Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
к кандидатскому экзамену⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
по курсу «История и философия науки (экономические науки)»
1. Философия науки как специальная область философского исследования. Основные проблемы и направления ее развития. 2. Наука как генерация нового знания. 3. Наука как социальный институт. Исторические формы институциональной организации науки. 4. Формирование науки как профессиональной деятельности. Наука как «призвание» и «профессия» (М.Вебер). 5. Внутренняя и внешняя детерминация науки. Интернализм и экстернализм. 6. Наука как особая сфера социальной культуры. 7. Наука и образование: перспективы интеграции. Основные направления реформы образования в современной России. 8. Возникновение и развитие первых форм теоретического знания в Античности (Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель). 9. Развитие логических норм научного мышления в период средневековой схоластики. 10. Формирование идеалов математизированного и опытного знания в новоевропейской науке. 11. Рационализм и эмпиризм как философские программы развития науки. 12. Проблема границ научного познания в философии И.Канта. 13. Понимание научного знания в концепциях «первого» позитивизма (О.Конт, С.Милль, Г.Спенсер). Проблема «демаркации» между наукой и метафизикой. 14. Становление социальных и гуманитарных наук. 15. История науки и философия науки: взаимосвязь и противоречия между ними. 16. Неопозитивистская программа эмпирического обоснования научного знания. 17. Философия науки К.Поппера. Фальсификационизм. 18. Концепция научных революций Т.Куна. 19. И.Лакатос. «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». 20. Методологический анархизм П.Фейерабенда. 21. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни. 22. Методы научного исследования и их классификация. 23. Философские идеи как эвристика научного поиска. 24. Становление развитой научной теории. 25. Научные традиции и научные революции. 26. Проблема научной рациональности. Исторические типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. 27. Научная рациональность и проблема диалога культур. 28. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. 29. Расширение этоса науки. Этические проблемы современной науки. 30. Экологические принципы в современных стратегиях научного развития. 31. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. 32. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. 33. Проблема секретности и закрытости научных исследований. 34. Проблема социального контроля над характером и результатами научной деятельности. 35. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки. 36. Особенности естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. 37. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в постнеклассической науке. 38. Объект и предмет социально-гуманитарного знания. 39. Проблема субъекта и объекта в социально-гуманитарном познании. 40. История – объективация жизни во времени (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Э.Гуссерль). 41. Проблема ценностей и их роль в социальном и гуманитарном познании. 42. Понятие социального и культурно-исторического времени. 43. Понятие хронотопа как конкретного смыслового единства пространственно-временных характеристик. 44. Коммуникативность как условие создания нового социально-гуманитарного знания. 45. Научные конвенции, их смысл и значение в развитии познания. 46. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. 47. Герменевтика – наука о смысловом понимании и интерпретации текста. 48. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа. 49. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках (В.Дильтей, Г.Гадамер). 50. Вера и знание, достоверность и сомнение в процессе духовного освоения человеком мира.
|