Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Элементы метода бухгалтерского учета. 1. Приемы первичного наблюдения объектов бухгалтерского учета – документирование и инвентаризация
1. Приемы первичного наблюдения объектов бухгалтерского учета – документирование и инвентаризация. Первичное наблюдение представляет собой информационное обеспечение бухгалтерского учета. 2. Стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета. Приемы – оценка и калькулирование. 3. Взаимосвязанное отражение, группировка информации об отдельных объектах бухгалтерского учета. Приемы – счета и двойная запись. 4. Полное (комплексное) обобщение и соизмерение информации об объектах бухгалтерского учета. Приемы – баланс и отчетность предприятия. Документирование и инвентаризация Документирование. Характерная особенность бухгалтерского учета состоит в том, что он основан на сплошном документировании информации об объектах бухгалтерского учета. Это требование закреплено действующим национальным законодательством, в первую очередь Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Документирование – совокупность процедур первичного отражения (регистрации) хозяйственных фактов в специальных документах (от лат. dokumentum – свидетельство) учета, являющихся основанием для бухгалтерских записей. Результатом процедур документирования является совокупность первичных и сводных документов – бухгалтерская документация. Документирование осуществляется в соответствии с юридическими нормами, чтобы документы были доказательными в правовом отношении. Бухгалтерия обязана своевременно проверять первичные документы и контролировать содержащуюся в них информацию. Первичный документ (для бухгалтерского учета) – это письменное свидетельство о совершении определенного хозяйственного факта (операции), имеющего юридическую силу и не требующего дальнейших пояснений и детализации. Первичный документ содержит информацию, сведения, данные, зафиксированные на материальном носителе (бумаге, фотопленке, магнитном диске), которые имеют официальный характер и адресованы соответствующему должностному лицу. Документация обеспечивает сплошное, непрерывное отражение в специальных носителях информации всех хозяйственных операций с целью получения о них данных, необходимых для ведения текущего бухгалтерского учета и контроля. Инвентаризация (в бухгалтерском понимании этого термина) относится к наиболее эффективным способам контроля над соответствием данных бухгалтерского учета действительному положению дел. Она заключается в периодической проверке наличия имущества и фактического состояния расчетов предприятия, т.е. уровня и достоверности учета. Инвентаризация обеспечивает контроль над достоверностью данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предприятия. Это основной прием, при помощи которого реализуется контрольная функция бухгалтерского учета. Инвентаризации подлежат: основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, продукция в незавершенном производстве, незавершенное строительство, товары в торговых организациях и другие объекты хозяйственной деятельности, т.е. все имущество предприятия независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. В ходе инвентаризации, как правило, выявляются отклонения от данных бухгалтерского учета имущества и обязательств, проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние (сохранность) и оценка, а также состояние складского и весоизмерительного хозяйства. Оценка и калькулирование Оценка и калькулирование – приемы стоимостного измерения. Бухгалтерский учет должен дать ответ на вопрос: каково имущественное состояние того или иного хозяйствующего субъекта? Оценка, сведения о запасах отдельных видов имущественных средств могут быть представлены в различных единицах измерения: штуках, метрах, кубометрах, килограммах, тоннах и т.д. Однако чтобы получить полное представление об имущественном состоянии хозяйствующего субъекта, необходима оценка хозяйственных средств и обязательств в денежном выражении, иными словами, определение их стоимости. Оценка – это выражение в денежном измерении имущества организации и источников его формирования. В основе оценки имущества предприятия лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении. Так, оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; полученного безвозмездно – по рыночной стоимости на дату принятия к учету; произведенного в самой организации (продукция) – по стоимости его изготовления. Существуют также такие виды оценки хозяйственных средств, как первоначальная (инвентарная) стоимость, остаточная стоимость, балансовая стоимость, рыночная стоимость, восстановительная стоимость, ликвидационная стоимость, фактическая себестоимость, средняя себестоимость, ФИФО и др. Первоначальная стоимость определяется на дату принятия объекта к учету (постановки на баланс). Инвентарная стоимость – совокупность затрат, связанных с возведением (новым строительством) и приобретением основных средств и нематериальных активов, созданием отдельных объектов нематериальных активов, реконструкцией и модернизацией объектов основных средств, доведением до состояния, пригодного к эксплуатации безвозмездно полученных долгосрочных активов, Восстановительная стоимость образуется при переоценке объектов основных средств (доведении стоимости объектов до рыночных цен), в этом случае она становится первоначальной. Восстановительная стоимость равна сумме денежных средств, которую необходимо выплатить в настоящее время за аналогичные объекты. Право на переоценку имеют коммерческие организации, но она может проводиться не чаще одного раза в год (как правило – на начало отчетного года). Оценка имущества, стоимость которого погашается путем начисления амортизации в течение срока его полезного использования, определяется вычитанием из первоначальной (или восстановительной) стоимости суммы накопленной амортизации, т.