Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Либеральное течение






 

Отдельные исторические периоды ставили перед российским обществом не только вопросы содержания преобразований, но и методов их проведения. Наряду с идеями революционной нетерпимости, готовности революционеров на самопожертвование во имя свободы и равенства появляется течение, которое выдвигает либеральные идеи. Либерализм по своему содержанию является буржуазным политическим и идеологическим течением, выражавшим интересы буржуазии в период смены феодального строя капиталистическим, ликвидации крепостнических порядков и абсолютной монархии. Либералы требовали ограничения власти монарха парламентом, введения конституции и демократических свобод. Отсюда происходит название " либерализм" (лат. касающийся свободы), означающее требование свобод, свободный.

Первые либеральные течения, сформировавшие умеренно-оппозиционный лагерь, появляются в России в начале 1840-х гг. Журнальные баталии между западниками и славянофилами начались после публикации в 1836 г. в журнале " Телескоп" Н.И. Надеждина первого философского письма П.Я. Чаадаева. В нем интереснейший мыслитель России попытался проанализировать исторический путь, пройденный нашей страной, и заглянуть в ее будущее. Рассматривая историческое развитие России, П.Я. Чаадаев делал крайне пессимистические выводы о будущем страны. " Телескоп" был закрыт, редактор журнала сослан, цензор, пропустивший публикацию, отстранен от должности. П.Я. Чаадаев официально объявлен " умалишенным" и за ним был установлен " медико-полицейский надзор". Крайне отрицательно отозвался о статье Николай I, что, собственно, и повлекло за собой все эти меры, к тому же в течение нескольких лет на дом к Чаадаеву являлись врачебные и полицейские чины для свидетельствования его " умственного состояния".

Передовая Россия оценивала " Философские письма" неоднозначно. Осуждалось его негативное отношение к прошлому России и неверие в будущее. Вокруг философско-политологических проблем, поднятых в письмах, развернулись дискуссии западников, положившие начало двум течениям общественной мысли России: западников и славянофилов. Оба течения не считали положение России безнадежным и настаивали провести два мероприятия: отменить крепостное право и изменить формы правления страной. Однако методы решения этих проблем предлагались различные. Западники во главе с Т.Н. Грановским, К.Д. Кавелиным, Б.Н. Чичериным отстаивали европейский вариант развития России. Это означало превращение ее в буржуазную республику или конституционную монархию. Славянофилы, куда входили братья К.С. и И.С. Аксаковы, С.Т. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев, Ф.В. Чижов и др., возглавляемые А.С. Хомяковым, братьями И.В. и П.В. Киреевскими, отстаивали возвращение к традиционным русским государственным порядкам, измененным Петром I. По мнению славянофилов, эти порядки могли бы вывести страну из кризиса. Главным устоем народной жизни они считали общину (мир), которая была даже не столько школой жизни, сколько традиционной структурой, учившей и заставлявшей крестьян жить в соответствии с христианскими нормами.

Правительство Николая I с особым пристрастием относилось именно к славянофилам, оставляя западников несколько в тени. Они слишком прямо ставили вопрос о соответствии существующей монархии народному духу и исторической традиции, выдвигая при этом конституционный, по сути, лозунг: " Сила власти — царю, сила мнения — народу".

В конце концов представители обоих течений пытались отыскать пути для постепенного перерождения дворянства и феодально-зависимого крестьянства в буржуазные классы, а абсолютной монархии — в правовое капиталистическое государство.

В первые годы правления Александра II либеральный лагерь оказался перед необходимостью более активных действий. Русские либералы обосновали систему взглядов, где главным для гражданина считалось участие в политической жизни страны, поддержка правительственных реформ, но при этом сохранение независимости и свободы действий. Более того, критикуя царизм за деспотизм и непоследовательность, они полагали, что в стране нет другой политической силы, которая способна провести реформы мирным путем, не допуская новой пугачевщины.

