![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упражнения профилактического тренинга
1. " ЧУВСТВА" Цель: анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека. Вспомните ситуацию и чувства, когда вам приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Разбейтесь по парам и расскажите друг другу об этих чувствах. В кругу опишите чувства, которые испытали, когда вспоминали, рассказывали и слушали. 2. " ЗАЧЕМ ЛЮДИ УПОТРЕБЛЯЮТ НАРКОТИКИ" Цель: осознание причин проблемы зависимостей. Мозговой штурм по поводу причин, побуждающих человека употреблять наркотики. Один фиксирует их на ватмане. Обобщение и анализ того, как можно по-другому удовлетворить свои потребности. 3. " РОЛЕВАЯ ИГРА" Цель та же. Разбейтесь по парам. Вы - 2 подруги (друга), которые встретились на квартире, родителей нет. Одна предлагает выпить, вторая - называет аргументы отказа. Обратная связь: что было убедительно, а что — нет. 4. " ПОРТРЕТ НАРКОМАНА" Цель: переживание и прочувствование ситуации зависимого. Нарисуйте портрет наркомана (не обязательно изображение человека). Выставка и обсуждение рисунков. 5. " ЗАВИСИМОСТЬ" Цель: выявление типичных точек зрения по вопросам. Предложите свой вариант предложения, начало которого: - когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя... - в общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает... - свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через... - когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю... - ситуация, в которой я мог бы стать зависимым... - когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого или чего-либо, я... - быть независимым для меня означает... - я понимаю, что зависимость - это... 6. " СКУЛЬПТУРА ЗАВИСИМОСТИ " Цель: знакомство с зависимостью через уровень телесного отреагирования. Разбейтесь на тройки и составьте свою скульптуру зависимости. Обсуждение. 7. " ШАХМАТЫ" Цель: формирование осознанного отношения к наркотикам и навыки аргументированной защиты своей позиции. В кругу по 5 - 7 человек рассчитаться на 1, 2. Первый говорит: " Да, употредление наркотиков допустимо...", Второй перефразирует: " Как я понял, ты имеешь в виду случай, когда..., но я думаю, что употребление наркотиков недопустимо, потому что..." Во втором кругу роли меняются. 8. «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» Цель: почувствовать достоинства и недостатки 2 позиций: «ответственность за других» и «ответственное отношение к другим» Как незаконченные предложения:: - быть ответственным для меня означает... - некоторые люди более ответственны, чем другие, это люди, которые... - безответственные люди - это... - свою ответственность к другим я проявляю через... - самый трудный для меня вид ответственности - это... - ответственного человека я узнаю по... - чем сильнее моя ответственность, тем больше я... - я побоялся бы нести ответственность за... быть ответственным по отношению к себе - это... - я несу ответственность за... 9. «ЧТО ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДУМАЕТЕ?» Цель: понять, что нередко наше отношение диктуется предрассудками. Разбейтесь в группы по 4 человека. Читайте спорные высказывания и посчитайте количество согласных и не согласных с ними. Высказывания: - курение должно быть запрещено во всех публичных местах, - алкоголиков и наркоманов нужно изолировать от общества, - нужно, чтобы наркоманы бесплатно получали чистые шприцы, - зависимые женщины не должны иметь детей. 10. «МИФЫ» Цель: уточнение информации по проблеме, формирование собственной позиции по вопросам. Зачитывается высказывание: - достаточно один раз попробовать, чтобы стать наркоманом... - наркомания - не болезнь, а преступление... - все наркоманы — преступники... - наркотики помогают снять напряжение... - марихуана — безопасна. Группа делится на 3: «да», «нет», «может быть». Дискуссия. Информация специалистов. 11. «ОБСУЖДЕНИЕ ИСТОРИИ» Цель: ключевые понятия: ответственность и дискриминация. «Володя и Катя дружат больше года. Катя стала замечать в последнее время изменения в Володе, вскоре он признался, что балуется «ханкой», но не является наркоманом и предложил ей попробовать. Она попросила помощи у одноклассницы, брат которой умер от наркотиков. По инициативе этой подруги состоялся педагогический совет, были поставлены в известность классный руководитель и родители, узнал весь класс. От Володи почти все отвернулись, Володя наркотиков больше не употребляет, но отношения с Катей испортились...» Дискуссия. 12. «ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК» Цель: углубление знаний друг о друге. Нарисуйте «я — реальное», «я - идеальное», «я - глазами других людей». 13. «ЦЕННОСТИ» Цель: осознание перспектив своей жизни.Из списка выберите 5 основных, на ваш взгляд, ценностей: интересная работа, хорошая обстановка в стране, общественное признание, материальный достаток, любовь, семья, удовольствия, самосовершенствование, свобода, справедливость, доброта, честность, искренность, вера, целеустремленность. Обсуждение. 14. ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЙ К СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Цель: формулирование личных проблем, оценка выборов своей деятельности. 1. Укажите 3 вещи, которые вам бы хотелось делать чаще в вашей жизни. 2. Укажите 3 вещи, которые вам бы хотелось перестать делать. 3. Объясните, почему не делаете первые 3 и делаете последние 3. 15.. " ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ РОЛИК" (В.Ю.Котляков) Цель: утверждение в своей позиции и осознание средств воздействия на молодежь и их эффективность. Разбейтесь по 4 - 6 человек, представьте, что работаете на телевидении составьте ролик о вреде наркотиков. Обсудите, какой более удачный, почему. 16. " ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ" Цель: формирование навыка аргументированного отстаивания своей позиции на оказание помощи сверстнику. Разделитесь на 2 подгруппы: каждая - редакция молодежной газеты, вы разбираете письма и пишите ответ: 1) Уважаемая редакция. Я была в компании и меня уговорили попробовать уколоться. Мне стало интересно. А теперь я думаю, вдруг я уже наркоманка? 2) Мой парень съездил на дачу и познакомился с парнями, теперь они часто собираются, курят и пьют водку. Мне он очень нравится и я хочу ему помочь, но не знаю как. Оцените по критериям (от 1 до 10 баллов) ответ другой подгруппы: доступна ли форма ответа на письмо, понятен ли смысл ответа, не вызывает ли ответ чувства неприязни, достаточно ли он информативен. 17. " ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ" Цель: сравнение того, как человек представляет себя, свои особенности, с мнением о том, как его оценивают люди из ближайшего окружения. 1. Дайте 10 ответов на вопрос " Какой я? " 2. Ответьте на эти же вопросы, как по вашему мнению, на него бы ответил кто-то из ваших родителей о вас. 3. То же, но лучший друг. Проанализируйте сходства и различия, чем они обусловлены. Укажите, какие из ответов касались физических качеств, психологических особенностей, социальных ролей.
|