Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. О погоде






Мотивы, обуславливающие участие человека в деятельности той или иной неформальной группы, достаточно хорошо изучены. Это:

- потребность в общении (т.н. коммуникативная) в самых широких пределах - от попытки убить время за приятным разгово­ром до надежды обрести духовно созвучного спутника жизни или, в крайнем случае, просто надежного друга;

- желание чему-либо научиться;

- информационная потребность, в частности, в сфере основного клубного интереса (диапазон может быть самым широ­ким - от сплетен до культурных ценностей; в этом случае пот-

ребность, видимо, должна называться как-то иначе);

- жажда реализации своих способностей, будь то организа­торский талант или талант поэта, музыканта, художника, иссле­дователя, изобретателя, педагога;

- потребность в приличествующем, на взгляд индивида, со­циальном статусе, которого он почему-либо лишен в иных сферах;

- стремление принести максимум пользы обществу, в част­ности, пытаясь воздействовать на него с преобразовательной целью.

(Мы видим, что функции клуба, связанные с удовлетворением практически всех этих, да и иных мыслимых запросов, носят ком­пенсаторный характер; причем, вряд ли какое другое социальное изобретение человека является столь же универсальным и в то же время эффективным. Дело же, как мы понимаем, в том, что клуб рукотворен, то есть, едва ли не каждый его член может за­явить: " Что хочу, то и компенсирую! ")

Бросается в глаза, что все вышеупомянутые мотивы лежат в области желанного и приятного, труд по удовлетворению соот­ветствующих потребностей отнюдь не является неподневольным, и система взаимоотношений в таких группах, в идеале, должна иск­лючать возможность ущемления свободы личности. Короче, член клуба справедливо жаждет максимального душевного комфорта, оп­ределяемого морально-психологическим климатом группы.

К сожалению, не так много клубов могут похвастаться теп­лой, дружественной обстановкой. Причина тому носит объективный характер: попытка реализации сразу всех ожиданий членов клуба приводит к конфликтам. Забегая вперед, скажем, что лучше всего себя чувствуют те клубы, которые сознательно ограничили свои притязания сферой, где возможно относительно бесконфликтное претворение в жизнь желаний своих членов.

Поясним теперь, как возникают конфликты. Как правило, инициатор создания клуба действует по принципу: " Все, кто лю­бит то же, что и я, - идите сюда! " - имея в виду предмет инте­реса, но никак не нравственные принципы, ценностные ориентиры, привычки и другие аналогичные источники будущих проблем. Дела­ются даже объявления о наборе в клуб(!) в средствах массовой информации. Так закладывается мина замедленного действия.

Наконец, в любом клубе найдется не много желающих поссо­риться с сотоварищем, осложнить себе жизнь в неподходящей для этого сфере. Во многих клубах не принято делать друг другу критические замечания, особенно в области морали. И уж совсем непросто найти человека, который в случае необходимости смог бы заявить другому, что тот должен покинуть данное приличное общество по той или иной причине. Во всяком случае, традиции, а также связанные с ними навыки, существовавшие, как говорят знающие люди, в дворянской среде, да и вообще среди старой ин­теллигенции, нами безнадежно утеряны. Хочется, чтобы каждый каждому был приятен во внешних проявлениях.

Такого рода " терпимость" детерминирует клуб как собрание случайных людей. В то же время, человек, тратящий годы своей жизни на не всегда любимую официальную работу, простаивающий месяцы в очередях, убивающий время на транспорт - вправе рассчитывать на то, что его клубный к.п.д. окажется достаточно высоким, а душевное самочувствие будет вполне удовлетворитель­ным. От случайного же состава ожидать чего-либо хорошего до­вольно проблематично.

Ясно, что отбор членов клуба, отсев претендентов бывает совершенно необходим по многим обстоятельствам.

