Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Каждому по его вере
«Вывод — это то место в тексте, где вы устали думать». Афоризм Майца Убеждения как самоисполняющиеся пророчества. Хотите понять, как именно наши убеждения превращаются в самореализующиеся предсказания? Да пожалуйста! Весьма доступно и понятно это важнейшее — и для НЛП и просто «по жизни» —положение было раскрыто Д. Леонардом и Ф. Лаутом в их книге «Ребефинг» «Если Вы — пишут данные авторы — имели твердое убеждение, что люди изначально злы и склонны к обману, то встретив кого-нибудь, кто обойдется с вами доброжелательно, Вы, естественно, предположите, что он обманул Вас и имел какое-то плохое намерение. Эта интерпретация поведения человека побудит Вас вести себя таким образом, что заставит этого человека стать злым по отношению к Вам. Если Вы считаете себя плохим водителем, Вы, естественно, среагируете на эту мысль плохим вождением. Если Вы думаете, что у Вас есть тенденция стать бедным, то Вы будете делать все, чтобы привести себя к бедности. Есть много отличных способов объяснить феномен превращения мыслей в реальность, включая некоторые мистические толкования, но утверждение, что мысль создает поведение, а поведение производит результаты — это точно, четко и легко для понимания». В качестве теоретического объяснения всего этого, на своих тренингах и семинарах, я обычно привожу то, что «на полном серьезе» называю «концепцией Думающего и Доказывающего». Хотя это отнюдь не концепция, а просто остроумное замечание отца ребефинга Л. Орра о том, что человеческий мозг ведет себя так, как если бы он состоял из двух частей: Думающего и Доказывающего. Думающий может думать что угодно, осмысливая бытие (как это принято говорить среди философствующей интеллигенции). Доказывающий же доказывает все, о чем думает Думающий. Или, точнее, все то, что Думающий надумал. А надумывает он все это, в полном соответствии с нашими убеждениями. «Раскрытия для» этой концепции, позволю себе привести суждение очень уважаемого мною автора — Р. Уилсона (По: Р. Уилсон. «Психология эволюции»). «Думающий может думать практически обо всем. Как показала история, он может думать, что Земля покоится на спинах бесконечных черепах, или что она внутри пуста, или что она плывет в пространстве... Сравнительная религия и философия показывают, что Думающий может считать себя смертным, бессмертным, одновременно смертным и бессмертным (реинкарнационная модель) или даже несуществующим (буддизм). Он может думать, что живет в христианском, марксистском, научно-релятивистском или нацистском мире — и это еще далеко не все варианты. Как часто наблюдалось психиатрами и психологами (к вящей досаде их медицинских коллег), Думающий может придумать себе болезнь и даже выздоровление. Доказывающий — это гораздо более простой механизм. Он работает по единственному закону: что бы ни думал Думающий, Доказывающий это доказывает. Вот типичный пример, породивший невероятные ужасы в этом столетии: если Думающий думает, что все евреи богаты; Доказывающий это докажет. Он найдет свидетельства в пользу того, что самый бедный еврей в самом захудалом гетто где-то прячет деньги. Подобным образом феминистки способны верить, что все мужчины (включая голодных бродяг, которые живут на улицах) эксплуатируют всех женщин (включая английскую королеву). Если Думающий думает, что Солнце вращается вокруг Земли, Доказывающий услужливо организует восприятие так, чтобы оно соответствовало этой идее; если Думающий передумает и решит, что Земля вращается вокруг Солнца, Доказывающий организует свидетельства по-новому. Если Думающий думает, что «святая вода» из Лурда излечит его люмбаго, Доказывающий будет искусно дирижировать сигналами от желез, мышц, органов и т. д. до тех пор, пока организм вновь не станет здоровым. Конечно, довольно легко, понять, что мозг других людей устроен именно так, намного труднее осознать, что точно так же устроен наш собственный мозг». Роль и функции человеческих убеждений. Дело в том, что убеждения относятся к одному из высших уровней