Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Согласно ст. 65 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) юридическое лицо может быть признано банкротом по решению судаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Согласно ст. 65 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) юридическое лицо может быть признано банкротом по решению суда, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В отличие от ГК РФ Федеральный закон «О несостоятельности «банкротстве)» содержит конкретное определение банкротства. В настоящее время действует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятый Государственной Думой 27 сентября 2002 года, Одобренный Советом Федерации 16 октября 2002 года и вступивший в силу 26 октября 2002 года. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ, от 31.12.2004 N 220-ФЗ) Так, согласно Закону 1992 г., под несостоятельностью понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, включая неспособность обеспечит обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса. Критерии неудовлетворительности структуры баланса и порядок их расчета определялись Приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 498. Согласно Закону 1992 г., банкротству не подлежали только те организации, сумма кредиторской задолженности которых была меньше стоимости их имущества. В Законе 1998 г. такого положения нет, то есть расширен круг юридических лиц, могущих подвергнуться процедуре банкротства. Закон 1998 г. не конкретизирует причины банкротства, а определяет положение организации на определенный момент. Представляется, что такой подход лучше способствует выявлению неплатежеспособных организаций. В положениях Закона о банкротстве 1998 г. в отличие от Закона 1992 г. просматривается иная идеология. В основу критерия банкротства положен принцип неплатежеспособности. Согласно ст. 2 Закона 1998 г., банкротством является «признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», как и в законе 1992 г., оговорены необходимые условия, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве. Дело о банкротстве возбуждается, если требования к организации в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, и если соответствующие обязательства не исполнены в течении трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Включение в закон этих условий вполне обосновано. Хотя представляется, что денежный порог необходимо повысить, а в лучшем случае сделать дифференцированным по категориям предприятий. Иначе велика вероятность загрузки судов делами о банкротстве, которые в итоге окажутся исками о взыскании задолженности. Исходя из арбитражной практики, в период действия Закона 1992 г. одним из основных мотивов, обуславливающих обращение кредиторов с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности, являлось, как правило, стремление использовать преимущества, характеризующие порядок рассмотрения дел о банкротстве, для разрешения обычных споров о расчетах. В Законе 2002 г. законодатель дает подробный ответ на ряд важных вопросов, не решенных Законом 1998 г. Это доказывает, что при разработке Закона широко учитывалась арбитражная практика по делам о банкротстве. И, хотя, вопросы по применению того или иного законодательного акта в арбитражной практике возникают довольно часто, в новом Законе о банкротстве законодатель постарался ответить на уже имеющиеся вопросы и значительно конкретизировал нормы данного закона. Конкурсное производство (общие положения) Конкурсное производство как процедура представляет большой интерес для рассмотрения потому, что она неразрывно связана с признанием должника банкротом и определяет дальнейшие действия, направленные на удовлетворение требований кредиторов. В ст.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дано определение конкурсного производства. Конкурсное производство – процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Данная процедура является обязательной после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Конкурсное производство открывается даже в том случае, когда в ходе судебного разбирательства устанавливается, что должник не только не имеет возможности заплатить по счетам, но и никаких поступлений на его счет в будущем не ожидается. Цель осуществления конкурсного производства, по сравнению с целью, установленной Законом 1992 г., не изменилась. Она состоит в соразмерности удовлетворения требований кредиторов, освобождении должника от долгов и защиты сторон от неправомерных действий в отношении друг друга. Но надо отметить, что, по сравнению с Законом 1992 г., есть отличия в сути самой процедуры. Эти отличия: - в сроке проведения конкурсного производства; - в открытии конкурсного производства; - в действиях конкурсного управляющего; - в очередности удовлетворения требований кредиторов и т.д. Следует отметить, что открытие конкурсного производства сопровождается опубликованием сообщения и сведений о признании должника банкротом в «Вестнике Высшего Арбитражного суда РФ» и официальном издании Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН). С момента опубликования сведений о признании должника банкротом информация о финансовом состоянии должника прекращает относиться к категории сведений, носящих конфиденциальных характер либо являющихся коммерческой тайной. Сообщение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства публикуется арбитражным судом (ст. 28 Закона о банкротстве). Здесь следует заметить, что данные сведения публикуются с учетом выхода в свет номеров вышеуказанных изданий, то есть даты опубликования информации в этих изданиях различны. В данном случае вопрос о том как будет определяться дата публикации сведений в Законе не решен и, возможно, решится в ходе арбитражной практики. Нельзя обойти здесь и вопрос оплаты такой публикации. В ст. 28 Закона о банкротстве говорится, что в этом случае все расходы несет должник. Но надо учитывать, что нередки случаи, когда у должника могут отсутствовать какие бы то ни было средства. В таком случае публикация осуществляется за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением в арбитражный суд. В деле о признания должника банкротом кредитор является пострадавшей стороной и, зачастую, в результате процедур банкротства так и не получает от должника каких-либо денежных средств. Получается, кто кредитор не только не получает возмещения убытков, но и вынужден понести расходы по оплате публикации. В настоящее время данный вопрос остается не решенным.
|