Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Масонство Древнего Мастерства включает в себя только градусы Ученика, Подмастерья и Мастера. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Взяв вышеперечисленные положения Древних Заповедей за прецедент, а первый Генеральный Регламент – за органическое право, Великие Ложи составляют и принимают свои конституции и внутренние регламенты, на основе которых уже Символические Ложи на местах составляют свои внутренние регламенты, которые должны быть утверждены Великой Ложей, Великим Державным Комитетом Великой Ложи или Великим Мастером. В промежутке между ассамблеями Великой Ложи Великий Мастер также принимает решения и выпускает эдикты; зачастую некоторые из них позже включаются Великой Ложей в свод писаного законодательства данной юрисдикции. Все это вместе взятое, за исключением тех случаев, когда различные распоряжения уступают в противоречие между собой (например, многие положения ранних вариантов Генерального Регламента зачастую вступают в противоречие с более поздними законодательными актами, разработанными для их преодоления), - и составляет законодательную структуру масонства. Несомненно, эта система гораздо мягче, чем подобная ей система, созданная для управления народами. Если бы масоны судили исключительно в соответствие с буквой своего закона – как это обязательно бывает в случае с гражданским законом, - Братство все равно управлялось бы так же мягко и ненавязчиво. Но, откровенно говоря, Братство имеет достаточно четкую организацию. Его древние традиции и обычаи так быстро проникают в души и сердца новых братьев, что в них рождается жестокое сопротивление каким бы то ни было изменениям в древнем порядке, если только необходимость в этих изменениях не совершенно очевидна. Масоны скорее предпочтут прошептать добрый совет на ухо заблуждающемуся брату, чем подвергнуть его масонскому судебному разбирательству.
Власть голоса
Мастер обладает правами, обязанностями и привилегиями, неизвестными Ученикам и Подмастерьям. Он является составной частью ложи; он облечен всеми атрибутами власти масона Древнего Мастерства. Его голос обладает той же силой, что и голоса более старших братьев; его черный куб в такой же степени может способствовать отказу петиционеру в посвящении, в какой это может сделать черный куб Великого Мастера. Каждый Мастер обладает неоспоримым правом проголосовать черным кубом против любого петиционера[7][7]. Проголосовать так даже является его долгом, если ему известно о петиционере нечто, что может помешать тому стать добрым масоном и полезным приобретением для ложи. Также это может являться его долгом, даже если ему не известно ничего подобного, но он знает о том, что кто-либо из братьев-Мастеров ложи не может пребывать с этим петиционером в мире и гармонии. Однако об этой гармонии и об этом мире судить следует непредвзято и снисходительно.[8][8] Отрицательный результат голосования не только означает, что кандидат не будет посвящен в тот или иной градус. Также он подчиняет петиционера власти ложи, помещая в ее юрисдикцию. С этих пор петиционер не имеет права подавать в другие ложи прошение о посвящении в тот градус, в посвящении в который ему было отказано данной ложей, не взяв в ней открепительного документа[9][9], и даже в эту же ложу до истечения определенного временного периода, обычно полугода. Тогда его петиция снова принимается на рассмотрение, по ней проходит голосование, перед которым братьям ложи сообщают о предыдущем прошении петиционера и результатах голосования по нему. Отрицательный результат голосования не только означает, что кандидат не будет посвящен в тот или иной градус, но также и лишает петиционера определенных преимуществ, и он ничего не может с этим поделать. Брат, участвующий в тайном голосовании, обладает огромной властью. Как и любую власть, ее можно использовать и во благо, и во зло. И это благо или зло она может принести в равной степени и тому, над кем она осуществляется, и тому, кто ее осуществляет. В отличие от многих других видов власти, доступных человеку, эта власть неподконтрольна никому в обычном человеческом понимании. Никакой король, князь, вельможа, никакой закон, обычай или правило, никто из масонских братьев или офицеров не может вмешаться в осуществление этой власти. Ведь никто не знает и не узнает, кто именно положил черный куб. Никто не знает и не узнает, почему. Это будут знать только сам положивший и его Бог. Само отсутствие ответственности перед кем-либо из людей или каким-либо властным институтом есть главнейшая причина необходимости распоряжаться этой властью разумно и только после тщательного внутреннего расследования всех личных причин голосования «за» или «против». Только это – по-масонски. Черный куб – величайшая защита Братства: он позволяет братьям, не желающим раскрывать то, что известно только им, одновременно использовать это знание на благо Братства. Он дарует всем братьям право решать, кому следует быть членом нашего Ордена, нашей ложи, нашей братской семьи, а кому – нет. Но в то же время он является испытанием масонского сердца и личной честности каждого из присутствующих братьев. Черный куб – величайший экзамен на знание масонского учения об одной из кардинальных добродетелей – справедливости, которая «позволяет нам воздавать каждому должное, не взирая на лица». Масонство учит, что справедливость «должна неизменно практиковаться каждым