регуляции человеческого поведения и деятельности. Сие было бы совсем хорошо и здорово, если бы не одно «но». К сожалению, основной функцией убеждения является стимулирование человека на непрерывный поиск их (убеждений) подтверждения. То есть на яростное (особенно — если заденут «за живое») стремление еще раз подтвердить, что это вот убеждение — истинно. А вовсе не проверка того, истинно ли оно. Результат — удивительно странная жизнь большинства из нас. «Вглухую», когда человек не вслушивается (просто не допускает до сознания) в аргументы других людей и даже доводы собственного рассудка или бессознательного. И «вслепую», когда он начисто не замечает ничего, что опровергало бы его убеждение, но зато тут же «уз-ревает» все, что это убеждение подтверждает — даже если там нет ничего подтверждающего... Так что же это такое " — убеждение? По своей сути оно представляет собой просто обобщение. О себе самом, о мире или о себе и о мире — включая других и их взаимоотношения. Убеждение — это некая «генерализация»: о причинах, смыслах и границах. Генерализация эта помогает нам справляться с превышающим уровень нашего восприятия количеством деталей и сделать мир предсказуемым. Так, имея убеждение об опасности крупных собак, вы не анализируете породу приближающегося к вам мохнатого чудовища, а просто даете деру. Главное же заключается в том, что если мы уж в чем-то убеждены, мы будем вести себя так, чтобы это убеждение подтвердилось. Т. е. если мы, например, искренне верим, что нас не любят, то и вести себя будем так, чтобы это верование подтвердилось — капризно, враждебно, подозрительно и т. д. и т. п. Согласно нейролингвистическому программированию, к основным функциям убеждений относятся следующие (По материалам Мастерского курса НЛП X. Бренера и X. Конгсбах — ИГИСП). Убеждения функционируют как фильтры. Они обеспечивают то, что вы заметите важные (для себя) вещи и отвергните то, что неважно. Ваши убеждения говорят вам, что вы можете делать, а что нет — в настоящем и в будущем (но опять-таки — с вашей собственной точки зрения). Убеждения определяют вашу реакцию — причем в любой момент времени. Убеждения структурируют ваши переживания и говорят, что делать дальше. Убеждения заполняют разрывы в знаниях. Когда мы не знаем, что является истинным, нам нужны убеждения для заполнения этих разрывов. Мы образуем связки, которые помогают сделать наши переживания целостными. Убеждения придают смысл вашей жизни, помогают вам сформировать цели и знать, что нужно делать и как себя вести. Так что делают для нас убеждения очень и очень многое. И здорово помогают жить -- но только лишь в том случае, если являются экологичными (то есть соответствующими сути жизненной ситуации, помогающими с ней справится) и стимулирующими (на движение и изменения в правильном направлении): Неэкологичные же (или просто ослабляющие вашу волю) убеждения могут, как вы, наверное, уже поняли, запросто исковеркать вашу жизнь. Основные направления работы с собственными убеждениями. Любая работа с убеждениями, естественно, должна начинаться с их определения с последующим отделением «зерен от плевел» (т. е. экологичных от неэкологичных) для последующей переработки того, что вряд ли помогает вам жить и работать. При этом вы можете во-первых, определять собственные (новые) уникальные убеждения, а во-вторых, пользоваться уже составленными психологами списками основных, неэкологичных убеждений. И в том, и в другом случае, ваша дальнейшая работа над собой, будет заключаться в изменении выявленного неэкологичного убеждения — превращения его в экологичное путем как бы «разворота на 180°» и замены старого убеждения новым. Есть, правда, и еще один путь: это когда вы сразу, не определяя собственных неэкологичных убеждений, начинаете «вводить в себя» экологичные для данной области убеждения из списков, составленных специалистами (в этом случае старые убеждения будут как бы вынуждены уйти). Я опишу для вас все эти варианты работы с убеждениями, дабы вы могли выбрать из них тот, который более всего вам подойдет. Наиболее