Во-первых, сфера деятельности диктует условия физиологи­ческой совместимости. Так, желательно, чтобы член клуба дель­тапланеристов имел здоровый вестибулярный аппарат. Число неле­тающих членов не может быть неограниченным; неприкаянность многочисленного балласта " давит на психику" активной части группы.

Во-вторых, специфические особенности многих клубов, а также неформальный характер взаимоотношений выставляют требо­вания и в области психологической и психофизиологической сов­местимости.

Вот два примера.

В престижном клубе общения, скажем, любителей театра, ба­зирующемся на маленьком уютном кафе (во время заседания на улице - толпа желающих попасть) в числе прочих членов есть один, в общем-то, неплохой человек, но некоммуникабельный (стесняется своего заикания), угрюмый на вид, и т.д. Именно в общении - главной форме деятельности клуба - толку от него ма­ло. Многие жалеют его, даже любят, но в глубине души хотели бы, чтобы во время мероприятия на его месте оказался бы кто-нибудь более общительный, обаятельный.

Во втором случае членом клуба оказывается человек, у ко­торого в свое время был серьезный личный конфликт с другим членом, и конфликт этот отнюдь не изжит. Группа не хочет те­рять ни одного из них, да и каждый из них самих не хочет ухо­дить из клуба. Уж во всяком случае, не понимает, почему должен уйти именно он. В результате в клубе появляется резко антаго­нистическая пара, взаимоотношения которой сильно влияют на весь клубный микроклимат. В случае, когда оба, составляющие эту пару, по своему статусу близки к лидерскому, клубу грозит катастрофа.

Конфликт возможен и в случае больших различий в инте­ресах, квалификации, уровне интеллекта и т.п.

Наконец, в-третьих, объективно необходимы требования по идеологической совместимости членов клуба. Иначе неизбежны конфликты в таких, например, случаях, как при появлении в клу­бе очень талантливого (энергичного, умного, влиятельного в официальных кругах), но непорядочного человека, так что встает вопрос, избавиться ли от него, или терпеть ради успеха дела. Кроме того, как показывает " клубная генетика", ценностные ори­ентации клуба (а они тесно связаны с идеологией) сильно влияют на цели, планы, формы работы клуба, так что в случае идеологи­ческой несовместимости членов группы каждому из них приходится либо тратить много времени на пережидание периода, когда она занята не тем, чего бы ему хотелось, либо занимается этим в компромиссном, полунакальном, а потому неэффективном режиме (скажем, часть людей и оборудования задействованы в реализации иных, " чужих" задач. Нисколько не лучше, когда ради сохранения консенсуса приходится делать вообще неинтересную, а то и неп­риятную работу.

Во всех этих случаях налицо анемичность клуба, недоста­точность реализации ожиданий его членов.

Каков же выход? Он один: соблюдать условия совместимости членов группы по всем важнейшим параметрам. Да, отказывать в приеме, а иногда и исключать. Кажущаяся бесчеловечность этого принципа оборачивается великим благом для остающихся, для ко­торых иначе жизнь в нем становится еще одним мучением, так же и, как ни странно, для того, кто продолжает пребывать в группе в статусе отверженного.

Надо сказать, что многими практиками наработаны методы " скрытого отказа" - с помощью специальной рекламы (или анти­рекламы), таблички на двери, обстановки внутри клуба, манеры ведения клубного общения. Если удариться в мистику, можно ска­зать, что сильный клуб создает вокруг себя некое " поле", пре­пятствующее появлению в клубе психологического чужака.

У того может быть своя перспектива - альтернативные клубы с аналогичной сферой основного интереса. Практика показала, что во всех отношениях " выгоднее" дружной, сплоченной, эффек­тивной группе вкладывать ресурсы в создание альтернативных клубов и помощь им, нежели тратить время и нервы на преодоле­ние внутренних конфликтов.

Возникает вопрос - а хватит в среднем по величине городе людей на несколько альтернативных объединений?