масоном и никогда не отклоняться от своих высочайших принципов». Справедливость и ответственность перед ложей требует от нас голосовать против только такого петиционера, которого мы искренне и аргументированно считаем неподходящим для ложи. Справедливость и ответственность перед самими собой требует голосовать против петиционера, который, как мы искренне и аргументированно считаем, разрушит царящие в ложе мир и гармонию. Справедливость и ответственность перед петиционером требует не голосоваь черным кубом по мелким или недостойным поводам. Справедливость и ответственность перед самой справедливостью требует сперва тщательно обдумать, как мы будем голосовать, очень медленно, а только потом действовать, и действовать очень осторожно. Никто не узнает, как мы поступили; этого не увидит ничей глаз, кроме Всевидящего Ока, которое видит и в самых потаенных глубинах наших сердец. Мудро использованный черный куб остается в урне для голосования; черный куб, использованный недостойным образом, попадает прямо в сердце, и сердце чернеет само.
Рекомендации
Одной из привилегий Мастера – и его обязанностью – является право рекомендовать или не рекомендовать брата. Рекомендовать брата кому-либо, с кем он знакомится в присутствии рекомендующего, в масонском смысле слова, значит сказать: «Я знаю этого брата. Он масон и Мастер». Этим рекомендующий свидетельствует или о том, что он сидел с этим человеком на должным образом открытом собрании ложи, или что он заранее подверг рекомендуемого должному строгому испытанию и остался удовлетворен его результатами. В большинстве юрисдикций ни один Мастер не имеет права никого подвергать испытанию для того, чтобы выявить подлинность принадлежности к Братству в степени Мастера, не имея на то распоряжения Досточтимого Мастера своей ложи или Великого Мастера. Именно Досточтимый Мастер, и только он, несет ответственность за чистоту рядов своей ложи, а поэтому именно его решение определяет, кто может экзаменовать претендента на вход в ложу, а кто – нет. Количество людей, которые никогда в жизни не посвящались ни в какие градусы Братства, но, тем не менее, стремятся проникнуть в масонскую ложу, достаточно невелико. Однако такие люди всегда были, есть и будут; это люди без чести и совести, наушники (eavesdroppers), стремящиеся узнать то, что не предназначено для их ушей. Гораздо опаснее наушников самозванцы (cowans). В наши дни этим словом называют человека, который законным образом был возвышен, а затем отчислен из Братства за неуплату взносов или временно или навечно был изгнан из него после соответствующего судебного масонского разбирательства; это также может быть Ученик или Подмастерье, продвижение которого по градусам было приостановлено по той или иной причине. Если у такого человека появляется желание проникнуть в ложу Мастеров – и такие случаи известны, - он вполне может изготовить карточку об уплате взносов, «удостоверяющую» его личность. Или же он может найти чужую карточку и назваться значащимся на ней именем. Некоторые братья настолько неосмотрительны, что хранят все карточки об уплате взносов за все годы – коллекцию из них собирают! Если они потеряют эту коллекцию, то таким образом могут, совершенно не подозревая об этом, дать возможность входа в ложу целой толпе самозванцев, потому что подправить дату на такой карточке – проще простого. Существует отличное масонское правило – уничтожать карточку об уплате взносов за прошлый год сразу по получении новой, за текущий год. Об утрате карточки за текущий год следует немедленно сообщить Великому Секретарю, а также Досточтимому Мастеру ложи. Также сразу по получении карточку следует подписывать. Рекомендация считается недействительной, если исходит от Ученика или Подмастерья. Брат первого или второго градуса посвящения может быть совершенно уверен в том, что все братья ложи, в которой он был посвящен в свою степень, являются Мастерами, однако не будучи сам Мастером, он не вправе свидетельствовать об их степени перед Мастерами. Также он не имеет права свидетельствовать перед Привратником об Учениках или Подмастерьях, которые, как он помнит, сидели с ним в ложе, должным образом открытой в соответствующих градусах. Право рекомендации принадлежит только и исключительно Мастерам; им не обладает никто из братьев первого или второго градусов. Рекомендация брату – святой долг. Брат, кого-либо рекомендующий ложе, кладет на чашу весов свою собственную масонскую репутацию, в то время как на вторую чашу кладет свою репутацию тот брат, кого он рекомендует. Здесь нет места никаким сомнениям. Масон не должен рекомендовать ложе даже родного брата, даже если он сам уверен в том, что тот – масон, если только он не располагает заслуживающей доверия масонской информацией на его счет. Никто не должен чувствовать себя оскорбленным, если масон отказывается рекомендовать его. Некто А может помнить, что сидел в ложе рядом с неким Б, но Б может забыть, что они сидели вместе в ложе. Если в таком случае Б отказывается рекомендовать А, А должен только радоваться тому, что Б настолько предан Братству, а не обижаться на Б, потому что он ему «не доверяет». Интересы ложи превыше интересов брата. Святость покрытого Храма важнее чувств каждого отдельного человека. Масонская честь брата-рекомендатора должна значить для него неизмеримо больше, чем его личные ощущения. Короче говоря: не имея точной масонской информации, - никого не рекомендуй!