е. по остаточной стоимости. К амортизируемому имуществу относятся основные средства, нематериальные активы, составляющие средства труда. Полная балансовая стоимость – стоимость материалов, незавершенного производства и других активов, отраженная в балансе предприятия по фактической себестоимости заготовления или производства. Ликвидационная стоимость– возможная стоимость реализации объектов основных средств или их остатков по истечении срока эксплуатации. Оценка имущества предприятия оказывает непосредственное влияние на качество всей системы бухгалтерского учета. В хозяйственной практике оценка объектов бухгалтерского учета должна быть единой, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Главный вид оценки имущества – по фактической себестоимости заготовления и приобретения материальных запасов, строительства и приобретения долгосрочных и других активов, производства продуктов труда. Например, себестоимость готовой продукции представляет собой совокупность затратна используемые в процессе производства основные средства, нематериальные активы, материалы, топливо, энергию, трудовые ресурсы, другие хозяйственные ресурсы. Фактическая себестоимость определяется путем калькулирования. Калькулирование (от лат. calculatio – счет) – исчисление себестоимости единицы продукции или выполненных работ (услуг) в денежном выражении, иными словами, это расчет себестоимости продукции. Продукт калькулирования себестоимости выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг по отдельным составляющим статьям затрат) называется калькуляцией. Правильно составленная калькуляция дает возможность реально оценить все возможные затраты на различные виды продукции. Группировка затрат по статьям калькуляции позволяет выделить затраты, непосредственно связанные с производственным процессом, затраты, относящиеся к обслуживанию производства и управлению материалы, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, потери от брака в производстве, общехозяйственные расходы и другие статьи). Калькуляция содержит свод затрат на производство и продажу продукта труда в денежной оценке. Для обеспечения всех требований системы бухгалтерского учета каждому виду хозяйственных средств (активу) и каждому виду источников (пассиву) присваивается индивидуальный бухгалтерский счет. При этомих названия, как правило, совпадают с названиями видов активов и пассивов. Являясь элементом метода бухгалтерского учета, бухгалтерские счета предназначены для упорядочения учетной информации, группировки всех объектов учета и хозяйственных фактов по однородным экономическим признакам. Двойная запись Двойственность хозяйственных средств предопределяет двойную запись в бухгалтерских счетах. Каждая хозяйственная операция, исходя изее экономического содержания, затрагивает два объекта учета. Это означает, что каждая хозяйственная операция одновременно учитывается в дебете одного и кредите другого счета в одной и той же сумме. Таким образом, на счетах накапливаются сведения о задокументированных и принятых к учету хозяйственных фактах, следствием которых стали изменения состава и стоимости активов и пассивов предприятия. Бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчетность Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки в денежной оценке хозяйственных средств поих составу и источникам образования на определенную дату, как правило, на первое число месяца. Таким образом, бухгалтерский баланс дает представление об имущественном положении и финансовом состоянии дел фирмы на определенную дату. Сам термин «баланс» (лат. bis – дважды, lanz – чаша, буквально – двоечашие) означает равновесие показателей стоимости активов с пассивами на заданную дату. В балансе предприятия показатели (статьи) классифицируются и группируются по каждому активу и пассиву. Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности организации находит отражение и в другой бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность – единая комплексная система показателей имущественного и финансовой положения предприятия, результатов его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета. В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных законодательством, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним: отчета об изменениях капитала; отчета о движении денежных средств; отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Бухгалтерский баланс и отчетность выступают как способ итогового обобщения текущей учетной информации. Бухгалтерская отчетность является основным источником финансового анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Вопросы и задания к теме 2 1. Что понимается под предметом (объектом) бухгалтерского учета? 2. Что представляет собой оценка? 3. Какие виды оценок используются в бухгалтерском учете? 4. Что понимается под методом бухгалтерского учета? 5. Какие специфические элементы включает метод бухгалтерского учета? 6. Назовите измерители, применяемые в бухгалтерском учете? 7. Какие общие элементы включает метод бухгалтерского учета?
Тема 3. Основные понятия бухгалтерского учета
Данная тема содержит следующие вопросы: 3.1 Активы 3.2 Обязательства 3.3 Капитал. Принципы составления отчета об изменениях капитала 3.4 Доходы и расходы. Финансовые результаты. Принципы составления отчета о прибылях и убытках на основе классификации доходов и расходов
Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, в соответствии с ее экономическим содержанием, объединяется в общие категории, называемые элементами отчетности. Существуют 5 элементов отчетности: 1) активы; 2) обязательства; 3) капитал; 4) доходы; 5) расходы. К элементам, отражающим характеристику финансового положения, относятся активы, обязательства и капитал. К элементам, характеризующим результаты хозяйственной деятельности, относятся доходы и расходы.
Активы
В соответствии с МСФО, активы – это ресурсы, контролируемые организацией, использование которых в будущем вызовет приток экономической выгоды. Будущая экономическая выгода в активе – это потенциал, вкладываемый прямо или косвенно в приток денежных средств или их эквивалентов. Будущие экономические выгоды от использования активов могут возникать в тех случаях, когда: - актив используется обособленно или в сочетании с другим активом для производства товаров и услуг, которые предназначены к реализации; - актив обменивается на другие активы; - актив используется для погашения обязательств; - актив распределен между владельцами (собственниками) организации. Физическая форма не является необходимым признаком актива. Предприятия обычно получают активы, покупая или производя их. Сделки или другие события, ожидаемые в будущем, сами по себе не приводят к появлению активов. Например, намерение купить товарные запасы не соответствует определению актива. Между затратами, оформленными как издержки, и созданием активов существует тесная связь, но эти процессы не всегда совпадают во времени. Так, если организация несет затраты, это может быть свидетельством того, что происходит поиск будущих вероятных экономических выгод. Однако это еще не значит, что актив, соответствующий определению, будет получен. Отсутствие же затрат не мешает объекту отвечать определению актива, таким образом, он становится кандидатом на признание его в балансе. Например, объекты, которые переданы организации безвозмездно, могут соответствовать определению актива. Такая важная категория, как активы, в настоящее время в действующем российском законодательстве по бухгалтерскому учету не определена. Это приводит к тому, что в российской учетной практике в отличие от МСФО актив может быть признан в балансе, когда были понесены затраты, исключающие вероятность притока экономических выгод в компанию за пределами отчетного периода. Это относится, например, к статье «Незавершенное производство» российского баланса, куда попадают работы, выполняемые для внутреннего потребления. Классификация активов в российском бухгалтерском учете приведена на рис. 3.1.
Рисунок 3.1. Классификация активов
Нематериальные активы – объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности), отвечающие следующим условиям: - исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; - исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; - имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; - исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; - исключительное право патентообладателя на селекционные достижения. В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации). Основные средства – это активы организации, удовлетворяющие следующим условиям: - использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; - использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; - организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; - способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Незавершенное строительство представляет собой сумму затрат организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов. Доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму (далее – материальные ценности), предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. Финансовые вложения представляют собой инвестиции организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы на срок более 12 месяцев. В составе запасов и затрат выделяют следующие группы: 1) Сырье, материалы и другие аналогичные ценности – сюда относится сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности; 2) Животные на выращивании и откорме; 3) Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения); 4) Готовая продукция и товары для перепродажи – сюда включаются стоимость продукции, прошедшей все стадии (фазы, переделы), предусмотренные технологическим процессом, изделий, укомплектованных, прошедших испытания и техническую приемку, а также стоимость товаров, предназначенных для последующей перепродажи; 5) Товары отгруженные – сюда включается стоимость отгруженной продукции (товаров) в случае, если в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету еще не исполнены условия признания выручки от продажи товаров (продукции); 6) Расходы будущих периодов – затраты организации, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к ряду последующих смежных отчетный периодов; 7) Прочие запасы и затраты. Дебиторская задолженность представляет собой суммы средств, подлежащих уплате в пользу организации ее работниками и третьими лицами. В зависимости от срока погашения дебиторская задолженность подразделяется на долгосрочную и краткосрочную. В зависимости от источников образования дебиторская задолженность подразделяется на следующие группы: 1) Задолженность покупателей и заказчиков; 2) Задолженность по векселям полученным; 3) Задолженность дочерних и зависимых обществ; 4) Задолженность по авансам выданным; 5) Задолженность учредителей и участников по взносам в уставный (складочный) капитал; 6) Прочая дебиторская задолженность. В группу денежных средств включаются суммы средств, выраженных в рублях или иностранной валюте, находящиеся в кассе организации, на ее расчетных, валютных и прочих счетах в банке.
|