Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конспект урока
Выполнил: Липчанский Андрей, ФЛ-РЛБ-33
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. 5 класс.
Тема урока: «Согласные звонкие и глухие».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Обучающие: систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков; дать понятие твёрдости-мягкости, звонкости-глухости; формировать умение различать их; составление транскрипции слов; расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.
Развивающие: создать условия для усвоения темы, развития готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развития мыслительных операций школьников; развивать навыки самоконтроля.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка; расширять кругозор обучающихся; воспитывать эстетический вкус.
Методы: слово учителя, метод фронтального опроса, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник, тетради, доска, слово учителя
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| 1.Организационный момент. Формирование мотивации к учебной деятельности.
| Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей. Приветственное слово учителя. На доске записан эпиграф:
Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед.
(К. Паустовский.)
| Приветствие учащихся
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: планирование
Личностные: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация
| 2. Актуализация знаний
| Учитель задает вопросы, повторяя изученное и постепенно подводя к формулированию темы урока.
Ребята, давайте вспомним. Как называется раздел науки, изучающий звуки речи?
А на какие группы делятся звуки речи?
А что мы с вами помним о согласных звуках?
Правильно. А теперь давайте обратим внимание на доску, прочтем эпиграф. Как вы понимаете слова Константина Паустовского?
Именно. Помимо мягкости и твердости, которую мы с вами уже изучили, согласные обладают таким признаком, как глухость и звонкость. Вот о них мы сегодня и поговорим. Запишите тему урока: «Согласные глухие и звонкие»
|
Раздел науки, изучающий звуки речи, называется фонетика.
Гласные и согласные.
Согласные звуки образованы из шума, они бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие.
Буквы, из которых состоят слова, звучат по-разному, поэтому разные слова могут быть похожи на журчание, на шелест, звон и так далее.
«Согласные глухие и звонкие».
| Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
| 3. Постановка учебной задачи.
| Ребята, послушайте сказку.
Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.
- Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?
- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается?
На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.
Может, звук З простудился и голос теряет?
- А вы на что жалуетесь? - обратился Алфавит к букве ЭС.
Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:
- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!
Улыбнулся Алфавит:
- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.
Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?
|
Различать глухие и звонкие согласные. Выделять парные согласные.
| Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: с амостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
| 4. Объяснение нового материала. Освоение новых понятий и способов действий.
| Итак, глухие согласные звуки состоят целиком из шума. Давайте произнесем: шифер, шхуна, плот.
Это звуки [п], [п`], [ф], [ф`], [к], [к`], [т], [т`], [ш], [с], [с`].
В образовании звонких звуков участвует так же и голос: они состоят из шума и голоса. Это звуки:
[б], [б`], [в], [в`], [г], [г`], [д], [д`], [ж], [з], [з`].
_________________________________________
[п], [п`], [ф], [ф`], [к], [к`], [т], [т`], [ш], [с], [с`]
[б], [б`], [в], [в`], [г], [г`], [д], [д`], [ж], [з], [з`].
Поэтому эти согласные называют парными.
Те звуки, в образовании которых голос преобладает над шумом, называются сонорными. Это звуки:
[л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`], [й]. Они бывают только звонкими.
Помимо сонорных, пары не имеют так же звуки
[х], [х`], [ц], [ч`], [щ`]. Они бывают только глухими.
Теперь давайте откроем учебник на странице 130 и посмотрим на рисунок вверху страницы. Назовите предметы. В каких из этих слов присутствуют парные глухие звуки, а в каких парные звонкие?
Есть ли среди этих звуков парные?
А какие из этих звуков не имеют пары вовсе?
|
Роза – звонкий [з]
Шкаф – глухой [ф]
Компьютер – глухие [к], [п`], [т].
Парных звуков нет.
