Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Знакомство с личностью писателя. Слово учителя. Разбор статьи в учебнике. Подготовка к восприятию текста
Руководитель педагогической практики Афанасенко О.Б. ____________________ Учитель русского языка и литературы: Стефашкина Т.Ф. _____________________ Отметка за урок: «» ___________________ Конспект урока Предмет: литература, гимназия № 62, класс 6 «Б» Ф.И.О. студента: Колесникова Ольга Викторовна Программа, по которой работает учитель: «Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений» под ред. В.Я. Коровиной
Тема урока: В. П. Астафьев (1942-2001). «Конь с розовой гривой» Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с чертами личности писателя; показать автобиографический характер рассказа; отметить особенности композиции, своеобразие языка.
Задачи: Обучающие · познакомить с личностью В. П. Астафьева, чтобы подготовить детей к восприятию произведения; · показать логику анализа произведения, рассмотреть завязку, основные образы, композиционное значение отступлений от основной нити повествования; · научить подмечать и понимать значение художественной детали.
Воспитательные · воспитать чувство сопереживания и сострадания к людям, чье детство прошло в лишениях, без опоры со стороны взрослых и т.д.; · показать пример достойной трудовой жизни деревенских людей, их межличностных отношений, основанных на взаимовыручке, любви к ближнему и т.д.; · воспитать уважение к старшим, к человеческому труду.
Развивающие · способствовать развитию навыка быстрого выразительного чтения, а также аналитического и творческого мышления; · совершенствовать устную речь учащихся.
Оборудование: учебник литературы для 6 класса под редакцией В.Я. Коровиной.
Использованная литература: 1. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010. 2. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Ход урока Организационный этап - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем урок. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
Знакомство с личностью писателя. Слово учителя. Разбор статьи в учебнике. Подготовка к восприятию текста Ребята, сегодня мы познакомимся с замечательным писателем, автором множества книг для детей и взрослых – с Виктором Петровичем Астафьевым и с его рассказом о собственном детстве «Конь с розовой гривой». Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни совсем недавно (чуть более 10 лет назад). Таких людей как он называют совестью нации. Это был честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг – простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева – природа. Прочитаем статью об Астафьеве в учебнике – хрестоматии, его собственный рассказ о себе (читаем по цепочке). Разбор статьи, репродуктивная беседа. Учитель: Хорошо, молодцы. Проверим, что вы запомнили из статьи. Ответьте на вопросы: 1) Откуда родом писатель Астафьев? Как называется деревня, в которой он родился? Ученик: Виктор Петрович Астафьев родился в Сибири, на Енисее, в деревне Овсянка.
2) С какого события начался творческий путь писателя? Как звали человека, который способствовал приходу Астафьева в литературу? Творческий путь писателя начался тогда, когда столичный журнал «Смена» опубликовал первые зарисовки, рассказы и очерки писателя, и его главный редактор М. А. Величко пригласил Астафьева в столицу.
3) Почему Астафьев решил писать рассказы ни о героях стройки и прогресса, а о своих односельчанах, о своем детстве, о дедушке и бабушке? Астафьев стал писать рассказы о своих односельчанах и о своем детстве, потому что понял, что это намного важнее и дороже ему; что писателей, пишущих о героях – огромное множество, а вот о людях, занимающихся тихим трудом, «на котором вся земля держится» писать некому.