простыми способами определения собст-венных уникальных (то есть ваших и только ваших!) убеждений являются (на мой взгляд) следующие четыре: • анализа лингвистических и поведенческих индикаторов • выявления сопротивления и сомнений • исследования представлений о какой-либо области • анализа собственных действий. И буде выявление ограничивающих убеждений является весьма «скользким» моментом (легко ли обнаружить то, во что ты слепо веришь, а заодно и определить ошибочность того, во что ты. истово веришь?), я опять-таки приведу здесь все эти способы. Лингвистические и поведенческие индикаторы убеждений. Конечно, это не очень-то легко — следить. за собой, занимаясь этакой, столь любимой психологами старой школы, интроспекцией (сиречь, самонаблюдением). Но если учесть, что и нормальный энэлпер, и опытный человек, анализируя и изучая других обычно дове- ряет не столько словам, сколько этих других поведению (вспомните-ка, хотя бы тех из своих друзей, которые в глаза заверяют вас в своей искренней привязанности, а за глаза говорят О вас же всякие гадости, или даже просто — пакостят вам), то предлагаемый способ определения убеждений по нейролингвистическими поведенческим индикаторам, безусловно «имеет право быть». Ну а то, что именно надо отслеживать, хорошо описал один из моих учителей П. Врица, из материалов семинаров, которого (осуществленных ИГИСП ) я и почерпнул нижеописанные индикаторы техники индикации убеждений. Лингвистические (языковые) • модальные операторы возможности, долженствования и необходимости («могу — не могу», «должен —не должен», «необходимо — не желательно») • высококонтекстуальные слова типа «Быть», «Есть», «Значить» и «Следовательно» (без объяснения почему) • универсальные квантификаторы («всегда», «никогда», «никто, «ничто», «все» и т. п.) • словесные структуры типа «Если..., то...». Психофизиологические • вовлеченность нервной системы (это когда человек как бы весь в этом) • неадекватная эмоциональность (отстаивание «с пеной у рта») и • иррациональные ответы («Все равно это так!»). Если вы обнаружите нечто подобное вышеописанному, знайте: сейчас говорите и думаете не вы, а ваши убеждения. А раз так, попробуйте определить это убеждение, последовательно задавая себе хитрый энэлпер-ский вопрос: «что должно быть правдой, чтобы это было верным?». Определивши же конкретное убеждение, можете уже начинать задавать себе еще один интересный вопрос: а полезно ли для меня оно? Т. е. можно ли считать это убеждение экологичным — действительно помогающим жить в этом непрерывно меняющемся мире, который мы тщимся остановить и упорядочить с помощью сонма наших верований? Выявление убеждений через сопротивление и сомнения. Если помните, в начале этой главы я утверждал, что некое внутреннее сопротивление на пути продвижения к совершенству является вполне возможным феноменом. Потому что (среди всего прочего сопротивляющегося) в вас просто должны наличествовать сдерживающие убеждения, каковые по сути своей выступают ограничивающими. Дабы вывести их «за ушко да на солнышко», то бишь определить, вам достаточно сделать следующее. Впишите в пробелы все те мысли, которые -возникнут у вас при чтении нижеприведенного текста — и тогда, очень может быть, что вы получите весьма интересный список убеждений, как бы сопротивляющихся вашему совершенствованию (По: Р. Дилтс. «Фокусы языка»). Да, дабы вы могли пользоваться этой техникой анализа сопротивления со стороны собственных убеждений (название мое, а не Р. Дилтса), в любой сфере или области жизни, где как бы зашли в тупик, я сохраняю в неприкосновенности исходный текст, и вы, соответственно, вместо слов «то, чего хочу» ставите «совершенство». Если я получу то, чего хочу, то (Что вы можете потерять или что может пойти не так, если вы получите то, чего хотите?) Получить то, чего я хочу, будет означать для меня ______________________________________________ __________________________________________________ (Что плохого для вас или других людей в том, что вы получите то, чего хотите?) Из-за того, что ______________________________ ________________________________________ _____ _все остается по-прежнему. (Что мешает ситуации измениться?) Если я получу то, чего хочу, т (Какие проблемы может вызвать то, что вы добьетесь того, чего хотите?) Ситуация никогда не изменится, потому чт (Какие ограничения или препятствия удерживают ситуацию в нынешнем состоянии?) Я не могу получить то, чего хочу, потому чт (Что мешает вам получить то, чего вы хотите?) Невозможно получить то, чего я хочу, потому что ___________________________________________ (Что делает для вас невозможным получить то, чего вы хотите?) Я не способен получить то, чего хочу, поскольку ______________________________________________ (Какой личностный недостаток мешает вам получить желаемый результат?) Лучше уже не будет, потому что____________ (Что будет всегда мешать вам добиться успеха?) Исследование представлений. То, как с помощью техники определения убеждений с помощью исследования представлений по теме Д. Леонарда и Ф. Лаута (название опять-таки мое) можно выявить собственные верования, вы поймете с помощью нижеприведенного описания. Для тех, кто, например, решил выяснить собственные убеждения по теме «работа», данные авторы рекомендуют следующее (По: Д. Леонард, Ф. Лаут. «Ребефинг»). «Выберите момент, чтобы проверить поток Ваших представлений о работе и о Вашей работе. Выпишите 10 мыслей о работе вообще и еще 10 о Вашей работе в частности. Найдите несколько минут, чтобы просмотреть список, который вы сделали. Мысли, которые вы записали, наиболее вероятно, отражают шаблон Вашей позиции по отношению к работе вообще и к Вашей работе в частности. Это вполне возможно, что составленные Вами списки содержат некоторые мысли, которые не поддерживают в вас удовольствие от работы. Вы можете использовать простой процесс инверсии, чтобы превратить мысли, которые вас не поддерживают в аффирмацию, которая будет способна изменить ваши нынешние мысли (об аффирмапиях и технике аффирмирования подробнее см. далее — C.К.). Например, если одна из мыслей в Вашем списке гласит «Работа тяжела», то аффирмация посредством инверсии будет «Работа легка»; или если одна из мыслей «Моя работа есть то, что я вынужден делать», то вы получите аффирмацию «Так как я выбрал мою работу, она приятна мне»... Словарь определяет «работу» как усилие для выполнения чего-то; словарь так же определяет «работу» как функцию или операцию. Чем более вы будете рассматривать Вашу работу как благоприятную возможность действовать на пользу службы обеспечения в мире, тем более радостной она будет». Вполне понятно, что подобным образом вы можете исследовать и любые другие области существования ваших убеждений. Определение убеждений на основании анализа действий (По: X. Альдер. «Самоучитель НЛП»). Здесь вам надлежит сделать нечто совсем—совсем другое, непохожее на вышеописанное, но, возможно, еще более простое. А именно, составить список дел, которые вы делали в течении дня. И подумать, нельзя ли опреде- лить, какое убеждение лежит в основе каждого из этих действий. Например, вы можете вспомнить, что утром вы долго тянули с тем, чтобы встать с кровати, а потом, еще в начале работы, позвонили подчиненному Петрову и ни с того ни с сего наорали на него. Проанализировав эти свои действия вы внезапно обнаруживаете, что в основе первого действия лежала мысль «Опять идти на эту каторгу!» (убеждение «моя работы — это каторга»), а в основе второго — «Я не могу ничего сделать с этим проклятым Петровым» (убеждение налицо и в расшифровке не нуждается — хотя можно было бы, конечно, и дальше немного покопаться в нем, дабы выяснить, что здесь главное: «Я не могу» или «Петров неисправим»). Составленный таким образом список основных ваших неэкологичных (и ослабляющих) убеждений вы опять-таки разворачиваете на 180° для того, чтобы, переработав, сделать их экологичными и усиливающими вас. Основные неэкологичные убеждения по РЭТ. Не знаю, удалось ли вам определить все свои главные ограничивающие убеждения. Если да, то честь вам и хвала, однако сие вовсе не освобождает вас от необходимости прочитать нижеследующее — а вдруг там найдется что-то, что вы упустили? Если же нет, то тогда знакомство со списками основных, так сказать, общечеловеческих ослабляющих верований, выявленных в различных школах современной психотерапии, будет для вас просто необходимым — не думайте, что вы настолько отличаетесь от других, что не в состоянии «заразиться» общепринятыми благоглупостями. Как вы, наверное, уже поняли, первый из этих списков был сделан в рамках так называемого РЭТ или, иначе, рационально-эмотивной психотерапии, созданной А. Эллисом. Терапия эта построена на очень интересной и, в общем-то, бесспорной мысли, по которой одной из причин наших глупых и неэкологичных эмоций являются наши же, мягко говоря, неумные убеждения. Подробности опущу, но думаю, что сама по себе мысль о том, что, определив и устранив собственные, но относящиеся к типичным, ограничивающим убеждениям, вы заодно основательно «почистите» свою эмоциональную сферу, должна хорошо «замотивировать» вас на знакомство с тринадцатью самоуничтожительными верованиями, открытыми в рамках РЭТ. Кстати, обратите внимание на то, что приводятся они не только в базовой формулировке, но еще и с причинами, примерами (вариантами), последствиями, а также с формулировкой (довольно общей) «правильного» (сиречь экологичного) убеждения (По: С. Уолен, Р. ДиГусепп, Р. Уэсслер. «Рационально эмотивнаяпсихотерапия». С изменениями). 1. Меня должны любить и поддерживать все, кто мненебезразличен, а если нет, то это ужасно. Подобное убеждение отражает страх быть отвергну-той(тым). Она заметно чаще встречается у женщин и, кстати, весьма нелегко поддается переработке. Меня никто не любит. Это ужасно, что он называет меня глупой бабой. Я боюсь назначать ей свидание. Я не вынесу, если он разозлится на меня. Я согласна на все ради этого человека. Люди, придерживающиеся подобного убеждения, не умеют настойчиво добиваться того, чего хотят; часто терпят неудачи, а в интимных отношениях пассивно соглашаются практически на все — но не из удовольствия или интереса, а из страха, что, если они начнут возражать, другой посчитает их неполноценными и бросит. Рациональное суждение (инверсированное убеждение) может в этом случае иметь следующий вид БЫЛО БЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО И ПОЛЕЗНО УВАЖАТЬ СЕБЯ, ПОЛУЧАТЬ ОДОБРЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ В КОНКРЕТНЫХ ДЕЛАХ И ЛЮБИТЬ САМОМУ, А НЕ НАДЕЯТЬСЯ НА ЛЮБОВЬ ОКРУЖАЮЩИХ 2. Когда люди поступают плохо или нечестно, они заслуживают порицания, осуждения и наказания: они плохие или омерзительные личности В данном убеждении основная иррациональность связана не с проблемой наказания (феномен кнута и пряника явно не изжил себя в современном обществе), но с тем, что здесь оценивается не поведение человека (или конкретный поступок), а он целиком — как субъект, который должен быть обвинен, наказан и назван плохим. Это твоя и только твоя вина. Они не имели права так поступать. Ему следовало бы быть более справедливым. Он заслужил это. Он еще поплатится за все. Конечно, он заслуживает наказания. Инверсированное рациональное суждение может выглядеть так ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПОСТУПКИ НЕПРАВИЛЬНЫ И АНТИСОЦИАЛЬНЫ, И ТЕ, КТО ИХ СОВЕРШАЕТ, ПОСТУПАЮТ ТАК ПО ГЛУПОСТИ ИЛИ В СИЛУ СВОЕЙ НЕВРОТИЧНОСТИ: ВЫЛО ВЫ ХОРОШО ПОМОЧЬ ИМ ИЗМЕНИТЬСЯ (лично я всех без исключения клиентов обучаю простой мысли по поводу действий других людей: «Не ищи злого умысла в том, что вполне объяснимо человеческой глупостью»). 3. Это ужасно, что дела идут не так, как я хотел. Реализуя это убеждение в том, что можно назвать незаконченной речью, ибо оно не столько высказывается, сколько подразумевается, отчего во всех подобных случаях явно не липшим будет (как, собственно, и везде) ну хотя бы вопрос «Почему?». Со мной поступают несправедливо. Я не могу без этого обойтись. У всех людей есть_______________, -Я не могу вынести, что я такой_____________. Они никогда с этим не согласятся. Если я не добьюсь этого, случится что-то ужасное. Рациональное (инверсированное) суждение может быть в этом случае таким ЭТО ПЛОХО, ЧТО НЕ ЧАСТО ДЕЛА ИДУТ ТАК, КАК ХОТЕЛОСЬ БЫ, И БЫЛО БЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ, ЧТОБЫ ДЕЛА ПОШЛИ ЛУЧШЕ. ЕСЛИ ЖЕ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ НЕВОЗМОЖНО, ЛУЧШЕ ВРЕМЕННО ПРИНЯТЬ ЕЕ ТАКОЙ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ 4. Мне следует быть очень настороженным в отношении неопределенных или.потенциально опасных событий Человек, живущий с подобным убеждением, требует от своей жизни полной определенности и, естественно, испытывает тревогу, не получив никаких гарантий. А это значит, что он создает две проблемы вместо одной и расстраивается еще до наступления неприятностей. Это может случиться. Я ни о чем другом, кроме этого, не могу думать. Это не выходит у меня из головы. Как я могу быть уверен, что этого не произойдет? Инверсирование данного убеждения возможно в следующей форме ЛУЧШЕ ВСТРЕТИТЬ ОПАСНОСТЬ И НЕЙТРАЛИЗОВАТЬ ЕЕ, А КОГДА ЭТО НЕВОЗМОЖНО, ТО ПРИНЯТЬ НЕИЗБЕЖНОЕ 5. Я ничего не стою, если я не очень компетентен и не добиваюсь все или почти все время успехов в главной деятельности. Данное суждение-убеждение относится к числу наиболее распространенных (особенно — среди мужчин), и является (формой базирующегося на страхе неудачи самоосуждения: формой, которая порождает сильную тревогу при ожидании неудачи, и провоцирует депрессию, когда эта неудача случается. Какой же я дурак. Мне не следовало делать этого. Я недостаточно умен, чтобы добиться этого. Теперь я не на что не годен. Без этого я ничто. Инверсированное рациональное суждение здесь может быть таким ПОЛЕЗНЕЕ ВОСПРИНИМАТЬ СЕБЯ НЕСОВЕРШЕННЫМ СОЗДАНИЕМ, ПОДВЕРЖЕННЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СЛАБОСТЯМ И ОШИБКАМ. И ЛУЧШЕ ПРОСТО ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМ ДЕЛОМ, ЧЕМ ИСПЫТЫВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ ДОБИВАТЬСЯ УСПЕХА 6. Должно существовать идеальное решение этой проблемы; я должен быть уверен в себе и должен полностью контролировать ситуацию. Данное иррациональное убеждение как бы состоит из двух частей. Первая — это то, что существует идеальное решение, его надо найти, а если оно не будет найдено, последствия будут ужасны. И вторая — что, вне зависимости от этого идеального решения, человек должен контролировать ситуацию. Подобное убеждение обычно порождает гнев и раздражение, причем не только на себя, но и на другого (других), не имеющих или не предлагающих идеальное решение и не контролирующих значимую ситуацию. Надо найти лучший способ. Ситуация должна быть полностью под моим контролем. Как я могу определить, что это лучший вариант? Я знаю, чего хочу, но все еще не могу решиться. Мне не хватает уверенности. Инверсия к данному убеждению может выглядеть так В НАШЕЙ ЖИЗНИ МНОГО НЕОПРЕДЕЛЕННОГО, НО МОЖНО НАСЛАЖДАТЬСЯ ЖИЗНЬЮ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО 7. Мир должен быть честным и справедливым. Люди, разделяющие это иррациональное убеждение, просто не хотят видеть мир таким, каким он есть на самом деле, и требуют, чтобы он стал таким, каким они хотят его видеть. Почему это случилось именно со мной? Я не заслуживал этого. Почему это произошло — я ведь делал все. что полагалось. Какое право они имели так поступать! Рациональная инверсия может быть такой МИР ЧАСТО НЕСПРАВЕДЛИВ. НАПРИМЕР, ХОРОШИЕ ЛЮДИ ЧАСТО УМИРАЮТ МОЛОДЫМИ. ЛУЧШЕ ПРИНЯТЬ ЭТОТ ФАКТ И СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ТОМ, КАК РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ, НЕСМОТРЯ НА СУЩЕСТВУЮЩУЮ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ 8. У меня никогда не должно быть дискомфорта и боли. Страх дискомфорта и боли, порождаемый этим убеждением, может блокировать достижение целей и даже получение какого-нибудь удовольствия, которое не находится «здесь и теперь». Помимо этого именно оно может приводить к пагубным пристрастиям и неуме-ренностям в поведении, а также просто выражаться в утомительном нытье и жалобах. Это слишком трудно. Зачем мне все эти неприятности? Я не могу вынести это. Какая диета -- я так хочу есть. Нет, я не позволю себе перенапрягаться. Это будет слишком больно. Инверсирование этого убеждения приводит к следующей формулировке РЕДКО МОЖНО ДОСТИЧЬ ЧЕГО-ЛИБО БЕЗ ДИСКОМФОРТА. Я МОГУ СПРАВИТЬСЯ С ДИСКОМФОРТОМ, ХОТЯ ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ МНЕ НЕ НРАВИТСЯ 9. Я могу сойти с ума, и это было бы невыносимо. Данное иррациональное суждение является так называемой френофобией в чистом ее виде, и может рассматриваться как своеобразная психическая (психологическая) ипохондрия, базирующаяся на негативной самооценке и тревоге дискомфорта. Это закончится сумасшедшим домом. Я так боюсь потерять над собой контроль. Мне кажется, я схожу с ума. Я больше не могу даже думать спокойно. В моей ситуации любой испытал бы панику и страх Рациональное (инверсированное) суждение может выглядеть так ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСТРЕСС, КОНЕЧНО, НЕПРИЯТЕН, НО ВСЕ ЖЕ С ЭТИМ МОЖНО СПРАВИТЬСЯ 10. Лучше избегать, чем противостоять жизненным трудностям. Это убеждение весьма сходно с тем, что описано под номером восемь, и основывается на представлении о том, что жизненные трудности так неприятны, что их нужно избегать любой ценой. Ничего не поможет. Не стоит и напрягаться. Я подумаю об этом завтра. Мне не нравится то, что происходит, но... Я сделаю все, чтобы избежать этого. Не такая уж это и серьезная проблема, чтобы тратить на нее силу! Инверсия данного убеждения следующая ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ЛЕГКИЙ ПУТЬ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ВСЕГДА ОКАЗЫВАЕТСЯ БОЛЕЕ ТЯЖЕЛЫМ 11. Я нуждаюсь в ком-то более сильном, чем я, чтобы я мог на него положиться. Люди с данным убеждением связывают надежды на улучшение с кем-то другим или высшей силой и, считая, что самостоятельно они не смогут справиться, снижают (часто почти до нуля) собственную активность в решении проблем и достижении целей. Я надеюсь только на бога. Без нее (него) я не справлюсь. Женщине нужен мужчина. Я не могу это сделать один. Я не знаю; что я буду без нее (него) делать. Всегда можно уповать на волю и помощь Высших Сил. Рациональное суждение здесь выглядит весьма просто ЛУЧШЕ ДЕЙСТВОВАТЬ И ДУМАТЬ НЕЗАВИСИМО, ХОТЯ В ЭТОМ ЕСТЬ НЕКОТОРЫЙ РИСК 12. Эмоциональные переживания вызываются внешними событиями, у меня мало возможностей управлять чувствами или изменять их Данное убеждение является своеобразным камнем преткновения на пути к управлению собой, ибо надежно отводит (или уводит) человека с позиции Причины всего того, что с ним происходит, оставляя ему лишь жалкую роль Следствия: игрушки в руках внешних сил, механического человека, живущего в режиме «стимул — реакция». Из-за него я чувствую себя ничтожеством. Можно ли чувствовать себя нормально в этой стране (обстановке)? Он постоянно злит меня. Это все из-за кризиса. Она сделала меня совсем больным. Инверсией данного убеждения может служить следующее ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ НАШИМ ОТНОШЕНИЕМ К СОБЫТИЯМ. ЧЕЛОВЕК ПРИОБРЕТАЕТ НАДЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ, ЕСЛИ СТРЕМИТСЯ ИЗМЕНИТЬ СОБСТВЕННЫЕ НЕНАУЧНЫЕ ОШИБОЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ, СОЗДАЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 13. Прошлое является причиной моих сегодняшних проблем, потому что те давние события сильно повлияли на меня, и будет продолжать действовать. Это еще одно убеждение, препятствующее изменениям, поскольку предполагает некую фатальную зависимость от прошлого опыта, в прокрустовом ложе которого отныне только лишь и должна происходить жизнь, человека. Это мои родители во всем виноваты. Меня так воспитали. У нас вся семья такая. Все от того, что я еврей (лицо кавказской национальности, инородец). У меня было ужасное детство, и оно постоянно дает о себе знать. Все оттого, что я приемыш (сирота). Просто отец нас бросил и у меня не было мужского примера. Рациональное суждение здесь такое МЫ МОЖЕМ УЧИТЬСЯ НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ, НЕ СТАНОВЯСЬ ЗАЛОЖНИКАМИ ПРЕДРАССУДКОВ Рекомендую вам для определения того, насколько близкими и родными для вас являются все эти неэкологичные убеждения, сначала выписать их в близкой и приемлемой для вас формулировке, а после воспользоваться семибалльной шкалой следующего вида 7 — да, это так 6 — вероятно, это так 5 — скорее всего это так, чем не так 4 — это и так, и не так 3 — скорее это не так, чем так 2 — вероятно, это не так 1 — нет, это не так. И все убеждения, которые получили у вас оценки 5 и выше немедленно переработать с использованием любой из описанных выше техник. Сие тем более важно, что, как правило, трансформация одного «крупного» убеждения ведет к немедленному изменению всех вытекающих из него и более «мелких» убеждений — а все вышеприведенные убеждения, уж поверьте мне, относятся к весьма крупным. Так, переработка убеждения «Когда люди поступают плохо или нечестно, они заслуживают порицания, осуждения и наказания: они плохие или омерзительные личности», позволит вам навсегда избавиться от представления всех или некоторых людей из вашего ближнего круга в виде потенциальных «врагов народа»... Отмечу также, что лично А. Эллис обнаружил, что иррациональных убеждений человека насчитывается всего три — все остальные являются как бы их подпунктами. Вот эти три убеждения, как их описал уважаемый мэтр (цитирую по книге «Эволюция психотерапии», т. 2). «Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых других, а если я не делаю того, что должен и обязан, значит со мной что-то не в порядке. Это ужасно и я ничтожество». Это иррациональное убеждение ведет к тому, что человек впадает в депрессию, испытывает тревогу и отчаяние, сомневается в самом себе. Это требование Это. «Я должен добиваться успеха, иначе я — ничтожество». Второе иррациональное убеждение таково: «Вы — люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и сотрудники — должны, обязаны относится ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого не делаете — гореть вам за это в адском огне!» Отсюда озлобленность, ярость, убийства, геноцид. И, наконец, третье иррациональное убеждение: «Условия, в которых я живу — окружающая среда, общественные отношения, политическая обстановка — должны быть устроены так, чтобы я с легкостью, не прилагая больших усилий, получал все, что мне необходимо. Разве не кошмар, что эти условия трудны и причиняют мне огорчения? Я не могу переносить этого! Я никак не могу быть счастливым; я или навсегда останусь несчастным, или убью себя». Отсюда низкая устойчивость к фрустрации». Т. е. самыми страшными убеждениями, буквально разрушающими вашу жизнь и работу, является этакая (явно нечистая) троица, нуждающаяся в немедленной и первоочередной переработке. • я должен добиваться успеха • вы должны хорошо ко мне относиться • жизнь должна быть легкой и «правильной» Неэкологичные убеждения в эмпаурменте. Другой — и весьма объемный — список основных неэкологичных изменений содержится в так называемом эмпаурменте, который, кстати, по мнению его (этого метода) авторов (Д. Гершона и Г. Страуба), является искусством творить такую жизнь, какую вы хотите. А поскольку вы, наверное, тоже хотите творить именно такую жизнь, давайте познакомимся с «технологией эмпаурмента» по книге В. Козлова «Искусство осознания». Согласно, данного источника, начинается «работа в стиле эмпаурмент» с того, что можно назвать техникой определения «внутренней почвы» — с выявления присущих вам неэкологичных и ослабляющих волю убеждений по их (убеждений) списку, объединенному в следующие группы • личная ответственность • самооценка • вера во Вселенную • позитивное отношение и • открытость переменам. Все, что вам здесь нужно — так это внимательно прочитать нижеперечисленные убеждения и выбрать (а. потом выписать) их них те, с которыми вы безусловно согласны. Одно предупреждение: выписывайте не все утверждения, с которыми вы более или менее соглашаетесь («Вероятно, это так...»), а только те из них, по поводу которых так и хочется возвопить: «Это истина моей жизни!».
|