Здесь целесообразно рассмотреть вопрос о численности и структуре клуба. Если мы исходим из того, что это должна быть группа (не будем пока говорить, большая или малая), нацеленная на выполнение достаточно сложных задач и имеющая развитые меж­личностные связи и теплый внутренний климат, следовательно:

- она должна иметь достаточно людей, чтобы выполнять свои задачи;

- она должна быть не слишком велика, чтобы не терять внутреннюю контактность, иначе она перерождается (вырожда­ется?) в производственную единицу, наподобие фабрики или фи­лармонии, где дело делается, а взаимоотношения - " так себе".

Итак, клуб - это сколько? Это кто, наконец? Если взять " нормальный" большой (человек 30) коллектив и посмотреть, " кто есть кто" в нем, то можно, во-первых, выделить лидера или не­большую лидерскую группу; во-вторых, группу людей, регулярно и помногу работающих в клубе и поэтому реально влияющих на его судьбу (это и есть члены клуба, наряду с лидерами); в-третьих, довольно значительное количество тех, кто что-то делает, но не столь систематически, как актив, или больше говорит, нежели делает, а зачастую и просто приходит " на все готовенькое" (ау­ра). Поскольку таким анализом мало кто в клубах занимается, то к лику членов клуба чаще всего причисляются все мало-мальски регулярно его посещающие. Мысленно отбросив всех, чей уход не будет для клуба ощутим, чаще всего, получаем число в пределах 5 - 15 человек. Это и есть, строго говоря, клуб.

(Практики так и заявляют: 5 - 6 человек - уже клуб. Под­разумевается, что они сплочены и активны.)

А максимум? Это все те же 15. Более крупная группа пе­рестает быть по-настоящему контактной, в ней уже трудно, тесно заниматься вместе чем-нибудь одним; наконец, в ней образуются свои микрогруппы, легко обнаруживаемые в результате социомет­рического исследования. Они могут иметь тенденцию к внутрик­лубной " официализации" в виде секторов, обрастать своей мате­риальной базой, своими формами работы, традициями; у них выкристаллизовываются свои жизненные принципы, возникают свои це­ли. Общение между людьми разных микрогрупп все чаще идет не напрямую каждого с каждым, а опосредованно - через функцио­нальных представителей и даже лидеров. Клуб, состоящий из раз­витых микрогрупп, правильнее было бы рассматривать как объеди­нение мелких клубов, иногда достаточно условное. Очень часто развитые микрогруппы отпочковываются, объявляют себя новыми независимыми образованиями (вот они где, корни " парада сувере­нитетов"!), и это действительно так. Только в контактной груп­пе возможно психологическое единство ее членов, без которого клуб перестает быть таковым.

Практики много спорят о проблеме членства: нужен ли клубу строго очерченный круг членов, каковы должны быть (и должны ли у них быть) права и обязанности, стоит ли собирать взносы и т.п.

В " клубной генетике" описываются характеристики различных социально-психологических типов клубов. В зависимости от типа клуба и уровня его развития, членство может быть либо абсурд­ным, либо необходимым.

Каковы, в общем случае, прерогативы члена клуба?

Он, как правило, имеет права:

- на получение благ, вырабатываемых клубом (например, на участие в престижном внутреннем мероприятии клуба, на пользо­вание клубным помещением, имуществом и т.д.);

- иметь решающий голос при обсуждении проблем клуба;

- быть избранным в число его руководителей.

Он, как правило, обязан:

- вести большую и регулярную работу в клубе;

- нести ответственность перед клубом за результа­том своей деятельности.

В клубах, члены которых затрачивают не очень много сил на производство внутриклубных благ, а результат легко поделить на всех желающих (например, вся работа - собраться раз в неделю, поболтать и разойтись; организовать пикник на природе; вместе сходить на спектакль), система членства, скорее всего, выгля­дела бы непонятной и обременительной. Стало быть, она и не нужна.

