административных правоотношениях могут участвовать и организации, не имеющие такого статуса. К примеру, участниками административных правоотношений непосредственно будут некᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ые не имеющие статуса юридического лица органы исполнительной власти, различные комиссии, в частности административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних. По данной причине можно сделать вывод о том, что в качестве субъектов административных правоотношений должны рассматриваться все-таки не юридические лица, а организации, как обладающие, так и не обладающие статусом юридического лица, но имеющие при ϶ ᴛ ᴏ м возможность самостоятельно вступать в административные правоотношения и участвовать в них от ϲ ʙ ᴏ его имени, реализуя со-ответствующие административные права и обязанности. Материал опубликован на https://зачётка.рф К числу организаций, являющихся самостоятельными субъектами административных правоотношений, наряду с юридическими лицами можно отнести:
Филиалы и представительства коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся юридическими лицамитрадиционно не могут выступать в качестве самостоятельных субъектов административных правоотношений, действующих в данных отношениях от собственного имени. В частности, в силу положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред-принимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекса РФ об административных правонарушениях в административные правоотношения с ϲ ᴏ ᴏ ᴛ ʙ ᴇ ᴛ ϲ ᴛ ʙ ующими административными органами, связанные с осуществлением последними административного контроля (надзора) и с привлечением к админи-стративной ответственности, могут вступать только организации, имеющие статус юридического лица. Филиалы и представительства могут выступать субъектами административных правоотношений исключительно в случаях, прямо предусмотренных ϲ ᴏ ᴏ ᴛ ʙ ᴇ ᴛ ϲ ᴛ ʙ ующими законами или подзаконными нормативными правовыми актами. К примеру, в силу положений ст. 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ филиалы образовательных учреждений высшего профессионального образования проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, т.е. непосредственно сами вступают в ϲ ᴏ ᴏ ᴛ ʙ ᴇ ᴛ ϲ ᴛ ʙ ующие административные правоотношения с Министерством образования и науки РФ. Любая организация, являющаяся субъектом административных правоотношений, обладает ϲ ᴏ ᴏ ᴛ ʙ ᴇ ᴛ ϲ ᴛ ʙ ующим административно-правовым статусом. Анализ административно-правового статуса организации дает нам представление о том, каковы место и роль ϶ ᴛ ᴏ й организации в административных правоотношениях, в каких юридических связях находится эта организация с другими субъектами указанных отношений. В содержание административно-правового статуса любой организации, по нашему мнению, крайне важно включать следующие элементы: 1. место организации в административно-публичной сфере, в т.ч. подведомственность (подчиненность) ее конкретному органу исполнительной власти либо иной вид юридической связи с органами исполнительной власти; 2. сферу, предмет и виды деятельности организации; 3. цели создания и деятельности организации; 4. задачи, решаемые организацией в административно-публичной сфере; 5. функции, выполняемые организацией в административно-публичной сфере; 6. общие и (или) специальные административные права (полномочия) организации в административно-публичной сфере; 7. ограничения общих и (или) специальных административных прав (полномочий) организации в административно-публичной сфере; 8. общие и (или) специальные административные обязанности организации в административно-публичной сфере; 9. юридическую (административную и иную публично-правовую) общую или специальную ответственность организации за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. Учитывая зависимость от особенностей содержания перечисленных элементов можно выделить общий и специальный административно-правовые статусы организаций. Общий административно-правовой статус организации представляет собой ее общую административно-правовую характеристику и содержит, в частности, наиболее общие административные права (полномочия), ограничения данных прав, административные обязанности ϶ ᴛ ᴏ й организации и общие условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. Общим административно-правовым статусом обладают, в частности, большинство как государственных, так и негосударственных предприятий, общественные и религиозные объединения, социально-культурные учреждения. Такой статус возникает у организации с момента ее создания (государственной регистрации в качестве юридического лица), причем одновременно возникает и общая административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность). Специальный административно-правовой статус организации выступает как специальная административно-правовая характеристика данной организации и содержит в себе, в частности, специальные административные права (полномочия), ограничения данных прав (полномочий), административные обязанности организации и специальные условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. К числу организаций, обладающих специальным административно-правовым статусом, можно, например, отнести органы исполнительной власти и некᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ые виды государственных учреждений, наделенные отдельными внешними государственно-властными полномочиями, в частности учреждения Пенсионного фонда РФ, региональные управления автомобильных дорог, администрации морских рыбных портов, исполнительные органы местного самоуправления. Специальный административно-правовой статус возникает у организации с момента наделения ее в установленном законодательством порядке специальными административными правами, обязанностями и определения для нее специального режима привлечения к юридической ответственности в административно-публичной сфере. Таким моментом может быть утверждение положения об ϶ ᴛ ᴏ й организации или ее устава, а также государственная регистрация организации в качестве юридического лица. Важно заметить, что одновременно возникает и специальная административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность) организации. Все организации, участвующие в административных правоотношениях, могут быть подразделены на виды по следующим основным, принципиальным именно для административного права критериям. Учитывая зависимость от того, кем созданы, на какой форме собственности основаны и от чьего имени действуют организации, участвующие в административных правоотношениях, представляется возможным выделить три группы таких организаций:
Изучим особенности административно-правового статуса каждой из названных групп организаций с выделением в их составе отдельных видов организаций с учетом их места и роли в системе административных правоотношений.
|