![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие принципы, виды и направления оказания психологической помощи семьеСтр 1 из 6Следующая ⇒
Основные формы жестокого обращения с ребенком Различают четыре основные формы жестокого обращения сдетьми. Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенкуфизических повреждений, которые могутпривести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психическогоздоровья, или ведут к отставанию в развитии. Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или не осознаваемое вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сексуальныедействия со взрослыми с целью получения последнимиудовлетворения или выгоды. Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральна жестокость) - отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чегонарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза дляздоровья или развития. Общие принципы, виды и направления оказания психологической помощи семье Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки семье и ее отдельным членам в кризисных ситуациях. Можно выделить следующие виды психологической помощи семье. -Информирование -Индивидуальное психологическое консультирование (психотерапия). Психологическое консультирование — процесс, ориентированный на научение и личностный рост клиента, в ходе которого последний узнает больше о себе самом, учится связывать эти знания со своими целями так, чтобы достигнуть более полного и гармоничного бытия-в-мире. -Групповое консультирование (психотерапия) супружеских пар. -Семейное консультирование (психотерапия). В семейном консультировании принимает участие нуклеарная либо расширенная семья. Как правило, этот вид психологической помощи используется в том случае, когда имеющиеся проблемы затрагивают всю систему в целом. -Групповое семейное консультирование (психотерапия 3. предложенная В.В. Юстицкисом, который выделяет семьи: 1. «Недоверчивая семья»: повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам), с которыми семье приходится общаться. 2. «Легкомысленная семья»: отличается беззаботным отношением к будущему 3. «Хитрая семья»: ценит предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей М. И. Буянов выделил следующие стили: • Тревожно мнительное семейное воспитание. • Гиперсоциальное воспитание в семье. • Гипосоциальное воспитание в семье. • Эгоцентричное воспитание в семье. Г.Т. Хоментаускас подчеркивает, что мир семьи разнообразен и многолик. Он дает родителям почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие в детях. Вместе с тем родителям следует помнить, что ребенок сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к самому себе. семье. К факторам, способствующим нарушению реализации воспитательной функции семьи, Н.И. Шевандрин относит: · аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение и др.); · недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; · неполный состав семьи; · конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным проблемам, касающимся жизнедеятельности семьи); Н.В. Клюева выделяет общие критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье: · выраженное удовольствие от общения с близкими людьми; · уверенность ребенка в своих силах и самодостаточность; · умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих; В.В. Бодалев и А.А. Столин разработали классификацию типов неадекватного отношения матери к ребенку, проявляющиеся в неполных семьях: 1) ребенок, «замещающий мужа2) гиперопека и симбиоз. 3) воспитательный контроль, посредством нарочитого лишения любви. 4) воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковывается страхом.
4.Концепция SOS-детской деревни базируется на четырех принципах, сформулированных ее основателем Германом Гмайнером: 4 1. SOS-МАМА. Каждый ребенок обретает маму, которая становится его постоянным спутником в жизни. Она живет вместе с доверенными ей детьми в одном семейном доме, ведет домашнее хозяйство, окружает их заботой и дарит материнскую любовь. 2. SOS-БРАТЬЯ И СЕСТРЫ. В SOS-семье мальчики и девочки разного возраста воспитываются как братья и сестры. Родных братьев и сестер не разлучают, их помещают в одну SOS-семью. 3. SOS-СЕМЕЙНЫЙ ДОМ. Каждая SOS-семья живет в отдельном и уютном семейном доме. Доверительная атмосфера в доме способствует созданию благоприятных условий для формирования семейных отношений. 4. SOS-ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ. Сообщество SOS-детской деревни способствует развитию у детей чувства родства и защищенности. Деревня образует связующее звено с окружающим миром - это сообщество взрослых и детей. На этих же принципах строит свою работу и SOS-организация Республики Беларусь. Герман Гмайнер смог убедить в правильности своей идеи огромное количество SOS-друзей, которые небольшими взносами помогли начать строительство детских деревень в других странах. " Цепная реакция добра" охватила все континенты и сегодня эта идея реализована в 131 стране мира, в том числе и в Республике Беларусь. " Будущее наших детей - это наше будущее", - эти слова принадлежат Герману Гмайнеру, который всегда был на шаг впереди своего времени. 5. Неадекватное поведение отца. Отцовское воспитание всегда специфично: для дочери он выступает эталоном настоящего мужчины; для сына он опять же, являясь эталоном настоящего мужчины, выступает защитником семьи, организатором ее быта, кормильцем, хозяином дома, мастером-умельцем, эрудитом в различных областях, авторитетом. Отсутствие опыта взаимодействия в процессе воспитания ребенка, Правомернее рассматривать воспитание как взаимодействие, т. е. совместную деятельность взрослых и ребенка в процессе достижения разнообразных целей, в результате которого осуществляется развитие личностию При выборе и реализации поощрения и наказания как способов регуляции поведения ребенка необходимо руководствоваться следующими рекомендациями: ■ основным способом поощрения ребенка должна стать похвала, адекватно отражающая успехи и достижения ребенка; ■ материальные способы поощрения — подарки и другие блага — не должны быть привязаны к конкретным поступкам ребенка, а должны выступать как выражение положительного отношения к ребенку; ■ наказание, включающее запрещение действий и лишение благ, как и порицание поступков, должно соответствовать возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка и открывать перед ним альтернативу возможных социально одобряемых действий; Отсутствие у ребенка специальных традиций. В сплочении семьи, в адаптации ребенка важную роль играют традиции, т. е. устойчивые позитивные формы деятельности, обычаи. Роль традиций заключается в формировании произвольных форм поведения, в формировании положительных переживаний. непосредственные детские традиции полезно сберечь: празднование дня рождения в шутливой форме, любимая с детства игрушка-талисман и т. д. 6. Под «семейной тревогой» Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется сомнениями, страхами, опасениями, касающимися прежде всего семьи. Это страхи в отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений, в отношении стычек, конфликтов, возникающих в семье. Тревожность эта обычно не распространяется на внссемейные сферы, а именно производственную деятельность, родственные, межсоседские отношения и т. п. Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение. Чрезмерное нервно-психическое напряжение является одним из основных психотравмирующих переживаний. Большое значение в раскрытии природы этого состояния имеют работы И. П. Павлова. Основываясь на учении о высшей нервной деятельности, он выделил следующие источники перенапряжения: перенапряжение тормозного процесса, подвижности нервных процессов, столкновение противоположных процессов, или сшибка. Состояние вины, связанное с семьей. Чувство вины по отношению к другим членам семьи, к семье в целом также может достигать значительной интенсивности в силу различных взаимоотношений в семье, которые в сочетании с характерологическими особенностями индивида могут стать психотравмируюгдим фактором. Индивид в этом случае чувствует себя (более или менее осознанно) помехой для окружающих, виновником (действительным или мнимым) всех неудач, которые возникают в семье, склонен воспринимать отношение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, несмотря на то, что в действительности оно таким и не является. Таким образом, семейно-обусловленные психотравмирующие переживания выступают в качестве фактора, при посредстве которого нарушение в жизнедеятельности семьи превращается в нервно-психическое или соматическое расстройство индивида.
|