![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монополия. Рассмотрим крайний случай несовершенной конкуренции – чистую монополию (от греческого «моно» – один ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Рассмотрим крайний случай несовершенной конкуренции – чистую монополию (от греческого «моно» – один, «полио» – продаю). Монополия – исключительное право государства, предприятия, организации или торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. С учётом степени охвата монополии делятся на:
Чистая монополия – это рыночная структура, в которой один единственный продавец является поставщиком товара или вида услуг, не имеющих на рынке близких заменителей.
Классификация монополий (в зависимости от характера и причин возникновения различают):
Естественная монополия образуется собственниками и хозяйствующими субъектами, имеющими в своём распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства. например: редкие металлы, особые земельные участки под виноград, железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс
Легальная монополия образуется на законных основаниях, её часто называют защищённой от конкуренции. Большинство монополий создаётся правительством через:
Под патентом понимается свидетельство, выданное правительством страны изобретателю на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также называют документ, выданный на право занятия промыслом, торговлей.
Согласно которой авторы получают право продавать и тиражировать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период.
Специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать товаров и услуги (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки). Искусственные монополии – это объединения предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Эти монополии намеренно меняют структуру рынка:
Возникновению монополии способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов. Это могут быть: - законодательные барьеры (патенты, авторские права, лицензирование); - контроль над важным ресурсом; - финансовые барьеры (стартовый капитал); - доступ к каналам маркетинга и сбыта; - значительная экономия на масштабах (снижение средних затрат с ростом выпуска приводит к тому, что в отрасли могут преуспеть только несколько крупномасштабных производителей); Фирма в условиях монополии в отличие от совершенно конкурентной фирмы обладает рыночной властью, т.е. может влиять на цену.
|