Необходима она либо в клубе, который с заметным трудом нарабатывает ограниченное количество благ (в этом случае она спасает его от потребительства); либо в клубе элитном, напри­мер, ставящем перед собой серьезные профессиональные задачи (туристская группа высокого класса, полупрофессиональная теат­ральная студия - в этом случае она способствует функционально­му отбору членов и, в конечном счете, успеху дела); либо в клубе, ставящем перед собой задачи нравственного свойства (при этом она охраняет чистоту его рядов).

В каждом случае вырабатываются свои критерии членства

(общительность, обязательность, талант, моральность, осведом­ленность и др.).

Строгое членство обладает сильным дисциплинирующим

действием, но возможно оно только в авторитетном, эффективном, внутренне привлекательном клубе (иначе у члена клуба не будет стимула " блюсти" себя в плане членских критериев).

Существует множество видов приема в члены клуба. В них варьируются проценты голосов при решении этого вопроса, сами методы решения (простое голосование вплоть до " списком", или обсуждение кандидатур - " с писком"), уровни критичности; нако­нец, ритуалы.

В одном из клубов (" Восход", (г.Туапсе) - группа будущих комиссаров детских трудовых коммунарских лагерей), который строился как группа единомышленников, была выработана ориги­нальная система приема в члены и удаления из их числа (и вооб­ще из клубного пространства) - система небезупречная, но за­нятная своей оригинальностью, достаточно эффективная и потому заимствованная впоследствие некоторыми группами.

Один из членов клуба брал на себя функции диспетчера. Остальные спонтанно и конфиденциально давали ему свои предло­жения по поводу приема в члены того или иного человека из клубного окружения (актива). По мере поступления мнения последнего из действительных членов, включая самого диспетче­ра, он обращался к человеку, получившему единодушное одобре­ние, с предложением статуса. Церемония приема исключала при этом этом нервное обсуждение кандидатуры и моральную травму от возможного провала на выборах. Это не лишало соискателя права узнать мнение мнение членов клуба о его персоне – достаточно было задать вопрос. Но на практике такое случалось не часто.

Аналогично система срабатывала, если кто-либо из клубно­го окружения начинал сильно не нравиться его членам. Достаточно было диспетчеру получить два таких мнения (включая его собственное), чтобы он предложил незадачливому " абитуриенту" (или просто любопытствующему) покинуть клуб. Роль неприятная, но необходимая; на нее подбирался человек с развитым чувством такта. В целом же система способствовала сохранению клуба как группы психологически, идеологически единой.

Оригинальная система " плавающего членства" применялась в детском коммунарском клубе " Светлячок" (Туапсинский район Краснодарского края). В чем она заключалась?

Если проанализировать социальный уровень члена клуба, можно выделить некие составляющие, постоянную и переменную. Первая из них определяет приблизительный социальный статус (" звезда", " предпочитаемый", " пренебрегаемый"), вторая - конк­ретную сиюминутную величину, положительную или отрицательную, которая, складываясь с первой, уточняет статус на каждый мо­мент.

Величина " постоянной" составляющей определяется авторите­том, заработанным членом клуба в течение продолжительного вре­мени (месяцев, лет). Стабильно активный член группы знает ее людей, их характеры, их вкусы, взаимоотношения; он способен предугадывать их мнения. Он в курсе целей и задач группы, форм и методов ее работы. Он компетентен в вопросах деятельности клуба. На основании своего опыта и знаний он способен действо­вать самостоятельно не в ущерб клубу и может полномочно представить его во внешних сферах. Как следствие, он вполне достоин звания действительного члена клуба со всеми вытекающи­ми.