4) Как назывались первые рассказы писателя? В какую книгу они в последствии вошли? Как встретила публика эту книгу? Первыми рассказами писателя были такие рассказы, как: «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах и др. В последствии все они вошли в книгу писателя, по праву, вершинное произведение писателя «Последний поклон». Книгу встретили очень хорошо и читатели, и критики. Слово учителя, обобщающее слово: Ребята, как мы узнали из статьи, рассказ «Конь с розовой гривой» вошел в качестве отдельной главы в главную, по его собственным словам, книгу писателя «Последний поклон», которую, я надеюсь, вы обязательно прочтете в старших классах. Это книга для взрослого читателя. Этот же рассказ вышел как отдельное произведение для детей в составе сборника детских рассказов с одноименным названием, вышедшем в 72 году прошлого века. С этим рассказом мы имеем счастье познакомиться сегодня. Это произведение автобиографично, это рассказ писателя о событии, произошедшем с ним в детстве. Детство у Виктора Петровича Астафьева было нелегкое, это были первые годы после гражданской войны, страна была разорена, многие голодали. Его родителей раскулачили, отца осудили, а мать утонула. Некоторое время Астафьев жил у дедушки с бабушкой, а потом воспитывался в детском доме. Возможно, потому что у писателя не было матери, он без ума любил свою бабушку, которая стала его лучшим воспитателем, духовным ориентиром на всю жизнь. Ее уход из жизни стал для него настоящей трагедией. Я хочу зачитать вам отрывок из той «взрослой» книги, про которую я вам говорила, «Последний поклон», так заканчивается этот рассказ. Послушайте, пожалуйста. Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон. И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, — да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать...” Вот так относился писатель к своей бабушке. Я зачитала вам этот отрывок, чтобы вам легче было понять характер главного героя, отношения, сложившиеся в его семье. Теперь вы готовы воспринять рассказ, приступим к чтению.
3. Комментированное чтение рассказа (обращаем внимание на сноски: увал, туесок, бадога и т.д.).
1) Читаем до слов: «Левонтий, сосед наш…» · Беседа: От чьего лица ведется повествование? От первого лица, главного героя произведения. · С чего начинается рассказ? Какова его завязка? Рассказ начинается с того, что бабушка отправляет героя на увал с соседскими ребятишками, за ягодами, пообещав за это купить ему пряник «конем» в городе на базаре. · Почему пряник «конем» такая желанная мечта для героя? Найдите ответ в тексте. Какие слова подчеркивают важность для героя иметь этот пряник? «Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей! Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. (…) С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе и так и эдак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только позволили им потом откусить от коня либо лизнуть его. (…)Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял! – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь-огонь!..). · Как характеризует мальчика рассказ о «прянике конём»? Он – мечтатель и фантазёр, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня. Пряник для него – чудо, благодаря которому, словно по велению Сивки Бурки, мир преображается: «в чижа первому бить дают» и т.д. Мальчик чувствует, как «конь лягает копытами в голый живот…».
2) Читаем до «Вот с ребятишками дяди Левонтия…» Беседа, репродуктивная беседа: · Как описана семья Левонтьевых? Расскажите об этой семье. Как к ней относится герой, бабушка героя? В семье Левонтьевых ребятишек не сосчитать, рассказчик не называет их имена, но из текста понятно, что их много. Это очень бедная семья, которая нормально кушает только по «праздникам» - в день, когда отец семейства получит деньги за работу. Тогда гуляет вся семья и угощает главного героя, жалеет егоза сиротское детство. Еще можно сказать, что это люди, которые живут одним днем, их жизнь неустроенна и отчасти по их собственной вине – они ленивы, безолаберны. Это понимает бабушка, поэтому относится к ним настороженно, но с сочувствием. Главный же герой любит эту семью (особенно отца), ему легко с ними, хорошо, интересно. В доме бабушки он один, а в доме соседей столько много ребятишек!. · В каком доме жили Левонтьевы? Найдите и зачитайте описание в тексте. «Дом их стоял сам собою, на просторе: ничего ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни». Даже изгороди постоянной вокруг дома не было, а крыльцо заменял «истюканный топором чурбак». Слово учителя, сообщающее слово: Ребята, отметим тут иронический тон описания: «ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый» - на самом деле это обозначает крайнюю бедность. Еще одна деталь – печка «раскорячившаяся посреди избы» - это означает крайнюю безолаберность членов семьи Левонтьевых, потому что у русской печи если и писали, то писали всегда уважительно, как о центре крестьянской избы.
· Какую роль в композиции рассказа играет описание этой семьи? Описание семьи является своеобразной экспозицией, объясняет характеры героев, описывает время, место, обстоятельства действия.
|