Характер Мастера
Нравственные стороны характера Мастера предвосхищаются посвящением еще в степень Ученика. Живущий по законам братской любви, милосердия, истины, терпимости, отваги, верности и справедливости, - нравствен в лучшем смысле этого довольно затертого постоянным употреблением слова. У истинного Мастера есть общественный, а не только масонский нравственный образ; чтобы стать масоном, он, в первую очередь, должен стать Гражданином. Вся его репутация как Мастера и как масона, все учения о верности и сопричастности, все величественные примеры твердости духа и смелости в часы испытаний и опасностей – даже в Долине Теней, - которые занимают ум и душу Мастера, направлены на то, чтобы поддерживать в нем сознание, достоинство и дух Гражданина. В масонской ложе никогда не обсуждают политику. Этот закон, который все отлично знают и неукоснительно соблюдают, хотя он практически никогда и нигде не записывается, ни в конституциях большинства Великих Лож, ни во внутренних регламентах Символических Лож, дошел до наших дней со времен появления Древних Заповедей. В ложе мы собираемся на уровне и на стороне Наугольника. Мы не республиканцы, не демократы, не социалисты, не прогрессисты, - мы масоны. Никакая ложа не имеет права предпринимать политические шаги; поступив так, она немедленно вызовет на себя гнев и ответные меры со стороны Великого Мастера и Великой Ложи. Однако этот запрет не означает для масонов запрет на изучение политической экономии; собравшиеся в ложе масоны даже могут выслушивать доклады о науке управления, которые, конечно, носят политический характер, если использовать это слово в его широком смысле. От каждого доброго гражданина ожидают, что он будет подчиняться законам, поддерживать Конституцию и законно избранное правительство, участвовать в выборах, брать в руки оружие, когда страна призовет его под свои знамена, честно платить налоги, в разумных пределах интересоваться деятельностью правительства, делами своей партии и политической экономией, поддерживать государственную систему образования, почитать государственный флаг, поддерживать мир и порядок в стране, служить народу, стране и своему городу в случае своего избрания на руководящий пост, - короче говоря, жить так, чтобы от такой жизни становилось лучше жить и окружающим. Когда гражданин становится масоном, он прибавляет к этим обязательствам свое клятвенное обещание, поручительство своей честью, принесенное с открытым перед Богом сердцем, что он будет поступать определенным образом, равно как и не поступать иначе. Все эти обязательства приносятся им не просто как человеком, но и как гражданином. Вновь возвышенный Мастер берет на себя обязательство «поддерживать достоинство своего положения всеми известными средствами». Мастер должен быть лучшим гражданином, чем не-масон, потому что он постиг Учение масонства и поклялся на его алтаре своей честью.