Величина " переменной" составляющей складывается из ре­зультатов деятельности члена клуба за последний период (много или мало, хорошо или плохо поработал), его деловой, нравствен­ный и т.д. " формы" (утратил обязательность, зато стал терпи­мее, тактичнее), совокупности взаимоотношений с другими члена­ми группы (кому-то помог, кого-то избил). На основании величины " переменной" составляющей он может на очередном клубном сборе наделяться правом решающего голоса или лишаться его. Бо­лее того, клубный старожил в силу разных обстоятельств может даже подвергнуться наказанию в виде лишения права работать в течение, скажем, недели. И наоборот, активный, покладистый но­вичок может получить на этом сборе право решать вопросы той или иной степени важности.

Практика показала, что оперативность действия и потому осязаемость стимулов " плавающего членства" весьма способствует поддержанию высокого морального и делового уровня членов клу­ба.

Вопрос о необходимости устава, другой документации, а также общей официализации клуба решается аналогично вопросу о системе членства. Это как раз та проблема оптимальной формали­зации, которая описывалась там, где в нормальных книгах нахо­дится предисловие. Авторы же надеются, что читатель не истол­кует формализацию как производное от формализма. Примат формы над содержанием деятельности группы - как правило, следствие ее старения (гл.VI).

Обилие же документации, не влияющей на неформальный ха­рактер группы, лучше обозначить словом " регламентация", кото­рая в целом, как уже было сказано, может быть целесообразна или нет, равно как и такая ее часть как система членства.

Итак, тест на неформальность. Во-первых, степень проявле­ния энтузиазма члена группы - то, о чем уже говорилось: отдает ли он больше, жертвует чем-то, работая на группу, - или полу­чает?

Во-вторых, значимость межличностных отношений: человек приходит в группу ради работы (как на завод) или ради общения? Насколько второе необходимо ему в процессе первого? Что чего важнее, что чему может быть принесено в жертву?

Резюме раздела: оптимальные формализация и регламентация, численность и структура клуба, хороший внутренний климат дела­ют его более жизнеспособным, комфортным и эффективным, что на­илучшим образом отвечает его предназначению.

 

 

V. О " КЛУБНОЙ ГЕНЕТИКЕ"

Дорогой практик! Ощущаешь ли ты торжественность момента? Мы, авторы, ощущаем, и весьма: наше повествование подошло к той его части, с темы которой и начиналась, собственно, вся наша социопсихологическая возня. Видимо, по аналогии с отноше­нием матери к самому больному чаду как самому дорогому, мы, отцы, так же неравнодушны к этой теме. Нам кажется, что она, как бы это сказать, центровая, главная, хотя это, скорее все­го, и не совсем так. Во всяком случае, интересна она в другом отношении: немало известных нам людей, успешно использующих в своей практике соображения остальных глав, не сумев вникнуть в суть данной, пренебрегали знаниями в этой области, со временем нарываясь на соответствующий результат. Те же из них, кто су­мел постичь премудрости этой главы, со всеми прочими слож­ностей не испытывали и практиковали несколько более успешно.

Вот почему мы предлагаем, пока не поздно, ощутить поло­женный трепет с тем, чтобы в следующую минуту, отрешившись от комплексов, начать преодоление текста о " клубной генетике".

Итак, продолжим.

Едва ли не важнейшая группа проблем неформальных объеди­нений (и порожденных этими проблемами конфликтов) долгое время не подвергалась анализу из-за двух (по крайней мере) распрост­раненных заблуждений:

1) человек связан с клубом прежде всего деятельностью в области клубного интереса; 36-

2) каждой конкретной форме культурно-просветительской ра­боты соответствует один доминирующий вид деятельности (кружкам технического творчества, дискотекам - преобразовательная; лек­ториям - познавательная; клубам любителей кино - ценност­но-ориентационная; дискуссионным клубам - коммуникативная [38]).

