Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 14. Административный процесс
Системным средством решения публичных задач служит введение нормативных основ всей административной деятельности, нормативной модели управления, легально установленных организационных и функциональных процедур деятельности Речь идет о нормативном установлении типичных административных процедур для органов власти, государственных учреждений и организаций, должностных лиц и служащих, а также о позитивных процедурах, процессуальных правилах осуществления компетенции субъектов права, которые опосредуют наиболее важные формы административной деятельности, при этом не ограничивая административного усмотрения руководителей и служащих. Введение административных процедур позволит как установить досудебный порядок разрешения разногласий между государственными органами всех уровней и особенно региональными, так и формировать в стране административную юстицию и создавать административные суды, готовить кодекс административного судопроизводства.
14.1. Административный процесс: сущность, виды Процесс – это люба я целенаправленная совокупность последовательных действий; порядок осуществления какой-либо деятельности, например, государственно-управленческой. О такой деятельности можно сказать, что она имеет процессуальную форму. С правовой точки зрения любой процесс, в том числе административный, – это реализация норм материального права, в нашем случае, административно-правовых. Однако, традиционно понятие «процесс» связывается с правоохранительной деятельностью. В то же время государственное управление решает много задач позитивного характера и правоохранительной деятельностью не исчерпывается. Не противопоставляя понимание административного процесса в широком (правоприменительном) и в более узком традиционном (правоохранительном) смысле, выделим два направления административно-процессуальной деятельности: процедурное и юрисдикционное. В рамках первого направления будем рассматривать действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами административных процедур, не связанных с юрисдикцией, а в рамках второго – осуществление функции правоохраны и совершение традиционно понимаемых юрисдикционных действий. В целом, административный процесс можно определить как урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность органов исполнительной власти (должностных лиц) в целях осуществления государственного управления. Административный процесс может иметь в своем составе так называемые административные производства, в рамках которых объединяется нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, объединенных общностью предмета регулирования. Производства, в свою очередь, могут состоять из стадий и этапов. Стадии административного процесса как совокупности последовательно совершаемых процессуальных действий различаются между собой: – целями и задачами; – кругом участников и их правовым статусом; – юридическими фактами; – сроками совершения; – процессуальным оформлением. Общими для административного процесса являются следующие стадии: – анализ ситуации, в ходе которого собирается, изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах; – принятие решения, в котором устанавливается воля субъекта власти; – исполнение решения. В зависимости от категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд административных производств имеют особые, характерные только для них стадии (например, возбуждение дела, обжалование и опротестование решения).
|