Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Природа управленческого органа
Государство является сложной социальной системой. Важнейшей ее составляющей является публичная власть и ее органы как механизм реализации власти. Через государственные органы реализуются функции государства. Система государственных органов обеспечивает его стабильность и, в то же время, изменчивость в соответствии с меняющимися политическими, экономическими и социальными условиями. Орган исполнительной власти - это юридически, организационно оформленный коллектив людей, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный компетенцией для решения задач (исполнения функций) государственного управления, структура и деятельность которого регламентируется нормами права. Органы государственной власти образуются вышестоящими органами исполнительной власти, которым они подотчетны и подконтрольны, наделены оперативной самостоятельностью. Признаки органа исполнительной власти: – относительно автономная часть единой системы органов исполнительной власти; – организованный коллектив людей; – юридически оформленный коллектив (положение, структура); – осуществляет государственные функции от имени и по поручению государства и от своего имени; – наделен компетенцией; – является подзаконным органом, ориентированным на деятельность на основе и во исполнение закона; – несет ответственность перед государством; – обладает оперативной самостоятельностью; – действует на основе профессионализма и принципов государственной службы, его персонал составляют государственные служащие, занимающие должности и выполняющие свои функции в соответствии с законодательством о государственной службе; – имеет необходимое материальное, финансовое и иное обеспечение органа (помещения, оргтехника, связь, транспорт и т.п.); – образован вышестоящим органам, ему подотчетен и подконтролен; порядок образования, задачи, функции, формы и методы деятельности определяются в соответствующих законах, положениях, иных нормативных актах. Ю.А.Тихомиров предлагает следующую классификацию исполнительных органов, основанную на адекватности формы органа выполняемым им функциям: – органы, осуществляющие руководство и координацию на том или ином уровне управления (правительство, высшее должностное лицо субъекта Федерации), являющиеся органами общей компетенции, имеющие широкий диапазон функций и полномочий; – органы осуществляющие отраслевое регулирование и управление (министерства); – органы, осуществляющие межотраслевую координацию и функциональное регулирование (в прошлом государственные комитеты); – органы, осуществляющие специальные функции (контрольные, разрешительные, например, службы); – администрация как орган оперативного управления в государственных предприятиях, учреждениях и организациях; – внешние управляющие в случаях выполнения специально уполномоченными лицами функций управления недвижимостью, предприятием (в ситуации банкротства), управления акциями, находящимися в собственности государства; – вспомогательных органы (межведомственных советы, комиссии и т.п.); – международная администрация (различные структуры). По территориальному масштабу деятельности различают федеральные органы исполнительной власти, действующие в масштабе страны, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, действующие на территории одного или нескольких субъектов РФ, межтерриториальные органы специального назначения, действующие в пределах функционально-территориальных округов, зон и т.п. Органы исполнительной власти делятся также по способу принятия решений на органы: действующие на основе единоначалия (министерства), действующие на основе коллегиальности (правительство). По характеру и объему компетенции – на органы: – общей компетенции, осуществляющие управление всеми или большинством отраслей и сфер общественной жизни; – отраслевой компетенции, осуществляющие управление отдельными отраслями; – межотраслевой компетенции (надотраслевой, специальной), осуществляющие специализированные функции, касающиеся большинства отраслей. По организационно правовым формам (надо отметить, что подходы здесь весьма изменчивы) – на: правительство (РФ или субъекта РФ), министерства, службы, агентства.
|