Действительно, среди мотивов, приводящих человека в клуб, есть и тяга к объявленному клубом основному интересу, хотя не­редки и причины, весьма далекие от этой. По мере врастания че­ловека в группу приоритетными могут стать притягательность личности лидера, взаимоотношения с друзьями, возможность реа­лизовать свои способности в сфере, вспомогательной или побоч­ной по отношению к главному клубному интересу (например, орга­низационной), и др. Не случайно множество участников комму­нарских клубов начала 60-х годов спустя несколько лет нашли себя в КВНе, а члены КСП - в МЖК 80-х.

Не меньше возражений можно высказать и по второму пункту. Рассмотрим хотя бы такую область интересов как любовь к книге. Не секрет, что в одном и том же клубе книголюбов могут быть и истинные знатоки букинистики и полиграфии, и спекулянты, и лю­ди, покупающие редкие книги из чисто престижных соображений, и весьма слабые знатоки и коллекционеры, не упускающие, правда, возможности поучаствовать в умном разговоре (себя ли показать, время ли убить), и альтруисты, цель которых - положить свою жизнь на благо общества, а способ все тот же: коллекционирова­ние книг, которые будут кому-то потом подарены - городу или детдому... И хотя занимаются эти люди, как может показаться со стороны, одним общим делом, но говорят, увы, на разных языках, и вряд ли альтруист подаст руку спекулянту.

То, что дело не в интересе, подтверждается еще одним яв­лением. Нередко в круг дружащих собираются клубы вроде совсем несхожих профилей. Так, известна цепочка " коммунарский тиму­ровский клуб - содружество любителей театра - группа ту­ристов-водников", да к тому же все из разных городов. Роднят их ориентиры в мире человеческих ценностей, жизненные цели. В то же время, известны провалы множества попыток создать синтез (под единой организационной " крышей") различных творческих объединений (на поверку выходило, что не все они, объявившие целью своей деятельности, например, творчество, реально двига­лись в этом направлении).

Еще более забавная группа примеров.

В конце 70-х годов КСП страны попытались создать федера­цию " Союз КСП". Легализация ее в то время не удалась, но распался союз по другой причине, о которой будет сказано поз­же. Некоторое время существовал Всесоюзный Совет КСП при ЦК ВЛКСМ, объединявший полтора десятка региональных ассоциаций. Но " регионы" работали зачастую ниже всякой критики, а что касается ВС КСП - им было реализовано почти все, за что отве­чали... официальные покровительствовавшие организации, и почти ничего из того, за что - сами клубы. Причем далеко не все неу­дачи удавалось объяснить неформальным статусом производителей работ.

В чем же дело?

В каждом конкретном человеке. Ведь он приходит в клуб уже вполне сложившейся (или разложившейся) личностью, и если даже никогда не задумывался о своих жизненных принципах и установ­ках, это вовсе не значит, что у него их нет. И представление о них несложно составить по его суждениям и поступкам.

Вот тут-то и выясняется, что, если любители аквариумных рыб (старинных автомобилей, проблемного кино), выросшие в раз­ных нравственных средах, соберутся в один клуб, это будет пло­хой клуб - конфликтный, неорганизованный, функционально неэф­фективный.

Попробуем дать несколько более развернутое объяснение. Великое множество людей искренне считает, что главное в

человеке - талант. Гению может и должно многое прощаться. И есть масса жизненных примеров, доказывающих, что это именно так. Скажем, в третьем рейхе ученые-нацисты, согласуясь со своими морально-эстетическими принципами, вывели полукровку Герца из состава группы атомщиков, работавших над бомбой. Герц, как известно, предлагал использовать термодиффузионный способ разделения изотопов, но чистые арийцы его идею проигно­рировали, пошли менее продуктивным путем и остались ни с чем. Как знать, что было бы, получи Гитлер такую игрушку...

Так вот, каждый человек " знает жизнь" по-своему, и немало людей абсолютно уверены, что главное в человеке - его " место под солнцем". У сторонников этой точки зрения аргументов не меньше, чем у апологетов предыдущей.

Есть и такие, которым не важно, кто есть кто, - " был бы человек хороший", то есть порядочный и надежный. И у них свои резоны.