Не имеют пары [м], [р].
| Предметные: научиться различать глухие и звонкие согласные звуки
Коммуникативные: Умение задавать уточняющие вопросы. Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: осуществлять рефлексию способов и условий действия;
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Познавательные: с труктурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации;
| 5. Первичное закрепление знаний
| Давайте выполним упражнение 284 на странице 130. Прочитайте пару слов сначала правильно, а затем заменив согласный парным. Давайте запишем эти слова в два столбика, парные слова друг на против друга.
Вызывает к доске 2 человека. Один записывает готовые слова, другой – новые. Каждое новое слово называет новый обучающийся.
Теперь давайте посмотрим, получившиеся в правом столбике слова отличаются от левых только звуками? Или смысл слов тоже изменился?
А теперь составьте предложение с двумя любыми из этих слов. А затем поменяйте согласные на парные.
Есть ли какой-то смысл в получившемся послезамены предложении?
К чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?
| Балка – палка
Почка – дочка
Горка – корка
Злой – слой
Шалость – жалость
Колос – голос
Жар – шар
Доска – тоска
Точка – дочка
Слить – злить.
Слова в правом столбике отличаются не только звучанием, но и значением.
Дочка нарисовала на доске дом. Точка нарисовала на тоске том.
Искажается смысл слов и фразы
| Предметные: закрепить знания, позволяющие различать глухие и звонкие согласные звуки, правильно использовать их в письменной и устной речи
Коммуникативные: Умение задавать уточняющие вопросы. Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: осуществлять рефлексию способов и условий действия;
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Познавательные: с труктурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации;
| 7. Закрепление нового материала. Формулирование и применение новых способов действия.
| Записываем под диктовку (у доски и в тетрадях)
Ло..ь всегда опередит
Истину немно..ко,
Но не бойтесь: победит
Правда-босоно..ка.
У хорошей ска..ки хорошая развя..ка.
У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки.
Подчеркните парные согласные. Объясните их правописание там, где это возможно.
| Ложь всегда опередит
Истину немножко,
Но не бойтесь: победит
Правда-босоножка.
У хорошей сказки хорошая развязка.
У Маришки и Серёжки есть коврижки и лепёшки.
Имеют проверочные слова: ложь – лживый, немножко – немножечко, сказка – сказывать, развязка – развязывать.
| Предметные: закрепить знания, позволяющие различать глухие и звонкие согласные звуки, правильно использовать их в письменной и устной речи
Коммуникативные: Умение задавать уточняющие вопросы. Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: осуществлять рефлексию способов и условий действия;
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Познавательные: с труктурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации;
| 8. Контроль знаний, умений и навыков.
| Запишем слова в три столбика. В первый – те, в которых есть только глухие звуки. Во второй – те, в которых есть только звонкие звуки. В третий – те, в которых есть и те звуки, и те.
Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, корыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики, куёт.
| Петушок, катушка, пятка, копыто, сосиска, куёт.
Голова, борода, грива, домовой, огороды.
Гребешок, травинка, бровинка, кадушка, лягушка, корыто, ириска, колокольчики.
| Предметные: закрепить знания, позволяющие различать глухие и звонкие согласные звуки, правильно использовать их в письменной и устной речи
Коммуникативные: Умение задавать уточняющие вопросы. Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: осуществлять рефлексию способов и условий действия;
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Познавательные: с труктурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации;
| 9.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
| Запишите задание на дом. Упражнение 286 на странице 131. Разделите слова на группы, как в предыдущем названии, и проставьте цифры над ними.
| Записывают в дневник домашнее задание.
|
| 10. Подведение итогов урока.
| Итак, ребята, давайте с вами выясним, что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
| Мы узнали, что согласные делятся на глухие и звонкие и почему это происходит. Они образуют пары, в каждой паре – один звонкий и один глухой согласный. Так же есть согласные, не имеющие пары. Они всегда звонкие иди всегда глухие. Научились определять, какие согласные являются звонкими, какие глухими.
| Познавательные: анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: внутренняя оценка деятельности учащихся;
Регулятивные: самооценка на основе критерия успешности; самоопределение.
|
<== предыдущая лекция |
| |
следующая лекция ==> |
| | | |
| Поделиться с друзьями:
|
|