Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Товар как основной объект рыночных отношений
Товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена через куплю-продажу. Как экономическое благо, товар обладает двумя свойствами: полезностью и стоимостью. Но не всякое экономическое благо является товаром, а только то, которое предназначено для обмена. Это порождает специфику свойств товара. Полезность товара удовлетворяет потребности, но не самого его создателя, а других людей, т.е. является общественной полезностью. Стоимость товара воплощает в себе затраты труда, но не индивидуальные, а общественно-необходимые, которые характерны для производителей создающих основную массу продукции данного вида. Полезность и стоимость товара взаимно предполагают друг друга. Стоимость не может существовать без полезности, т.к. ненужный обществу товар обладает нулевой стоимостью. В свою очередь полезность не может существовать без стоимости, т.к. товар может быть использован для потребления лишь после его реализации на рынке. В основе способности товара обмениваться в соответствующих пропорциях лежит его ценность. В экономической теории существовало две основных концепции ценности товара: трудовая теория стоимости и теория предельной полезности. Представители трудовой теории стоимости (А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс, Т.Мальтус и др.) выводили ценность товара из его стоимости. Стоимость, по их мнению, определяется затратами труда. Непосредственным измерителем трудовых затрат является рабочее время, но не индивидуальное, а общественно- необходимое. Эта категория характеризует время, которое требуется для изготовления какого-либо блага при общественно-нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Общественно-нормальными (типичными) условиями производства являются те, при которых создается подавляющая часть товаров данного вида. Представители теории предельной полезности (К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер, Л.Вальрас и др.) выводили ценность товара из его полезности. По их мнению, если товар приобретается на рынке, то это происходит не потому что кто-то расценил затраты труда на производство товара как общественно- необходимые, а потому что данный товар для покупателя обладает определенным полезным эффектом: покупатель ценит этот товар. В поисках средства измерения величины субъективной полезности представители данной теории использовали законы Г.Госсена. Согласно этим законам, по мере удовлетворения потребности “степень насыщения” растет, а величина полезности падает. Это означает, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага имеется его “предельный” экземпляр, удовлетворяющий наименее настоятельную потребность. Был сделан вывод, что ценность блага данного рода определяется полезностью его предельного экземпляра или предельной полезностью блага. Родоначальником новой концепции ценности товара является английский экономист А.Маршалл. Именно с его работами связан отход от попыток построить монистическую теорию ценности товара, т.е. найти ее единый источник. В теории А.Маршалла определение ценности сводится к выяснению рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельной полезности), так и на стороне предложения (издержек производства). По мнению А.Маршалла, ценность товара в равной мере определяется полезностью и издержками производства.
|