А есть выбирающие партнеров не по нравственному или ин­теллектуальному, а по профессиональному принципу - чтобы знал дело и работать любил.

В сфере общения, где от эффективности группы не зависит, " быть" ей или " не быть", критерии партнерства могут быть и другие - например, эрудиция, общительность и пр.

Конечно, процент цельных, бескомпромиссных, четко осозна­ющих свои ценности людей, относительно невелик. Во всяком слу­чае, в нашем обществе, всякий раз не успевающем стать граж­данским и востребовать такие качества своих граждан, как способность философствовать и самоопределяться. Почти каждый из них хотел бы общаться и с умными, и с порядочными, и т.п., приятелями (в нашем случае - одноклубниками). Да и спектр жи­тейских интересов любого нормального человека, как правило, несколько шире рамок возможностей среднестатистического клуба. Ведь хочется и " руссо-балт" свой восстановить до основанья, а затем - попутешествовать, и на выставке повыпендриваться, а там, глядишь, и " Сотбис" подоспеет - можно загнать его повы­годней, " мерседес" купить... Но кого-то больше влечет автопро­бег, а кого-то - рассуждения о достоинствах " испано-сюизы" за чашечкой кофе в приятном окружении. Хотя и у того, второго, руки в машинном масле бывают. Иногда. Слухи такие ходят...

Самое интересное, что все эти люди, всецело преданные ав­томобилю, говорят " а как же иначе? " по самым различным пово­дам.

Например, некто во время ралли поравнялся с машиной со­перника, у которой лопнула шина. Отметил про себя этот факт как положительный и, не останавливаясь, проехал мимо. " А как же иначе? Спорт есть спорт! "

Другой в той же ситуации притормозил и отдал конкуренту свою " запаску". " А как же иначе? Человек человеку..."

Мы видим, что одна и та же ситуация может иметь различные варианты решений. Психологи говорят о ней - выборная ситуация.

Но для каждого из гонщиков субъективно она таковой не явля­ется, так как воспитан он в своей конкретной системе цен­ностей и к иным может быть вовсе невосприимчив.

Проанализируем данную выборную ситуацию.

Первый гонщик выбрал функциональную задачу (спортивный результат) и пренебрег нравственной (не оказал помощь). Второй

- наоборот. Можно отчетливо увидеть, какая задача для кого из них оказалась главной, а какая - второстепенной. Выполнить их параллельно было невозможно. Проследив за обоими гонщиками в течение всего соревнования и отметив поведение каждого в це­лом ряде выборных ситуаций, мы, скорее всего, увидим, что не всегда решения их отличались предельной принципиальностью и последовательностью. Но не менее вероятно, что некую систему в поведении каждого обнаружить удастся. Для этого исследование должно носить хоть в какой-то мере статистический характер - когда может быть рассмотрено достаточно много случаев. Вот тогда-то действительно появляются основания для выводов о главной задаче и главной системе ценностей того или иного участника гонки.

Проанализировав статистику выборов в клубе, можно вы­яснить и его главную задачу. У одних клубов, где собрались члены с различными ценностными установками, она может быть ед­ва различимой; у других (групп единомышленников) - заметной невооруженным глазом. Вряд ли сильная спортивная команда или полупрофессиональная рок-группа будут держать в своем составе пусть даже очень хорошего человека, но слабого в функциональ­ном плане. Противоположный пример: команда Тимура, явно нуж­давшаяся в крепких ребятах для переноски полных ведер воды и колки дров, тем не менее, как мы помним, не торопилась с прие­мом в свои ряды физически незаурядного Квакина, так как глав­ный критерий тимуровцев был явно нравственно плана. Причем по­ложительно-нравственного. Возможно, что и Квакин набирал не только силачей. И его критерий был нравственным, но с иным знаком.

Большинство реальных клубов по интересам не ставит серь­езных функциональных задач и не следит за чистотой своих ря­дов. Для членства в таком клубе достаточно формальной приверженности объявленному интересу. Вследствие деловой пассивности его членов (с одной стороны) и рассогласованности их систем мировоззрения (с другой), он быстро вырождается, " заболачива­ется" и в таком полуживом виде может существовать неограничен­ное время до первого катаклизма (скажем, конфликта внутреннего или с организацией-учредителем).

Нередко в клубах, в целом, слабых появляются равноправные лидеры с различными, плохо совместимыми установками, и тогда клубное общество делится на микрогруппы - каждую со своим ли­дером во главе и со своими (то есть, лидера) видами на эксплу­атацию клубного интереса (кто ради знаний, кто ради славы, кто ради светлого будущего и т.д.). В таком клубе, как правило, начинается дележка: каждая группа претендует на клубное поме­щение, ресурсы, " сливки" кадров, что " иначе быть не может", так как именно ее задача самая " правильная", самая важная. А поскольку системы ценностей и, стало быть, моральные нормы этих групп (особенно в возрасте их членов старше 12) достаточ­но фундаментальны, трудноизменимы, азарт разразившейся войны переходит в ожесточение, характерное для крестовых походов. Таков худший (и, увы, весьма распространенный) вариант клубной жизни.

Лучшим же, видимо, остается считать тот, когда клуб соз­дан лидером, четко знающим, чего он хочет. В такой клуб сможет войти не каждый, но определенность этого " да" или " нет" - само по себе благо, как вообще любая определенность. Тот же, кто оказался приемлемым для данного клуба, скорее всего, и сам в нем не разочаруется, так как реализует свои возможности не только в сфере желанного интереса, но и в " родном" ценностном пространстве, в теплой атмосфере сообщества, все члены которо­го говорят на одном языке.

Такие цельные клубы реально существуют, но даже базируясь на общем интересе, они могут быть очень не похожими друг на друга. Все дело в разных ЦЛО.

Ценностно-личностная ориентация группы есть совокупность таких качеств ее члена, которые наиболее ценимы в данном кол­лективе. ЦЛО является функцией общегрупповой системы ценностей и тесно связана с главной задачей клубной группы. Дадим форму­лировку:

Главной задачей называется та (из ряда параллельно выпол­няемых), которая чаще реализуется в ущерб остальным в случае, когда обстоятельства не позволяют выполнять все задачи равноз­начно.

Главная задача и ЦЛО вполне характеризуют ценностный (со­циально-психологический) тип клуба.

Попробуем представить известные типы клубных групп в виде таблицы 1.

Таблица 1

Тип группы, клуба Главная задача ЦЛО Пример
Функционерский клуб Создание духовных ценностей Професси­ональные качества Полупрофесс.спорт. команда, музыкальн. ансамбль, группа организаторов дис­котеки, производ­ств. кооператив
Учебная группа Обучение членов группы Способнос­ности к обучению, прилежание Школа гитары при КСП, секция похо­дов выходного дня
Клуб любителей Удовлетворе­ние познава­тельных и эстетических потребностей членов группы Интеллект, эрудиция Клуб знатоков чего­либо (филателии, географических от­открытий, эсперан­то, истории СССР)
Клуб общения Удовлетворе­ние коммуни­кативных по- требностей Общитель­ность, обаяние Клуб интересных встреч, не имеющий постоянной сферы интереса или не от­личающийся глубиной изучения предмета
Творческий клуб Реализация творческих способностей членов группы Талант Сценарная группа самодеятельного те­атра, команды КВН, литобъединение при стенгазете
Воспитательный клуб Нравственное совершенство­вание членов группы Моральные качества Внешне проявляется в форме любой из вышеперечисленных групп, но отличает­ся рядом важнейших соцпсих. параметров и характеристик

 

 

Охарактеризуем эти группы подробнее.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал