![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Главная тема сочинения ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Умение «читать» главную тему в подтексте помогает выявить порой неосознанно маскируемые клиентом мотивы обращения к психологу. Главная тема может демонстративно и настойчиво возвращаться к обозначенному тезису, например, о правильном воспитании, что характерно для сочинений – «моралите» (ярко демонстрируют феномен социальной желательности, по содержанию поразительно «мудры» и «правилосообразны»). Главная тема может быть неявной: в сочинении появляется лейтмотив тревоги родителя, и центр повествования смещается в сторону от заданной темы. Главная тема может быть скрытой, когда она является лишь поводом для сочинения, своеобразной проекцией волнующей проблемы. Самое основное для консультанта – это то, что больше всего волнует клиента, чему он посвящает свой рассказ, к чему всякий раз возвращается (поведение ребенка, его болезни. учебная деятельность, вредные привычки, страхи, взаимоотношения с окружающими, свои проблемы, в частности супружеские, и т.д.).
Главный герой и второстепенные действующие лица могут оцениваться прямо и косвенно, нейтрально, позитивно, отрицательно, амбивалентно. Родитель может оценивать: деятельность и поведение (ничего не хочет делать и т.д.); личностные особенности (ласковый, любит много спать и т.д.); достижения-неудачи (он и раньше не любил читать и т.д.); взаимоотношения с другими людьми (не умеет устанавливать контакт со взрослыми и т.д.). описывать: внешние и физические данные (маленькая, хрупкая, кудрявый и т.д.); формально-биографические сведения (родился там-то).
Имя – полное, уменьшительно-ласкательное, семейное прозвище, нейтральные славосочетания (мой ребенок, мой сын). Не всегда отражает реальную картину «называния» ребенка в семье.
Сюжет – система событий, составляющих поступки героя. Позволяет выявить причинно-следственные связи.
Время Сожаление о том, что прошлое уходит, что ребенок растет, может свидетельствовать не только о симбиотических отношениях или же о серьезных проблемах в настоящем, но может являться доказательством динамики родительской позиции. Сожаление о необратимости прошлого ребенка есть одновременно сожаление о нереализованных родительских обязательствах (не так играли. мало общались и т.д.). Нежелание говорить о проблемах прошлого может являться защитной реакцией клиента, оберегающего себя от болезненных воспоминаний или же не допускающего постороннего в свой мир. Постоянное сравнение настоящего с прошлым может быть окрашено в разные оттенки: грусти, радости, горечи (жаль, что ребенок быстро вырос; вижу, как он растет и радуюсь тому, что происходят серьезные изменения в его жизни; горько оттого, что не смогу вернуть его к прошлой жизни). Надежда на перемены в будущем может свидетельствовать об осознании своих неудач, о стремлении что-то изменить в себе и обстоятельствах. Иногда сочинение пронизано фатализмом (такой уж уродился).
|