Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и логическая структура нормы права.
Норма права — это общеобязательное, социально-определенное, представительно-обязывающее системное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного. Структура нормы права - совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять: - при каких условиях она должна действовать (гипотеза); - какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция); - какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция). Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если - то - иначе». Гипотеза - указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость; в семейном праве согласие, возраст и другие жизненные обстоятельства являются условиями действия нормы о заключении брака. Виды гипотез: - простые - ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия; - сложные - ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий; - альтернативные - связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме. Диспозиция - содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения: - абсолютно-определенные - исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»); - относительно-определенные - устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки) - бланкетные - отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте. Санкция - называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций: - абсолютно-определенные - содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя; - относительно-определенные - допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках - «от - до» (характерно для норм уголовного права); - альтернативные - содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них; - кумулятивные - допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества. Понятие и признаки государственной власти, ее отличие от иных форм власти.
Власть – это отношения, которые возникают между властвующим и подвластным, в которых властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение и деятельность. Власть предполагает наличие: 1) субъект (государство, население); 2) объект (на кого распространяется власть); 3) отношения по поводу власти; 4) регламентирующие нормы. Виды мотивов власти: страх; привычка к повиновению; убежденность в повиновении; авторитет; доверие; право; воля и т.д. Источники власти – сила, богатство, положение в обществе, наличие знаний. Виды власти: 1) власть вождя; 2) государственная власть; 3) политическая власть; 4) экономическая власть; 5) социальная власть; 6) родительская власть; 7) церковная власть. Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти. 1) публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления; 2) универсальность – распространение на все сферы общественной жизни; 3) верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа; 4) легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства; 5) законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм; 6) легальность – соответствие основного закона государства и действующего законодательства; 7) легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию и т.д.); 8) опора на государственное принуждение; 9) использование системы налогов; 10) деление населения по территориальному признаку. Методы управленческого воздействия государственной власти: 1) метод насилия (принуждения); 2) метод руководства (убеждения). Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Понятие и признаки применения права.
Применение является особой формой реализации права. Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных государственных органов. В ходе реализации права часто возникают такие моменты, когда вышеназванные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами. Возникает необходимость в применении права как особой формы его реализации. Применение права — особая форма воплощения требований юридических норм в отношениях людей, которая является одной из форм государственной деятельности, в ходе которой компетентный орган организует и контролирует соблюдение юридических норм. Физические и юридические лица обычно самостоятельно реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. Применение права необходимо в ряде случаев: - отношения в сфере государственного управления, когда предусмотренные юридические субъективные права и обязанности непосредственно не вытекают из закона, не могут возникнуть и реализоваться без государственно-властной деятельности, и требуется издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом, приказ ректора о зачислении в вуз, директора — на работу и т.п.); - отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков); - отношения при разрешении споров о праве, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями (например, при судебных спорах, при наличии препятствий осуществления права собственности); - отношения по привлечению к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания, когда совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру наказания нарушителю (приговор суда, дисциплинарное взыскание, гауптвахта и др.) или когда юридические обязанности не исполняются добровольно (например, не выполняется договор поставки); - иные общественные отношения, когда сами граждане в силу специфики юридического действия не полномочны самостоятельно осуществлять его (решение о награждении отличившихся граждан). Признаки применения норм права: 1. Осуществление применения права только определенными компетентными органами (должностными лицами). Отдельные граждане и большинство негосударственных организаций, не являются должностными лицами и специальных полномочий не имеют. Поэтому применять юридические нормы они не вправе. Применять требования правовых норм в необходимых случаях обязаны, например, суды различных уровней в рамках своих полномочий, прокурор, администрация предприятий и т.д. 2. Государственно-властный характер велений правоприменительных органов позволяет обеспечить возможность реального принуждения правонарушителя к соблюдению юридических норм. Такова деятельность прокурора по осуществлению надзора за точным и неуклонным соблюдением законов. 3. Индивидуальный характер - отражение сущности правоприменительной деятельности в индивидуальном акте применения права. Эти акты относятся к определенным жизненным обстоятельствам и конкретным субъектам права. Они рассчитаны на одноразовое применение и прекращают свое действие после реализации конкретных прав и обязанностей. Принятие индивидуального правового решения, установление конкретных субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности в случае их нарушения (например, приказа о назначении на должность, приговора суда). 4. Соблюдение процессуальной формы - осуществление применения норм права в строго установленном законом порядке. Особое значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.
|