Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности восприятия.
Восприятие в отличие от ощущений – психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. В восприятии синтезированы (объединены) многие ощущения, хотя оно не является их простой суммой. Например, штангист, захватывая гриф штанги, не только видит ее, но и ощущает толщину грифа, холод металла, меру «сцепления» пальцев рук с грифом. Все эти ощущения обобщаются в один целостный образ штанги. В этом выражается предметность и целостность восприятия. Другая его особенность – структурность. Она заключается в том, что восприятие не просто сумма ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, то есть его структура. Для восприятия характерен и ряд других особенностей: константность, осмысленность, апперцепция. Константность восприятия характеризуется тем, что в определенных границах человек воспринимает предметы как относительно неизменные. Она обнаруживается, например, при зрительном восприятии формы и цвета предметов. Так, классная доска воспринимается черной, потолок – белым и при ярком солнечном освещении, и при тусклом свете пасмурного утра, и при электрическом освещении. Конечно, константность восприятия сохраняется не всегда, она может изменяться (например, при очень ярком и быстро изменяющемся цветовом освещении). Тогда естественные цвета предметов начинают как бы смещаться в сторону бликов цветового освещения. Так, в зависимости от сменяющих друг друга ярко-красного, фиолетового, зеленого цветов освещения меняется цвет костюма фигуриста, цвет лица у актера. Константность восприятия имеет большое жизненное значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения человек сталкивался бы с «новыми» предметами и перестал бы узнавать то, что ему было известно раньше. При этом точность, быстрота восприятия предметов были бы значительно снижены, а это, в свою очередь, затрудняло бы эффективную ориентировку человека в условиях его трудовой, учебной, спортивной деятельности. Следующая особенность восприятия – это осмысленность. Восприятие – это не только чувственное отражение, но и осознание предметов, их осмысливание. Это значит, что в процесс восприятия включено и мышление. Воспринимая предмет, человек стремится вслух или про себя словесно назвать его или соотнести с какими-то другими предметами, напоминающими его. В этом выражается не только осмысленность, но и обобщенность восприятия. Осмысленность его хорошо проявляется, например, при восприятии незавершенных рисунков. Рассмотрение рисунка обнаруживает единство чувственных и логических элементов познания, неразрывную связь восприятия и мышления человека. Поэтому окружающая действительность в восприятии полнее и глубже, хотя это и относится только к внешним свойствам и качествам предметов. Для восприятия характерно также и явление апперцепции. Апперцепцией называется зависимость восприятия от жизненного опыта человека, интересов, запаса знаний, ценностных ориентаций и установок. С апперцепцией связаны целенаправленность и избирательность восприятия, индивидуальные различия в восприятии одного и того же предмета различными людьми. Например, воспринимая сломанные лыжи, мастер, производящий их, будет фиксировать внимание на материале, из которого они изготовлены, качестве их изготовления, художник-дизайнер – на внешнем оформлении, начинающий спортсмен – на соответствии лыж росто-весовым показателям, опытный тренер, выбирающий лыжи для своих учеников, будет оценивать их всесторонне. Восприятие – это процесс, в котором отражаются и особенности реально существующих качеств и отношений предметов внешнего мира, служащих источником восприятия, и своеобразие субъективной деятельности личности. Внутренние установки и определенная направленность личности составляют объективный характер восприятия. Это раскрывается в предопределенности восприятия субъективной настроенностью личности. Своеобразие сенсорной деятельности в определенных условиях также может влиять на увеличение роли субъективных качеств восприятия. Примерами этому служат иллюзии восприятия, нарушение константности, явления одновременного и последовательного контрастов, взаимоотношения фигуры и фона восприятия. Многообразие чувственного отражения личностью окружающего объективного мира выступает в восприятии предметов, пространства, движений, времени, человеческих отношений и в восприятии человека человеком. Полученные знания, имеющийся опыт, представления памяти включаются в процесс восприятия. Всякий новый предмет осмысливается и определяется в системе имеющегося интеллектуального и эмоционального багажа личности. Благодаря включению мышления в акт восприятия уже на уровне чувственного познания совершается осмысливание и первоначальное обобщение. В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер – становится наблюдением. Систематически организуемое наблюдение, приносящее личности глубокое удовлетворение и помогающее решать волнующие ее вопросы, может стать более или менее длительным интеллектуальным состоянием личности. При определенных обстоятельствах в поведении человека обнаруживается наблюдательность, являющаяся сложным специфическим проявлением личности. Длительное и постоянное культивирование наблюдения, а также потребности практической профессиональной деятельности способствуют выработке наблюдательности как устойчивой черты поведения или деятельности личности. Наблюдательность становится свойством личности.
|