![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Под редакцией доктора экономических наук, профессора Т.ДСтр 1 из 45Следующая ⇒
СФЕРА УСЛУГ: ЭКОНОМИКА Под редакцией доктора экономических наук, профессора Т.Д. Бурменко
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Классический учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва КНОРУС УДК 338.46(075.8) ББК 65.43я73 С11
Рецензент: Т.В. Чечелева, д-р экон. наук, проф. кафедры экономической теории Финансовой академии при Правительстве РФ
Сфера услуг: Экономика: учебное пособие С11 / кол. авт. под ред. Т.Д. Бурменко. — М.: КНОРУС, 2006. —... с.
ISBN 5-85971-227-8
В систематизированном виде излагаются вопросы функционирования сферы услуг как ведущего сектора современной экономики. Рассматриваются сущность и классификация услуг в современном обществе, рынок услуг, порядок и принципы составления бизнес-плана для малых предприятий в сфере услуг. Анализируется положение на мировом рынке услуг, а также особенности рынка труда в сфере услуг. Для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов, работников сферы услуг, а также для всех, кто интересуется сервисолизацией современной экономики. ISBN 5-85971-227-8
УДК 338.46(075.8) ББК 65.43я73 © Коллектив авторов, 2006 ISBN 5-85971-227-8 © КНОРУС, 2006
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................................... Тема 1. Цивилизационный процесс и структурная эволюция общественного производства.............................. Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература..................................................................................................................................... Тема 2. Информационный фактор в развитии человеческого общества.................................................................... Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература..................................................................................................................................... Тема 3. Сфера услуг в современном обществе................................................................................................................... Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература..................................................................................................................................... Тема 4. Услуги в современной экономике: сущность и классификация...................................................................... Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература..................................................................................................................................... Тема 5. Рынок услуг................................................................................................................................................................... Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература..................................................................................................................................... Тема 6. Предпринимательство в сфере услуг..................................................................................................................... Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература..................................................................................................................................... Тема 7. Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг............................................................................................ Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература..................................................................................................................................... Тема 8. Франчайзинг в сфере услуг....................................................................................................................................... Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература..................................................................................................................................... Тема 9. Государство и развитие сферы услуг.................................................................................................................... Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература..................................................................................................................................... Тема 10. Мировой рынок услуг.............................................................................................................................................. Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература..................................................................................................................................... Тема 11. Структурная трансформация индустриальной модели занятости населения........................................ Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература..................................................................................................................................... Тема 12. Роль высокотехнологичных услуг в обеспечении занятости населения................................................... Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература..................................................................................................................................... Тема 13. Особенности труда в сфере услуг, их влияние на отбор, подготовку и занятость кадров................... Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература..................................................................................................................................... Тема 14. Специфика рынка труда и занятости в отдельных секторах сферы услуг............................................... Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература..................................................................................................................................... Тема 15. Формирование новой модели женской занятости............................................................................................ Вопросы для самопроверки..................................................................................................................................... Рекомендуемая литература.....................................................................................................................................
Авторский коллектив:
Бурменко Т.Д., доктор экономических наук, профессор — введение, темы 1—5, 8, 9 (совместно с Ермаковой Л.Г.), 10; Даниленко Н.Н., доктор экономических наук, профессор — темы 6 (совместно с Ермаковой Л.Г.), 11—15; Туренко Т.А., кандидат экономических наук, доцент — тема 6 (совместно с Даниленко Н.Н. и Ермаковой Л.Г.), 7; Ермакова Л.Г., кандидат экономических наук — темы 6 (совместно с Даниленко Н.Н. и Туренко Т.А.), 9 (совместно с Бурменко Т.Д.)
75-летию иркутского «Нархоза», как бы он ни назывался — ИИНХ, ИГЭА, БГУЭП ВВЕДЕНИЕ Начиная со второй половины ХХ в. стали усиливаться качественные сдвиги в структуре общественного производства многих стран. Глубина и масштабы происходящих сдвигов в наиболее развитых государствах позволили говорить о переходе к постиндустриальной стадии развития как о реальном факте. Критериальным признаком этого специалисты часто называют формирование сервисной модели общества, которой соответствует доминирующая роль сферы услуг в национальном хозяйстве, что дало основание определять современную экономику как экономику услуг. Все шире в научно-практический оборот входит термин «сфера услуг», хотя достаточно четкого и глубокого его определения до сих пор нет. Думается, это объясняется тем, что услуги, во-первых, чрезвычайно многолики, во-вторых, часто неразрывно связаны с производством и движением физических товаров, в-третьих, пронизывают все сферы социально-хозяйственной деятельности: в большей или меньшей степени практически все отрасли экономики являются «услугооказывающими». Следует заметить, что сколько-нибудь целостная теория сферы услуг еще не сформировалась, но идет ее активное создание по многочисленным направлениям. Многие вопросы, в том числе методологические, касающиеся сущностных моментов феномена «сфера услуг», до сих пор не решены, о чем свидетельствует, как мы уже сказали, отсутствие четкого определения указанного понятия, а также наличие множества терминов, которые в чем-то близки, но все-таки не совпадают по смыслу, тем более что их содержательные параметры (содержательное наполнение) также весьма размыты. Это касается, например, терминов, которые достаточно часто встречаются в отечественных научных и учебных публикациях: «социальная сфера», «социально-культурная сфера», «духовное производство», «непроизводственная сфера», «сфера сервиса» и т.д. Общим для них является специфика деятельности, представляющая собой услугу. По мере осознания этого стал все больше употребляться термин «сфера услуг» как выражающий в самом широком смысле совокупность всех видов деятельности, которые в той или иной мере можно назвать услугами. Превращение сферы услуг в ведущий сектор общественного хозяйства определяет степень развития и конкурентоспособности национальной экономики разных стран. Масштабы и динамизм развития указанного сектора экономики, его ведущая роль в хозяйстве и социальной жизни общества обусловили возрастание интереса высших учебных заведений и колледжей к подготовке специалистов в области услуговой деятельности. Вместе с тем со всей остротой проявилась проблема недостатка в России соответствующей научной и учебно-методической литературы, особенно посвященной комплексному рассмотрению сферы услуг, хотя нельзя не отметить ряд книг В.Л. Иноземцева, в которых затрагиваются многие аспекты сферы услуг в координатах становления постиндустриального общества, а также монографию А.З. Селезнева, в которой освещаются проблемы нематериального производства, работы А.Е. Шаститко, В.Л. Тамбовцева и других авторов, где анализируется феномен публичных услуг, содержательные публикации Л.С. Демидовой. Больше «повезло» маркетингу и менеджменту услуг: эти направления достаточно представлены в солидных западных, а в последние годы и в российских учебниках и многочисленных статьях. В этой связи хочется отметить работы В.Д. Марковой, Е.В. Песоцкой, Г.Д. Крыловой, Н.Е. Николайчука, М.И. Соколовой, В.В. Кулибановой, В.Н. Стаханова и Д.В. Стаханова, В.Г. Федцова и В.В. Федцова, А.П. Челенкова. В ходе написания данного учебного пособия авторы опирались на материал многочисленных зарубежных и отечественных изданий, в которых освещаются различные аспекты такого феномена, как сфера услуг, и свой многолетний опыт работы.
Все меняется, ничто не исчезает. Все познается в сравнении.
|