В среде молодых дворян, либерально-демократической интеллигенции появляются кружки. Однако в 60-х — первой половине 70-х гг. либерализм, прежде всего, был распространен в земских учреждениях, носил вполне легальный характер. Можно сказать, что эти годы были временем строительства либерального движения, периодом осознания собственной значимости, поиска своего места среди общественных сил страны. Один из основателей российского либерализма историк К.Д. Кавелин, профессор Московского университета, так определил свое видение проблемы: " Не тот народ имеет будущее, который умеет храбро умирать в битвах, на виселицах и каторге, а тот, кто умеет переродиться и вынести реформу". В этом смысле российский либерализм отличался от европейского тем, что оставался не столько оппозицией его величеству, сколько оппозицией его величества. Думается, что либералы, как и крестьянство, тоже болели царистскими иллюзиями. В их глазах Трон, Зимний дворец представляли собой нечто отдельное от государственного аппарата, и они надеялись оторвать императора от окружающей его бюрократии и сделать своим союзником.

В середине 70-х гг. под влиянием упорного нежелания царского правительства завершить реформы и развертывания революционного движения усилилось и либеральное движение. Земцы стали требовать созыва Земского собора, реформы Государственного совета и включения в него представителей губернских земских собраний, ликвидации привилегий дворянства, закрепления демократических свобод. В связи с участием в земском движении разночинной интеллигенции - адвокатов, врачей, учителей, агрономов - либерализм радикализируется и становится оппозиционной силой. Такие видные земские деятели, как Д.И. Шаховский, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков и некоторые другие проводили тайные съезды и собрания земцев. Став на путь нелегальной деятельности, они пытались сплотить либеральные силы, чтобы довести реформы до логического конца – конституционной монархии. Иногда либералы задумывали крупные самостоятельные акции, но до логического завершения они не доводились из-за сопротивления властей. Так, в начале 1880 г. либеральные газеты попытались начать кампанию в защиту конституционного проекта М.Т. Лорис-Меликова, но она была запрещена министром внутренних дел, т.е. самим же Лорис-Меликовым.

Убийство Александра II и установление реакционных порядков резко снизило в стране размах либерального движения, но уничтожить оппозицию не смогло. Александр III, взявший курс на искоренение земств, в изданном в 1890 г. " Положении о губернских и земских учреждениях" повысил роль губернаторов в борьбе за укрепление монархии. В 1892 г. новое городское положение существенно снизило число избирателей городской думы.

На рубеже XIX и XX веков в либеральное движение вступают многие представители интеллигенции, которая лучше других понимала необходимость капиталистических перемен в экономических отношениях и политическом устройстве страны. Либеральная интеллигенция использовала нелегальные методы борьбы с самодержавием широко: создавались запрещенные кружки и печатные органы.

Земские либералы, состоящие в основном из дворян, стали терять свои позиции. На политическую арену выходит буржуазный либерализм. В либеральное движение приходит будущий лидер кадетской партии П.Н. Милюков. К движению примыкает группа " легальных марксистов" во главе с П.Б. Струве, ранее сотрудничавшая с социал-демократами, бывшие народники Н.А. Каблуков, А.И. Чупров. В 1902 г. в Германии стал издаваться нелегальный журнал " Освобождение" тиражом в 9-10 тысяч экземпляров, который редактировал П.Б. Струве. В 1903 г. радикально настроенные деятели создают " Союз земцев-конституционалистов", а в 1904 г. буржуазная интеллигенция и радикально настроенные земцы образуют " Союз освобождения".

Несмотря на серьезные попытки, массовым либеральное движение не стало. Объединиться в прочный оппозиционный блок с демократическими силами либералы также не смогли, т.к. их разделяло слишком многое. Друг от друга их отталкивала и социалистическая идея, и тактика террора, и споры по поводу государственного устройства будущей России. Не захотела воспользоваться поддержкой своих нечиновных единомышленников и либеральная бюрократия. В результате знания и политический потенциал либерального течения в России второй половины XIX в. оказались невостребованными.

Общественное недовольство, лишенное легальных форм проявления, все чаще и активнее прорывалось в виде выступлений революционеров.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал