![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Безопасность жизнедеятельности как область научных знаний.Стр 1 из 3Следующая ⇒
ТЕМА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лекция 1
Учебные вопросы: 1. Безопасность жизнедеятельности как область научных знаний. 2. Основные положения и понятия безопасности жизнедеятельности. Основы теории риска. 3. Безопасность в различных ситуациях жизнедеятельности. Классификация аварий и катастроф. 4. Воздействие вредных и опасных факторов на человека.
Безопасность жизнедеятельности как область научных знаний. Преподавание специальной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях России с 1 сентября 1991 года введено Постановлением Совета Министров РФ от 14 мая 1991 года. Количество аварий, к сожалению, не уменьшается. Причины этого в том, что современное производство усложняется, на малых площадях концентрируются значительные энергетические мощности. Ежегодно в России аварии и катастрофы уносят более 50 тыс. человеческих жизней, приводят к увечьям более 250 тыс. человек и вызывают материальные потери, превышающие 500 млн. руб. Относительные показатели частоты только техногенных аварий и катастроф в России в 2-3 раза выше аналогичных показателей других промышленно развитых стран. Решение проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для его высшей работоспособности и продуктивности. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них. Задачи БЖД как науки сводятся к следующему: · теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления); · разработка принципов и методов защиты от опасностей; · разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений; · непрерывный контроль и мониторинг среды обитания; · моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций (ЧС); · обучение населения основам защиты от опасностей; · разработка мер по ликвидации последствий появления опасностей; · разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности. Специфической особенностью БЖД является то, что её нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Здесь требуется своеобразный синтез многих наук.
В структурном отношении дисциплина БЖД представляет собой:
Теоретические экономические БЖД на основы БЖД основы БЖД производстве
безопасности при чрезвычайных эксплуатации ситуаций электроустановок
|