Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство публичной речи. Навыки презентации.






ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ РИТОРИКИ

  1. Искусство публичной речи. Навыки презентации.
  2. Способы убеждающего воздействия.

ИСКУССТВО ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ. НАВЫКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

 

Риторика в переводе с греческого – теория красноречия. Деловая риторика – прикладное направление общей риторики, ориентированная на обеспечение руководителей и специалистов правилами обращения со словом.

Красноречие – важнейший признак профессиональной пригодности современного делового человека. Чтобы освоить это сложное искусство нужно знать основные принципы речевого воздействия, средства выразительности речи, уметь грамотно выстраивать структуру своего выступления, анализировать свои цели, особенности аудитории и др. И, конечно же, нужен опыт, позволяющий отточить это мастерство.

В деловой риторике используют следующие принципы речевого воздействия:

· доступность,

· ассоциативность (вызов сопереживаний и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушателей),

· сенсорность (широкое использование цвета, света, звуков, рисунков и т.п.),

· экспрессивность (эмоциональная напряжённость речи, выразительность мимики, жестов, позы и т.п.)

· интенсивность (темп подачи информации, степень подвижности выступающего).

При подготовке к выступлению надо помнить, что оно – это шанс заявить о себе, обратить на себя внимание, от успешности выступления во многом зависит Ваш авторитет, ролевой статус в организации, возможность дальнейшего роста.

Средства выразительности деловой речи:

1) Варьирование тональности выступления. Доклад не должен быть монотонным;

2) Выделение главных мыслей с помощью коротких пауз, изменения темпа речи, высоты голоса и т.п. основные мысли лучше воспринимаются при произношении в относительно медленным темпе, твердым и громким голосом, а вспомогательные суждения – в чуть ускоренном.

3) Стилистические формы:

а) постановка в ходе выступления риторических вопросов, т.е. вопросов заранее предполагающих определенный ответ (в основном, да или нет);

б) использование формы диалога, что повышает роль слушателей, поднимает их заинтересованность в выступлении оратора.

в) призыв к действию;

г) включение образных сравнений, поговорок, метафор и т.п.

д) использование примеров (могут быть прямыми, т.е. связанными с темой выступления, и косвенные – примеры-сравнения из литературных произведений, фильмов и т.п.

е) применение повторений, для усиления эффекта главных идей выступления;

ж) демонстрация заинтересованности и убежденности, т.к. общее настроение выступающего зачастую передается аудитории.

 

Публичная речь, устное выступление перед аудиторией является неотъемлемой частью деловых коммуникаций. Необходимость выступить публично, провести презентацию зачастую вызывает внутреннюю панику у многих людей – от студентов до опытных управленцев. Подобный страх перед обращением к аудитории приводит к тому, что вся презентация сводится к монотонному зачитыванию по бумажке заранее подготовленного текста. В данном материале сделана попытка помочь улучшить качество выступлений на публике, в ней даны рекомендации по подготовке и проведению презентаций.

Важнейшей особенностью данного вида коммуникаций является ваше физическое присутствие; отправитель сообщения и его получатель находятся рядом. В такой ситуации выступающий перед аудиторией чувствует себя достаточно уязвимым, но в действительности его положение само по себе дает значительную власть. В случае, если бы ваш доклад распространялся только в письменном виде, его получатели могли бы:

- с легкостью начинать и прерывать процесс коммуникации, когда им заблагорассудится;

- перечитать по необходимости то, что не было понято с первого раза;

- перескакивать от начала к концу или просмотреть сообщение в заданном порядке.

Являясь же членом аудитории, каждый слушатель испытывает своеобразное " давление группы", подчиняясь ходу заданного вами процесса, и по крайней мере будет пытаться выслушать до конца. Конечно, этого давления недостаточно, и вам необходимо завоевать, а затем поддерживать интерес аудитории на протяжении всего выступления.

Наиболее общих составляющих успешной презентации всего две – это подготовка материала для выступления и подготовка себя.

 

Для успешного выступления при его подготовке необходимо ответить на несколько базисных вопросов, а именно:

- Какова цель моего выступления?

- Кто мои слушатели – аудитория?

- Что представляет собой основное содержание выступления?

- Каков организационный контекст выступления?

- Какие методы привлечения внимания аудитории будут использоваться?

Выделяются общая и конкретная цель презентации/публичной речи.

Общая цель определяется видом реакции, которую выступающий хочет вызвать у аудитории. В качестве общих целей можно выделить следующие: информировать аудиторию о чем-либо, воодушевить ее, убедить, призвать к действию.

В зависимости от выбранной цели, презентацию будут отличать некоторые особенности:

Так, информационная речь/презентация должна:

· не содержать ничего спорного;

· вызывать любопытство аудитории;

· удовлетворять запросы слушателя;

· быть актуальной для аудитории.

В отличие от информационных, воодушевляющие речи/презентации более эмоциональны и содержат прямой призыв к чувствам. Как и информационные, они в значительной мере развиты на основе примеров и фактических данных, однако материал должен быть подобран так, чтобы вызывать не только любознательность, но и обострять в сознании значение традиций, личности, правил поведения, веры и т.д.

Смысл убеждающей речи/презентации – логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Такая речь не представляет собой непосредственного призыва к действию, но стремиться определить образ мышления и поведения. Предмет речи – вопросы факта (что является правдой, что нет) и вопросы поведения (как надо поступать и как нет). Для проведения эффективной убеждающей презентации есть несколько принципов:

· выбирайте действительно спорный вопрос;

· выбирайте содержательную для слушателей тему;

· выбирайте разрешимый вопрос.

Подробнее познакомиться с искусством убеждения Вы сможете в приведённом после этого параграфа материале «Способы убеждающего воздействия».

Призывающая к действию речь/презентация направлена на призыв аудитории либо к осуществлению какого-либо нового действия либо к прекращению старого. Имеются в виду действия совершенно определенных, присутствующих на презентации слушателей.

Принципы эффективной призывающей к действию речи:

· необходимо, чтобы тема вызывала значительный интерес у аудитории, была для нее актуальна;

· подумайте, не слишком ли инертна аудитория как таковая, способны ли слушатели к действию;

· препятствием может стать наличие среди слушателей сильной оппозиции, не разделяющей вашу точку зрения.

 

Конкретная цель публичной речи зависит от ее содержания. Если общая цель определяет, какой реакции вы хотите добиться, то конкретная цель показывает, что слушатель должен узнать, почувствовать и сделать.

Что касается содержания, здесь, безусловно, неограниченное количество вариантов, поэтому ограничимся несколькими общими рекомендациями.

· необходимо хорошее знание предмета;

· следует продумать логическое структурирование содержания;

· подберите соответствующие содержанию примеры, ссылки на авторитеты и т.д.

Если презентация должна сопровождаться письменным докладом, нужно позаботиться о том, чтобы письменный и устный вариант не повторяли, а дополняли друг друга. Заранее решите, будет ли письменный доклад распространяться до или после презентации и соответственно постройте проведение мероприятия. Если ваш доклад аудитория уже читала, презентация дает возможности для обсуждения и сосредоточения на наиболее заинтересовавших слушателей вопросах. Если же письменный доклад будет распространяться после презентации, ее лучше использовать как введение аудитории в курс дела, тогда письменный вариант будет обеспечивать детальную поддержку сказанному.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал