Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Несовершенная конкуренция и её виды ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Моделями несовершенной конкуренции являются чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Каждая из названных структур отличается степенью способности фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены.
Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда относительно большое количество производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Выделяют следующие признаки монополистической конкуренции. 1. На рынке присутствует большое количество разных по размерам фирм, но преобладают некрупные фирмы. Большое количество фирм на рынке исключает возможность сговора между ними о сокращении объёма выпуска продукции и повышении цен. 2. Дифференциация продукта. Выпускаемый каждой фирмой товар принадлежит к определённой группе товаров, но одновременно отличается от изделий других производителей. Например, большое количество фирм выпускает мужскую обувь. Но существует несколько видов обуви (сезонная, модельная, спортивная и другие). Каждая модель в какой-то степени уникальна. Производитель каждого вида является на рынке монополистом. В то же время другие производители поставляют на рынок множество аналогичных товаров, различающихся по цвету, фурнитуре и т.д. Поэтому на рынке возникает конкуренция. 3. Отсутствуют высокие барьеры для вступления в отрасль. Фирма стремится получить доход за счёт роста качества продукции, а не увеличивая объём производства. Это позволяет функционировать на рынке небольшим фирмам. Следовательно, вступление в отрасль не требует больших денежных средств. 4. Велика роль неценовой конкуренции и рекламы. Необходимый уровень рекламных расходов может оказаться настолько большим, что становится барьером для вхождения в данную отрасль.
Чистая монополия – это такая ситуация, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей (субститутов). Выделяют следующие черты монополии. 1. На рынке единственный продавец данного продукта, поэтому в условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, то есть понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. 2. Продукт, который производит и реализует фирма, не имеет близких заменителей и в этом смысле он уникален. 3. Чистый монополист сам определяет цену товара, он обладает рыночной властью, то есть назначает и контролирует цены и объём поставок товара на рынок. 4. Существуют высокие барьеры (патенты, лицензии, собственность на важнейшие виды сырья и другие) для входа в отрасль других фирм, поэтому чистый монополист не имеет конкурентов. Монополия может быть закрытой, когда она защищена от конкурентов с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, авторские права и другие); открытой, когда фирма является единственным продавцом какого-либо товара, но она не имеет никакой специальной защиты от конкурентов; естественной, при которой наиболее экономически выгодно производство какого-либо товара одной крупной фирмой. Дробление такого производства на несколько фирм ведёт к росту издержек и удорожанию продукции. К естественной монополии можно отнести предоставление различных коммунальных услуг (водопровод, канализация, газо- и энергоснабжение и т.д, метро.), телефонные компании и компании кабельного телевидения и т.п. В этих условиях монополия может быть оправдана экономической целесообразностью.
Олигополия – это такая рыночная структура, при которой на отраслевом рынке присутствуют несколько крупных фирм (от 2 до 10), на долю которых приходится более половины общего объёма продаж. Когда на рынке господствуют 2-3 фирмы, то говорят о жёсткой олигополии. Расплывчатая олигополия – когда 6-7 фирм делят 70-80 % рынка. Различают однородную и дифференцированную олигополию. Однородная олигополия существует в отраслях, которые производят стандартизированную продукцию. Например, производство стали, цемента, сахара и другие. Дифференцированная олигополия предполагает производство дифференцированной продукции (автомобили, телевизоры, сигареты и другие). Олигополия имеет ряд характерных черт. Во-первых, все фирмы на рынке взаимозависимы. Это значит, что каждая фирма при определении цены на свою продукцию или определении объёма производства всегда должна учитывать возможную реакцию фирм-конкурентов. Во-вторых, присутствуют высокие барьеры для вступления в отрасль. Ограничения могут быть связаны с наличием патентов и лицензий. Кроме того, нужны очень большие денежные средства для открытия предприятия. В-третьих, рыночные цены относительно устойчивы (жёсткие), они мало меняются, а если меняются, то одновременно у всех фирм. Это объясняется олигополистической взаимозависимостью фирм. Например, производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведёт к падению доходов. В-четвёртых, фирмы могут заключать между собой договор (тайный или явный) при определении объёмов производства и установлении уровня цен, что позволяет им увеличить прибыль.
|