Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
С 1970 по 1996 г.
(процентные пункты)
* За 1970 г. использованы данные по Чехословакии. ** Складское хозяйство учтено вместе с торговлей. Источник. Бреев Б., Костенко Т., Нанавян А. Занятость в сфере услуг и перспективы ее развития в России // Общество и экономика. 1998. № 7. С. 179.
В настоящее время по темпам роста во многих странах лидирует комплекс деловых услуг: службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-исследовательские работы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, размножение документации, бухгалтерские, аудиторские операции и т.д. В рамках этих услуг быстрее всего развиваются информационно-компьютерные услуги. Интересно, что ускоренно развивается и ряд нетехнических видов деловых услуг, связанных с деятельностью по подбору кадров, обеспечением нормального социального климата на производстве, поддержанию связей фирм с общественностью. В целом в сфере деловых услуг в конце 90-х годов в США было занято более 11 млн работников, в Японии — около 3 млн, в Великобритании — 1, 5 млн, в Германии — 1, 4 млн, во Франции — 0, 6 млн1. 1 Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // МЭиМО. 1999. № 2. С. 26.
В России в 1990 г. в сфере услуг работали 37% занятых от общей их численности, в 1996 г. — 50%2. По данным табл. 11.1 прирост численности занятых в сфере услуг происходил прежде всего за счет отраслей коммунальных, социальных или личных услуг, однако это связано не с ростом, а со значительным падением объема материального производства. Состояние сферы услуг в технологически развитых странах показывает, что государству целесообразно содействовать формированию и развитию малого бизнеса, который в сфере услуг традиционно занимает важные позиции и помогает решать проблему занятости. При этом особое внимание должно уделяться высокотехнологическим видам малого предпринимательства. В целом необходимо преодолевать колоссальное отставание российской сферы услуг по научно-техническому уровню. Только в этом случае возможно существование модели занятости, соответствующей требованиям постиндустриальной экономики. По некоторым данным, около половины российских трудовых ресурсов по своему квалификационному и общему образовательному уровню готовы при нормальной организации, включая оплату и условия работы, к труду на современных предприятиях3. 2 Там же. С. 30. 3 Бушмарин И. Квалификация рабочей силы — ведущий компонент производительных сил // МЭиМО. 1999. № 10. С. 69.
Итак, именно сфера услуг в конце XX в. стала главным источником создания рабочих мест и определяющим фактором в формировании контингента занятого населения в экономически развитых странах, в которых происходят становление и развитие сервисной модели занятости. Качественными характеристиками этой модели выступают: появление и распространение новых информационных технологий; увеличение в материальном производстве доли занятых, связанных с предоставлением услуг; формирование видов деятельности, которые целиком или преимущественно базируются на услугах.
Вопросы для самопроверки 1. Как теория трех секторов экономики объясняет перемещение занятости в сферу услуг? 2. Охарактеризуйте взаимосвязь состояния занятости в материальном производстве и сфере услуг. 3. Назовите характерные черты сервисной модели занятости населения. 4. По каким признакам выделяются секторы в рамках сервисной занятости? 5. Каковы черты информационной модели занятости? 6. Охарактеризуйте причины формирования и черты рекреационной модели занятости. 7. Раскройте содержание общих факторов повышения спроса на работников третичного сектора. 8. Охарактеризуйте три причины ускоренного развития сферы услуг, способствующие перемещению занятости в эту сферу. 9. Какие условия развития сферы услуг относятся к числу специфических, как они влияют на динамику отраслевой занятости в третичном секторе? 10. Оцените возможности решения проблемы занятости населения в современной России в связи с развитием сферы услуг. 11. Является ли развитие сферы услуг только производным от развития первичного и вторичного секторов экономики и как в связи с этим обслуживающий труд влияет на расширение занятости? 12. Почему улучшение качества и продолжительности жизни населения развитых стран способствует расширению занятости в секторе социальных услуг и какова российская специфика данного положения? 13. По мере продолжающегося уменьшения роли промышленного производства в экономике ее общее развитие будет все больше зависеть от сферы услуг. Как эта ситуация отразится на занятости населения? 14. Какие виды услуг являются престижными в условиях современной России и как это отражается на предложении труда в секторе услуг?
Рекомендуемая литература 1. Бреев Б., Костенко Т., Нанавян А. Занятость в сфере услуг и перспективы ее развития в России // Общество и экономика. 1998. № 7. 2. Бушмарин И. Квалификация рабочей силы — ведущий компонент производительных сил // МЭиМО. 1999. № 10. 3. Вильховченко Э. Место человека в новейшем производстве и проблема технологического трудовытеснения в развитых странах // МЭиМО. 1998. № 5. 4. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // МЭиМО. 1999. № 2. 5. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М.: Academia — Наука, 1998. 6. Кларк С. Новые формы трудового договора и гибкость труда в России // Вопросы экономики. 1999. № 11. 7. Лебедева Л.Ф. Структурные сдвиги в личном потреблении в России и США: особенности современного периода // США. ЭПИ. 1997. № 12. 8. Макаров В. Государство в российской модели общества // ПТ и ПУ. 1999. № 1. 9. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996. 10. Матэ Э. Послепродажное обслуживание / пер. с фр.; под общ. ред. В.С. Загашвили. М.: Прогресс, 1993. 11. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. 12. Седлак М. Тенденции развития секториальной структуры экономики // ПТ и ПУ. 1998. № 2. 13. Смирнов С. Отраслевая структура занятости: анализ изменений // Человек и труд. 1998. № 1. 14. Современный бизнес: учебник. В 2-х т. Т. 1 / пер. с англ.; Д.Дж. Регмен, М.Х. Мескон, К.Л. Боуви, Дж. Тилл. М.: Республика, 1995. 15. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство / КООС; Х. Юнкель, О. Хеллер, М. Ланген [и др.]; пер. с нем. О.Ю. Григорьевой и др. М.: Наука, 1994. 16. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. 17. Экономические последствия старения населения // США. ЭПИ. 1997. № 1.
Работа — это нечто, что нужно делать, а не место, в которое приходят. Лори Котс
|