Заработная плата Мастера
В светском обществе работодатель обычно определяет заработную плату, за которую должен трудиться его работник. Работодатель обычно руководствуется частично законом спроса и предложения, частично соображениями собственных скупости и великодушия. Заработок, который он выплачивает, отчасти может быть зафиксирован на определенном уровне стараниями профсоюза, и только изредка он выплачивает работнику все, на что тот претендует. Чаще всего он платит как можно меньше за как можно больший объем работы. В масонском мире все по-другому. Зарплата Мастера такова, какой он пожелает ее видеть! Он может потребовать любой платы и получить ее, если он готов трудиться за нее! Никакой профсоюз не устанавливает ему «потолка»; здесь не действует закон спроса и предложения; не действуют и соображения скупости и великодушия. Ему приходится отвечать на один только вопрос: «Готов ли ты действительно заработать то, о чем просишь?» Заработная плата Мастера выдается монетой сердечной, а не литой. Зарабатывается она умственным трудом Мастера, а не ручным. В дни оперативного каменщичества каждый масон получал столько денег, сколь обработал камней. В наши дни спекулятивного масонства каждый Мастер укладывает в стену своего духовного Храма столько Совершенных Камней, сколько оказывается в состоянии, получая за этот труд неисчислимые монеты счастья, удовлетворенности, знания, понимания и духовного подъема. В дни оперативного каменщичества власть Мастера определялась его силой и профессиональными навыками. В наши дни спекулятивного масонства власть Мастера определяется только и исключительно его умом и стремлением к обретению новых знаний. Он вполне может прочесть эти мои маленькие брошюры[10][10], получить таким образом свою скромную плату, и на этом успокоиться. Или же он может рассматривать их под тем углом зрения, под которым они были написаны – лишь как введение, открытые двери, знак, указывающий верный путь, - а затем читать дальше, размышлять, изучать, пока не заработает не эту жалкую горстку, а огромную кучу монет, – если считать мысль за монетку, за благословение, делающее жизнь легче и приятнее. Археолог разрывает руины древнего города для того, чтобы обнаружить под ними еще более древние строения. Но стоит воткнуть лопату еще чуть глубже, как под этими руинами окажутся еще более древние, другие, уже дважды забытые человечеством. Город, похороненный под городом, терпеливо разрываемый рабочими орудиями исследователя, напоминающими символы масонства. Проникни сквозь внешнюю оболочку и обнаружь потаенный смысл; проникни сквозь этот смысл и под ним обнаружь новый, еще более потаенный, а под ним, если проникнешь достаточно глубоко, ты обнаружишь и третий, и четвертый, - и кто знает, сколько еще смыслов! Мастер строит. Но перед началом строительства он роет котлован для фундамента. Так пусть же ищущий всего того, что масонство в состоянии дать ему, глубоко разроет его символизм, его историю, философию, право и духовный смысл Древнего Мастерства. Так и только так станет он истинным франкмасоном – вольным посещать иные земли и получать заработную плату Мастера. Да будет так!
Франкмасонство проникает в Новый Свет
Наша брошюра не позволяет нам углубляться в историю распространения франкмасонства за рубежом. Заинтересовавшиеся этим вопросом исследователи вполне могут сами прочитать об этом во множестве отлично написанных историй Братства. Здесь же мы ограничимся крайне непритязательным обзором истории распространения масонства в Америке: истоки этой истории, правда, покрыты мраком и скрыты в легендах, традициях, и изучение их осложнено отсутствием письменных свидетельств. Официально считается, что первым истинно американским масоном, то есть человеком, посвященным в Братство и родившимся на американской земле, был Джонатан Белчер, посвященный в Братство в Англии в 1704 г. В июне 1730 г. Герцог Норфолкский, Великий Мастер Материнской Великой Ложи, назначил Даниэля Кокса из Нью-Джерси первым Провинциальным Великим Мастером Америки. Джонсон[11][11] пишет: «Ничто, однако, не свидетельствует о том, что он исполнял свои обязанности». Макгрегор[12][12] пишет: «К счастью, мне удалось найти письмо, написанное Даниэлем Коксом Джеймсу Александеру и датированное 31 июля 1730 г. в Трентоне, Нью-Джерси, что определенно доказывает его присутствие там в то время». Сохранились свидетельства о том, что 13 апреля 1733 г. была отправлена делегация к Генри Прайсу как «Провинциальному Великому Мастеру новой Англии, Доминионов и всех прилегающих территорий». Если Кокс никогда не пользовался своими полномочиями на вверенной ему территории, то Генри Прайс, как считают многие историки, и был настоящим «отцом» американского франкмасонства. Если же Кокс пользовался своими полномочиями на вверенной ему территории, то этой чести заслуживает он. И Джонсон, и Макгрегор – видные историки и отличные исследователи. Братья в Нью-Джерси и Пенсильвании практически повсеместно согласны с Макгрегором; братья в Новой Англии и Массачусетсе – с Джонсоном. Я посредством данной брошюры никоим образом не собираюсь вступать в братский и дружеский спор между этими двумя Великими юрисдикциями. Наверное, нам всем следует подождать нового света, который будет пролит на этот вопрос будущими историческими исследованиями. В конце концов, для большинства из нас все это мало что значит! Франкмасонство пришло в Колонии в первой трети XVIII века, распространилось и возросло, заняло свое место в сердцах колонистов и сыграло свою огромную, пусть и негромкую, роль в тех потрясающих событиях, которые навеки отрезали тринадцать колоний от родины и способствовали созданию Соединенных Штатов. «Временные (occasional) ложи», не имевшие ни хартий, ни патентов, собирались в Колониях задолго до первой известной регулярной и должным образом учрежденной ложи, известной под отличительным титулом «Первой Бостонской Ложи», то есть до 30 июля 1733 г. Джонсон утверждает:
«Регулярные полномочия на учреждение и освящение должным образом масонских лож в Америке были дарованы Новой Англии в 1733 г.; всей Северной Америке – в 1734 г.; Южной Америке – в 1735 г.; Южной Каролине, Джорджии и Нью-Гэмпширу – в 1735 или 1736 гг.; Вест-Индии и Нью-Йорку – в 1737 г.; Антигуа и Новой Скотии – в 1737 или 1738 гг.; Ямайке и Сен-Кристоферу – в 1739 г.; Барбадосу – в 1739 или 1740 гг.; Ньюфаундленду – в 1746 г.; Санто-Доминго – в 1748 г. и Род Айленду – в 1749 г. К концу первой половины века не менее сорока лож были учреждены Провинциальной Великой Ложей в Бостоне. Другие получили свои хартии напрямую из Лондона».
Ньютон же (современный исследователь) утверждает:
«В вопросе первенства же преимущество в ряду регулярно учрежденных лож Америки имеют: Ложа Бостона (1733 г.), вторая Ложа Монтсеррат (1734 г.), Ложа Филадельфии (1734-1735 гг.); Ложа Саванны, Джорджия, и Ложа Чарльстона, Южная Каролина (1735 г.); Ложа Потсмута, Нью-Гэмпшир (1736 г.) и т.д.. по мере удлинения списка. Самые первые американские внутренние регламенты Символической Ложи были приняты в 1736 г., когда впервые в них заходит речь о градусе Подмастерья. И лишь спустя три года мы находим в них такое дополнение (Портсмут, Нью-Гэмпшир): «Капитан Эндрю Томс был посвящен в масоны и возвышен в Подмастерья». А в протоколах Ложи Таверны Тана в Филадельфии в 1749 г. слова «посвящен», «проведен» и «возвышен» используются уже точно так же, как мы их используем сейчас. (Информация предоставлена Бр.: Джорджем Хелмером) ã Перевод с английского Е. Кузьмишина, 2000. [1] [1] Дискальцеация (от лат. discalceo – «разуваюсь») – обряд снятия обуви перед или в ходе церемонии. – Прим. перев. [2] [2] США. – Прим. перев. [3] [3] (лат.) волею Божьей. – Прим. перев. [4] [4] США. – Прим. перев. [5] [5] Гекатомба – ритуальное принесение в жертву скота, обычно 100 голов, чаще быков. – Прим. перев. [6] [6] «Магна Карта» (Magna Carta) – Великая Хартия Вольностей, законодательный акт о представительном правлении, ограничивающая права монарха, принятая в Англии в 1215 г. в правление Иоанне Безземельного. – Прим. перев. [7] [7] При тайном голосовании по кандидатуре петиционера наличие одного черного куба приводит к отклонению предложения о его посвящении. Черный куб используется во многих юрисдикциях США вместо черного шара для того, чтобы в тайном голосовании могли принимать осознанное участие также и братья с дефектами зрения. – Прим. перев. [8] [8] В большинстве юрисдикций появление в урне для голосования черного куба означает немедленное повторное голосование, имеющее своей целью избежать возможной ошибки. Если черный куб появляется в урне и во второй раз, объявляется об отрицательном результате голосования. [9] [9] Выдается только по результатам голосования ложи. [10][10] «Книга Мастера» является продолжением трудов К. Клауди «Книга Ученика» и «Книга Подмастерья» из серии «Введение во Франкмасонство». – Прим. перев. [11] [11] Мелвин М. Джонсон, Прошлый Великий Мастер Массачусетса. Его полные и подробные «Истоки франкмасонства в Америке» в наиболее полном и совершенном виде отражают историю вопроса. [12][12] Дэвид Макгрегор, Великий Архивист Великой Ложи Нью-Джерси, был величайшим ученым и исследователем истории франкмасонства не только в Нью-Джерси и Пенсильвании, но также и в колониальные времена.
|